Резолютивная часть решения объявлена 22 марта 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 27 марта 2023 года г. Ярославль
Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Инспекция) в составе: руководителя Инспекции - заместителя начальника отдела контроля закупок ..., членов Инспекции: главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок ..., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок _,
с участием:
участник закупки, общество с ограниченной ответственностью "ВОСПРОМТОРГ" (далее также - ООО "ВОСПРОМТОРГ", общество, участник закупки, поставщик), обеспечил участие в заседании Инспекции представителей по доверенности ... (посредством видеоконференцсвязи),
заказчик - Государственное казенное учреждение Ярославской области "Единая служба заказчика" (далее также - ГКУ ЯО "Единая служба заказчика", заказчик), обеспечил участие в заседании Инспекции представителей по доверенности ...;
уполномоченный орган, - департамент государственного заказа Ярославской области (далее также - ДГЗ ЯО, уполномоченный орган) обеспечил участие в заседании Инспекции представителей по доверенности ... (посредством видеоконференцсвязи),
оператор, акционерное общество "Агентство по государственному заказу республики Татарстан", участие в заседании Инспекции не обеспечил, о дате, времени и месте проведения проверки уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленные Государственным казенным учреждением Ярославской области "Единая служба заказчика", и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" проверку соблюдения заказчиком, Государственным казенным учреждением Ярославской области "Единая служба заказчика", порядка расторжения государственного контракта N 397/22- ЕСЗ от 09.01.2023 на поставку медицинских изделий (Стул для посетителей пластиковый/Стул общего назначения), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия для объекта: "Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области "Областная клиническая онкологическая больница", Ярославская область, г. Ярославль (строительство хирургического корпуса с инженерными коммуникациями и сооружениями)" (извещение N 0171200001922004555), заключенного с ООО "Воспромторг", в связи с нарушением поставщиком существенных условий государственного контракта, проверку соблюдения заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном поставщике для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии с приказом Ярославского УФАС России от 16.03.2023 N 78/23,
УСТАНОВИЛА:
В Ярославское УФАС России заказчик, ГКУ ЯО "Единая служба заказчика", для включения в реестр недобросовестных поставщиков направил сведения об ООО "ВОСПРОМТОРГ", нарушившим, по мнению заказчика, существенные условия государственного контракта N 397/22- ЕСЗ от 09.01.2023 на поставку медицинских изделий (Стул для посетителей пластиковый/Стул общего назначения), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия для объекта: "Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области "Областная клиническая онкологическая больница", Ярославская область, г. Ярославль (строительство хирургического корпуса с инженерными коммуникациями и сооружениями)" (извещение N 0171200001922004555).
Изучив представленные документы и материалы, Инспекция приходит к следующим выводам.
09.01.2023 Государственное казенное учреждение Ярославской области "Единая служба заказчика", именуемое в дальнейшем "Государственный заказчик" (далее - Заказчик), в лице первого заместителя директора _, действующего на основании приказа директора ГКУ ЯО "Единая служба заказчика" от 11.05.2021 N 109-лс "О праве подписи", с одной стороны, и Общество с ограниченной ответственностью "ВОСПРОМТОРГ", в лице Управляющего - индивидуального предпринимателя _, действующего на основании Решения N 75 от 07.07.2022 г. единственного учредителя и договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью управляющему от 07.07.2022 г., с другой стороны, здесь и далее именуемые "Стороны", в порядке Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), по результатам аукциона в электронной форме, объявленного Извещением от "15" декабря 2022 г. N0171200001922004555, на основании Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от "23" декабря 2022 г. NИЭА1, заключили настоящий государственный контракт (далее - контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 государственного контракта Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку медицинских изделий - Стул общего назначения модель "Честер", Россия (код ОКПД-2 32.50.30.110) (далее - Оборудование, Товар) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к настоящему Контракту), и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу и вводу в эксплуатацию Оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов, эксплуатирующих Оборудование, в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Оборудования (далее - Услуги), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленное Оборудование и надлежащим образом оказанные Услуги.
В соответствии с пунктом 1.2 государственного контракта номенклатура Оборудования и его количество определяются Спецификацией (приложение N 1 к Контракту), технические показатели - Техническими требованиями (приложение N 2 к Контракту).
Согласно пункту 2.2 государственного контракта цена Контракта составляет 2 107 424 (Два миллиона сто семь тысяч четыреста двадцать четыре) рубля 30 копеек, НДС не облагается.
В соответствии с пунктом 2.6 государственного контракта изменение существенных условий Контракта при его исполнении допускается в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до Заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом Заказчик в ходе исполнения Контракта обеспечивает согласование новых условий Контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения Контракта и (или) количества Оборудования и (или) объема Услуг, предусмотренных Контрактом.
Разделом 3 государственного контракта предусмотрено следующее:
3.1. Поставщик обязан:
3.1.1. Поставить Оборудование в строгом соответствии с условиями Контракта в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки.
3.1.2. Оказать Услуги в строгом соответствии с условиями Контракта в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки.
3.1.3. обеспечить обучение правилам эксплуатации (в соответствии с технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя) Оборудования) и проведение инструктажа специалистов, эксплуатирующих Оборудование.
3.1.9. Своими силами и за свой счет устранять допущенные недостатки при поставке Оборудования и оказании Услуг.
3.1.10. Выполнять свои обязательства, предусмотренные положениями Контракта.
3.2. Поставщик вправе:
3.2.2. Требовать от Заказчика предоставления имеющейся у него информации, необходимой для исполнения обязательств по Контракту.
3.3. Заказчик обязан:
3.3.1. Предоставлять Поставщику всю имеющуюся у него информацию и документы, относящиеся к предмету Контракта и необходимые для исполнения Поставщиком обязательств по Контракту.
3.3.3. Своевременно принять и оплатить поставленное Оборудование и надлежащим образом оказанные Услуги.
3.3.4. Выполнять свои обязательства, предусмотренные иными положениями Контракта.
3.4. Заказчик вправе:
3.4.1. Требовать от Поставщика надлежащего исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом.
3.4.3. Проверять в любое время ход исполнения Поставщиком обязательств по Контракту.
3.4.4. Осуществлять контроль соответствия качества поставляемого Оборудования и качества оказанных Услуг, сроков поставки Оборудования и оказания Услуг требованиям Контракта.
3.4.5. Требовать от Поставщика устранения недостатков, допущенных при исполнении Контракта.
3.4.6. Отказаться от приемки некачественного Оборудования и ненадлежащим образом оказанных Услуг и потребовать безвозмездного устранения недостатков.
В соответствии с пунктом 5.1 государственного контракта поставка Оборудования осуществляется Поставщиком в Место доставки на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта: с даты заключения контракта по 31.01.2023. Поставщик не менее, чем за один день до планируемой даты поставки Оборудования, путем направления соответствующего уведомления согласовывает с Заказчиком дату и время доставки Оборудования в Место доставки.
В соответствии с пунктом 6.1 государственного контракта по факту приемки Оборудования Поставщик и Заказчик подписывают Акт приема-передачи Оборудования (приложение N 3 к Контракту).
В соответствии с пунктом 6.2 государственного контракта для проверки предоставленных Поставщиком результатов поставки, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу Оборудования в порядке, предусмотренном статьей 94 Федерального закона о контрактной системе. Экспертиза может проводиться силами Заказчика или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации.
В соответствии с пунктом 6.3 государственного контракта Заказчик в течение 10 рабочих дней со дня получения от Поставщика документов, предусмотренных пунктом 5.3 Контракта, осуществляет приемку поставленного Оборудования и направляет Поставщику подписанный Акт приема-передачи Оборудования (приложение N 3 к Контракту) или мотивированный отказ от подписания, в котором указываются недостатки и сроки их устранения.
В соответствии с пунктом 7.1 государственного контракта услуги выполняются Поставщиком лично, либо с привлечением соисполнителей.
В соответствии с пунктом 11.1 государственного контракта в случае просрочки исполнения Поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Заказчик направляет Поставщику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Разделом 12 государственного контракта предусмотрено следующее:
12.1. Контракт вступает в силу с момента его заключения и действует по 28 апреля 2023 г. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по Контракту, в том числе гарантийных обязательств Поставщика.
12.3. Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
12.4. Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.
12.6. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика.
16.3. Все споры и разногласия в связи с исполнением Контракта, разрешаются путем переговоров. Если по результатам переговоров Стороны не приходят к согласию, дело передается на рассмотрение в Арбитражный суд Ярославской области.
Согласно пояснениям, представленным Заказчиком и Поставщиком, уполномоченным органом ходе заседания Инспекции, Инспекцией Ярославского УФАС России установлено следующее взаимодействие между сторонами государственного контракта.
25.01.2023 Поставщик направил Товар (включая срок поставки) в сопровождении необходимой документации, Заказчику.
07.02.2023 Заказчик направило претензию N 142 в адрес Поставщика, заявило мотивированный отказ от приемки товара и установил пятнадцатидневный срок для устранения выявленных несоответствий, основаниями для отказа были указаны несоответствие между сопроводительной документацией и товаром, в части указания производителя товара, а также утверждение, что поставленный товар не является медицинским изделием.
Несоответствие между сопроводительной документацией и товаром выражается в том, что, согласно положениям государственного контракта, поставляемый товар- Стул общего назначения модель "Честер", Россия. Согласно документам, представленным Поставщиком на поставленный товар, производителем товара является ООО "ФЭСТ". На фактически поставленном товаре имеется указание на иного, по мнению Заказчика, производителя-изготовителя - товарный знак "Sheffilton". На официальном сайте компании TM Sheffilton (www.sheffilton.com) отсутствует товар с наименованием Стул общего назначения модель "Честер".
Поставщик в ответ мотивированный отказ направил в адрес Заказчика письма (от 14 февраля 2023, исх.: N 241 от 17 февраля 2023 г.), содержащие информацию о том, что поставленный товар и сопроводительная документация полностью соответствуют Контракту, а отказ в приемке поставленного товара не обоснован. По мнению поставщика, согласно положениям государственного контракта, поставляемый товар не должен являться медицинским изделием. Требования технического задания свидетельствуют, что Заказчику требуется обычная офисная мебель (табурет общего назначения КТРУ 32.50.30.110-00000064), не связанный с медицинским значением. Ответ на указанные письма не последовал.
02 марта 2023 г. ГКУ разместило в единой информационной системе Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с "несоответствием фактически поставленного товара условиям заключенного Контракта и потребностям ГКУ. Товар не является медицинским изделием, а представленная документация не соответствует фактически поставленному товару".
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1. заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3. поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
03.03.2023 г. в связи с невыполнением Поставщиком обязательств в полном объеме, а также в связи с неоднократным нарушением сроков исполнения по государственному контракту, Заказчик принял решение о расторжении государственного контракта N 71-10/1 от 10.10.2022 в одностороннем порядке.
Исходя из части 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии со статьей 526 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (далее - ГК РФ) по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 534 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, государственный или муниципальный заказчик вправе полностью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена государственным или муниципальным контрактом, при условии возмещения поставщику убытков, причиненных таким отказом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 532 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с условиями государственного или муниципального контракта поставка товаров осуществляется непосредственно государственному или муниципальному заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю), отношения сторон по исполнению государственного или муниципального контракта регулируются правилами, предусмотренными статьями 506 - 522 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 519 ГК РФ покупатель (получатель), которому поставлены товары с нарушением условий договора поставки, требований закона, иных правовых актов либо обычно предъявляемых требований к комплектности, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 480 настоящего Кодекса, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о некомплектности поставленных товаров, без промедления доукомплектует товары либо заменит их комплектными товарами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 480 ГК РФ в случае передачи некомплектного товара (статья 478) покупатель вправе по своему выбору потребовать от продавца доукомплектования товара в разумный срок.
В соответствии с пунктом 2 статьи 480 ГК РФ если продавец в разумный срок не выполнил требования покупателя о доукомплектовании товара, покупатель вправе по своему выбору: потребовать замены некомплектного товара на комплектный; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной;
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В соответствии с пунктом 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
02.03.2023 г. заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 397/22- ЕСЗ от 09.01.2023 (далее - решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта).
02.03.2023 г. решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта размещено заказчиком в единой информационной системе, в связи с чем указанная дата принята заказчиком в качестве даты надлежащего уведомления поставщика о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
13.03.2023 Поставщик направил возражения на Решение об одностороннем отказе, по его мнению, ООО "ВОСПРОМТОРГ", как предложило в заявке, так и в дальнейшем поставило продукцию производства ООО "ФЕСТ" (подтверждается Договором купли-продажи от 15.01.2023 N 15/011).
Пунктом 4.1 государственного контракта установлен порядок поставки Товара в оригинальной упаковке производителя с маркировкой в соответствии с действующим законодательством.
В силу пункта 5.4.1.1 ГОСТ N16371-2014 "Мебель. Общие технические условия" маркировка на мебель в разобранном виде наносится на упаковку, что и было сделано в настоящем случае. Таким образом, ООО "ФЕСТ" является производителем Товара, что подтверждается соответствующим письмом.
Производитель изготавливает конечный продукт - Товар (Стул "Честер") из комплектующих (монолитных спинки с сидением и каркаса), в связи с чем на комплектующих может фигурировать товарный знак их производителя.
Также, по мнению Поставщика, товар (стул общего назначения) не является медицинским изделием, поскольку в соответствии с частью 4 ст. 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и в соответствии с требованиями п. 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416, документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие. В соответствии со Спецификацией Поставщик обязан поставить Стул общего назначения в количестве 341 шт., при этом на Товар не требуется регистрационное удостоверение, что подтверждается прочерками в соответствующих столбцах "Наименование Оборудования (в соответствии с регистрационным удостоверениям)" и "Дата регистрации Оборудования и его регистрационный номер". Более того, в составе аукционной документации нет ссылки на требования о предоставлении регистрационных удостоверений. Тем самым поставщик полагал, что необходимо поставить товар, не являющийся медицинским изделием.
На данное возражение поставщика Заказчик не ответил.
Таким образом, в течение десятидневного срока, установленного частью 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, нарушение условий контракта Поставщиком не устранено.
Следовательно, с учетом части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта вступило в законную силу, а указанный контракт расторгнут 13.03.2023.
На основании части 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Согласно части 16 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
15.03.2023 заказчику с учетом части 16 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ необходимо было направить в Ярославское УФАС России для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО "Воспромторг", нарушившим, по мнению заказчика, существенные условия государственного контракта.
В ходе заседания Инспекция установила следующее:
В соответствии с пунктом 5.3 государственного контракта при поставке Оборудования Поставщик представляет следующую документацию:
а) копию регистрационного удостоверения на Оборудование, заверенную надлежащим образом поставщиком или производителем (при наличии).
Согласно Спецификации (Приложение N 1 к государственному контракту):
N п/п |
Наименование Оборудования (марка, модель, год выпуска и другое) |
Наименование Оборудования (в соответствии с регистрационным удостоверением) |
Дата регистрации Оборудования и его регистрационный номер |
Информация о номере реестровой записи реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров либо, при отсутствии сведений о предлагаемом товаре в реестре российской промышленной продукции и евразийском реестре промышленных товаров, регистрационный номер сертификата СТ-1/регистрационный номер сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара, выдаваемого уполномоченными органами (организациями) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики |
Код позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (при наличии) |
Ед. измерения |
Кол-во, в ед. |
Цена за ед., включая Услуги, руб. (без НДС) |
Общая стоимость, включая Услуги, руб. (без НДС) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1. |
Стул общего назначения |
- |
- |
N 85041/08 от 04.10.2021 (срок действия 31.03.2023*). |
32.50.30.110-00000064 |
шт. |
340 |
6 180,00 |
2 101 200,00 |
1 |
6 224,30 |
6 224,30 |
|||||||
ИТОГО: |
2 107 424,30 |
Согласно статьи 51 Закона 44-ФЗ Контракт заключается на основании аукционной документации и заявки победителя аукциона.
По смыслу части 2 статьи 94 Закона 44-ФЗ поставщик должен исполнить Контракт в соответствии с условиями Контракта.
В соответствии с условиями государственного контракта товар имеет КТРУ 32.50.30.110-00000064, что согласно номенклатурой классификации медицинских изделий по видам имеет код 260310 (табурет общего назначения). Указанная информация содержится в карточке товара "Справочная информация" каталога КТРУ. Также данный код указан в Описание объекта закупки, входящем в состав аукционной документации.
В составе аукционной документации содержится Расчет начальной максимальной цены контракта (НМЦК), который произведен исходя из потребностей конечного потребителя ("Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Областная клиническая онкологическая больница").
Согласно положениям Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) данному ОКПД2 соответствует - Мебель медицинская, включая хирургическую, стоматологическую или ветеринарную, и ее части.
Соответственно, при изучении извещения в полном объеме становится очевидным, что поставке подлежит именно товар медицинского назначения.
В ходе заседания Инспекции ООО "Воспромторг" согласилось с позицией Ярославского УФАС России касающейся характеристики объекта закупки. Поставщик неверно трактовал требования документации и положения государственного контракта относительно принадлежности поставляемого товар к товарам медицинских изделий.
Признавая свою допущенную ошибку и в целях подтверждения своей добросовестности Поставщик в ходе заседания Инспекции утверждал о своем намерении поставить Заказчику соответствующий условиям государственного контракта товар, несмотря на расторжение государственного контракта и вопреки своей экономической нецелесообразности.
Поставщик обращает внимание на то, что ООО "ВОСПРОМТОРГ" является постоянным исполнителем государственных заказов на протяжении нескольких лет. В этой связи при исполнении контрактных обязательств Общество подходит к реализации поставки товаров с ответственностью, действуя, прежде всего, в интересах государственного заказчика. Подтверждением чему являются благодарности и рекомендательные письма от Заказчиков. В настоящем случае Общество является исполнителем более 125 контрактов, что отражено в Справке об опыте.
Также об отсутствии умысла косвенно свидетельствуют предпринятые и реализованные необходимыми мерами действия Поставщика, которые свидетельствовали о намерении исполнить государственный контракт и о проявленной добросовестности Общества, в том числе:
(1) поставщиком заблаговременно подобран производитель подлежащего поставке Товара; (2) поставщик заблаговременно направил производителю заявку на производство Товар; (3) поставщик на регулярной основе уведомляло Заказчика обо всех этапах исполнения Контракта (согласовывало эскизы - до заключения Контракта, даты доставки Товара и пр.); (4) поставщик поставил Товар Заказчику в сроки, предусмотренные Контрактом (подтверждается скриншотами об отправке соответствующих данным действиям документов).
Следует учесть, что ООО "ВОСПРОМТОРГ" играет важную социальную роль на рынке труда. Учредителем и единственным участником Общества является Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых".
Общество создано для реализации социально значимых целей - организации мест для лиц с ограниченными возможностями.
В этой связи Общество представляет собой не только организацию, которая занимается поставкой товаров, тем самым, расширив организацию рабочих мест для инвалидов, что играет важную роль в их реабилитации и позволяет им получать материальную поддержку в виде достойной заработной платы.
Изложенное свидетельствует о наличии у Общества положительной репутации.
Более того, следует отметить, что в ходе заседания Инспекции Заказчик и уполномоченный орган придерживались позиции, что при решении вопроса о включении/не включении сведений об ООО "ВОСПРОМТОРГ" в реестр недобросовестных поставщиков полностью полагаются на усмотрение Инспекции Ярославского УФАС России.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с пунктом 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона "_";
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Пунктом 15 Правил предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Включению в реестр недобросовестных поставщиков в контексте ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе подлежит информация о поставщиках, с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
При этом, следует отметить, что реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере государственных и муниципальных закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков, а также бюджетных учреждений от недобросовестных действий поставщиков.
Из анализа положений действующего законодательства в сфере государственных закупок следует, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение участников закупок, выражающееся в неправомерном нарушении положений закона.
При этом оценка такого нарушения должна производиться с учетом анализа поведения ООО "ВОСПРОМТОРГ", действий, направленных на исполнение обязательств и удовлетворение потребности Заказчика.
Кроме того, при оценке поведения ООО "ВОСПРОМТОРГ" в ходе исполнения контракта необходимо оценивать, какие именно действия были совершены последним.
Таким образом, из совокупности вышеуказанных норм следует, что при поступлении сведений о случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта контрольный орган в сфере закупок должен провести проверку и установить факт именно недобросовестного поведения подрядчика (исполнителя), повлекший односторонний отказ заказчика от исполнения государственного контракта, и только в случае подтверждения указанного факта он осуществляет размещение сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков.
При этом основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое нарушение контракта подрядчиком, которое не только повлекло односторонний отказ заказчика от исполнения государственного контракта, но и которое предполагает недобросовестное поведение такого подрядчика, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения контракта, и нарушающих права заказчика относительно его условий.
Таким образом, действия антимонопольного органа при разрешении вопроса о включении/отказе во включении в реестр недобросовестных поставщиков не ограничивается формальной констатацией факта расторжения государственным заказчиком контракта в одностороннем порядке, а заключается в выявлении наличия или отсутствия в поведении поставщика при исполнении государственного контракта признаков недобросовестности, что подразумевает направленность действий (либо сознательное бездействие) на уклонение от исполнения контракта.
Аналогичный правовой подход отражен, например, в Определении Верховного Суда РФ от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29-3152/2014, Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 21.07.2020 по делу N А40-176489/2019, Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 19.12.2019 по делу N А40- 38215/2019, Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 13.03.2020 по делу N А40-71788/2019, Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.09.2020 N Ф08-7882/2020 по делу N А32-53937/2019, Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.09.2017 N Ф08-6556/2017 по делу N А63-13270/2016, Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.08.2017 N Ф08-5759/2017 по делу N А32-175/2017.
В данном случае Инспекция Ярославского УФАС России не усматривает пренебрежительного отношения ООО "ВОСПРОМТОРГ" к возложенным на него обязательствам в рамках государственного контракта.
Таким образом, ООО "ВОСПРОМТОРГ" в рамках государственного контракта N 397/22- ЕСЗ от 09.01.2023 на поставку медицинских изделий (Стул для посетителей пластиковый/Стул общего назначения), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия для объекта: "Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области "Областная клиническая онкологическая больница", Ярославская область, г. Ярославль (строительство хирургического корпуса с инженерными коммуникациями и сооружениями)" (извещение N 0171200001922004555), имело намерение исполнить возложенные на общество обязательства.
Осуществив проверку соблюдения заказчиком, Государственным казенным учреждением Ярославской области "Единая служба заказчика", порядка расторжения государственного контракта N 397/22- ЕСЗ от 09.01.2023 на поставку медицинских изделий (Стул для посетителей пластиковый/Стул общего назначения), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия для объекта: "Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области "Областная клиническая онкологическая больница", Ярославская область, г. Ярославль (строительство хирургического корпуса с инженерными коммуникациями и сооружениями)" (извещение N 0171200001922004555), заключенного с ООО "ВОСПРОМТОРГ", в связи с нарушением поставщиком существенных условий государственного контракта, проверку соблюдения заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном поставщике для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, Инспекция нарушений в действиях заказчика не выявила.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок,
решила:
1. Сведения, представленные Государственным казенным учреждением Ярославской области "Единая служба заказчика" (ИНН 7604241932, ОГРН 1137604005923) в отношении общества с ограниченной ответственностью "ВОСПРОМТОРГ" (ИНН 7720458083, ОГРН 1197746212730, адрес: 142110, Московская область, г Подольск, ул Маштакова, д. 9-б, помещ. 12, Управляющий - индивидуальный предприниматель - _) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. По результатам проверки соблюдения заказчиком, Государственным казенным учреждением Ярославской области "Единая служба заказчика" Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ярославской области, порядка расторжения государственного контракта N 397/22- ЕСЗ от 09.01.2023 на поставку медицинских изделий (Стул для посетителей пластиковый/Стул общего назначения), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия для объекта: "Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области "Областная клиническая онкологическая больница", Ярославская область, г. Ярославль (строительство хирургического корпуса с инженерными коммуникациями и сооружениями)" (извещение N 0171200001922004555), заключенного с ООО "ВОСПРОМТОРГ", в связи с нарушением поставщиком существенных условий государственного контракта, в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе не обнаружено.
3. По результатам проверки соблюдения заказчиком, Государственным казенным учреждением Ярославской области "Единая служба заказчика", порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) об ООО "ВОСПРОМТОРГ" для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе не обнаружено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 27 марта 2023 г. N 05-03/64П-23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.03.2023