Резолютивная часть решения объявлена 24 марта 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 29 марта 2023 года г. Ярославль
Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Инспекция) в составе: руководителя Инспекции - заместителя начальника отдела контроля закупок _, членов Инспекции: главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Семенычевой Е.К., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок _,
с участием:
участник закупки, общество с ограниченной ответственностью "Модная деточка" (далее также - ООО "Модная деточка", общество, участник закупки, исполнитель), обеспечил участие в заседании Инспекции представителя по доверенности _ (посредством видеоконференцсвязи),
заказчик - Федеральное государственное бюджетное учреждение профессиональная образовательная организация "Государственное училище (техникум) олимпийского резерва по хоккею" (далее также - ФГБУ ПОО "ГУОР по хоккею", заказчик), обеспечил участие в рассмотрении жалобы представителя по доверенности _ (посредством видеоконференцсвязи);
оператор, общество с ограниченной ответственностью "РТС-тендер", участие в заседании Инспекции не обеспечил, о дате, времени и месте проведения проверки уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленные Федеральным государственным бюджетным учреждением профессиональной образовательной организацией "Государственное училище (техникум) олимпийского резерва по хоккею", и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" проверку соблюдения заказчиком, ФГБУ ПОО "ГУОР по хоккею", порядка расторжения контракта N 03/23 от 01.03.2023 на оказание услуг по профессиональной уборке (извещение N 0371100015723000003), заключенного с ООО "Модная деточка", в связи с нарушением исполнителем существенных условий контракта, проверку соблюдения заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном исполнителе для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии с приказом Ярославского УФАС России от 20.03.2023 N 83/23,
УСТАНОВИЛА:
В Ярославское УФАС России заказчик, ФГБУ ПОО "ГУОР по хоккею", для включения в реестр недобросовестных поставщиков направил сведения об ООО "Модная деточка", нарушившим, по мнению заказчика, существенные условия контракта N 03/23 от 01.03.2023 на оказание услуг по профессиональной уборке (извещение N 0371100015723000003).
Изучив представленные документы и материалы, Инспекция приходит к следующим выводам.
01.03.2023 Федеральное государственное бюджетное учреждение профессиональная образовательная организация "Государственное училище (техникум) олимпийского резерва по хоккею", именуемое в дальнейшем Заказчик, в лице директора Крошевой Елены Александровны, действующей на основании Устава, с одной стороны, и общество с ограниченной ответственностью "Модная Деточка", именуемое в дальнейшем Исполнитель, в лице генерального директора Сташкевич Ольги Васильевны, действующей на основании Устава, с другой стороны, именуемые в дальнейшем Стороны, на основании подведения итогов запроса котировок в электронной форме, оформленного протоколом N 0371100015723000003 от 22 февраля 2023 г., ИКЗ 231760608658476040100100180018121244, заключили настоящий Контракт (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 контракта Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя оказание услуг по профессиональной уборке (далее - Услуги) для нужд ФГБУ ПОО "ГУОР по хоккею" в соответствии с Техническим заданием Заказчика и Спецификацией (Приложения N1, 2 к настоящему контракту), а Заказчик обязуется своевременно оплатить Услуги в соответствии с условиями настоящего контракта.
В соответствии с пунктом 1.2 контракта виды услуг, их объем и периодичность оказания определены Техническим заданием и Спецификацией (Приложения N1,2 к настоящему контракту). Требования к качеству услуг определяются в соответствии с ГОСТ Р 51870-2014 "Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Общие технические условия", ГОСТ Р 57582-2017 "Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Система оценки качества организаций профессиональной уборки", иными обязательными требованиями.
В соответствии с пунктом 1.3 контракта услуги, составляющие предмет настоящего Контракта, должны оказываться в соответствии с законодательством Российской Федерации, требованиями действующих санитарных правил и нормативов, иным обязательным требованиям, предъявляемым действующим законодательством к видам услуг, указанным в Техническом задании (Приложение N1).
В соответствии с пунктом 1.4 контракта место оказания услуг: 150006, г. Ярославль, ул. Дядьковская, 7.
В соответствии с пунктом 1.6 контракта срок оказания Услуг: с 01 марта 2023 года по 30 апреля 2023 года.
В соответствии с пунктом 2.1 контракта цена настоящего Контракта составляет 1 440 000 (один миллион четыреста сорок тысяч) рублей 00 копеек, НДС не облагается. Цена единицы услуги определяется в соответствии со Спецификацией (Приложение N2 к Контракту).
- Цена 1 этапа (01.03.2023-31.03.2023) 728 454 (семьсот двадцать восемь тысяч четыреста пятьдесят четыре) рубля 71 копейка,
- цена 2 этапа (01.04.2023-30.04.2023) 711 545 (семьсот одиннадцать тысяч пятьсот сорок пять) рублей 29 копеек.
Разделом 3 контракта установлено:
3.1. Заказчик вправе:
3.1.1. Требовать от Исполнителя надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями контракта.
3.1.2. Требовать от Исполнителя предоставления надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих исполнение обязательств в соответствии с условиями контракта.
3.1.3. Запрашивать у Исполнителя информацию о ходе и состоянии исполнения обязательств Исполнителя по настоящему контракту.
3.1.4. Осуществлять контроль за соблюдением сроков исполнения настоящего контракта, за ходом и качеством его выполнения, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность Исполнителя.
3.1.6. осуществлять иные права, предусмотренные настоящим контрактом и действующим законодательством Российской Федерации, регламентирующим правоотношения Сторон.
3.1.7. Осуществлять контроль за исполнением Исполнителем условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.4. Исполнитель обязан:
3.4.1. Своевременно и надлежащим образом оказывать услуги в соответствии с Техническим заданием и Спецификацией, нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими оказываемые услуги.
3.4.4. Нести ответственность за оказание предусмотренных настоящим контрактом услуг, устранять все выявленные в период оказания услуг недостатки или иные отступления от условий Контракта.
3.4.5. Предоставить Заказчику счет, счет-фактуру (при наличии), акт оказанных услуг (при наличии), документ о приемке в соответствии с условиями настоящего контракта, а также иные документы, предусмотренные Техническим заданием. На всех документах должны быть указаны наименование Заказчика, Исполнителя, номер, дата контракта, дата оформления документов.
3.4.7. Своевременно предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств по контракту, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта.
Разделом 4 контракта установлено:
4.1. Срок оказания услуг: с 01 марта 2023 года по 30 апреля 2023 года, в соответствии с периодичностью, предусмотренной Техническим заданием.
4.3. Услуги по настоящему контракту оказываются поэтапно. Этапом оказания услуг является календарный месяц.
Разделом 5 контракта установлено:
5.2. Исполнитель ежемесячно по окончании календарного месяца не позднее 5 (пятого) числа месяца, следующего за отчетным, формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Исполнителя, и размещает в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) документ о приемке, который должен содержать информацию, указанную в части 13 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ.
5.6. В срок не позднее двадцати рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке, Заказчик (за исключением случая создания приемочной комиссии) осуществляет одно из следующих действий:
а) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в ЕИС документ о приемке;
б) формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
5.8. В случае получения Исполнителем мотивированного отказа от подписания документа о приемке Исполнитель вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить Заказчику документ о приемке в порядке, предусмотренном настоящим разделом контракта.
Устранение Исполнителем недостатков в оказании услуг не освобождает его от уплаты пени и штрафа по контракту.
В соответствии с пунктом 8.1 контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, установленных настоящим контрактом, Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Разделом 10 контракта установлено:
10.1. Стороны принимают все меры к тому, чтобы любые споры, разногласия либо претензии, касающиеся исполнения настоящего контракта или в связи с ним, были урегулированы путем переговоров.
10.2. В случае наличия споров, разногласий и претензий относительно исполнения одной из Сторон своих обязательств другая Сторона может направить претензию. В отношении всех претензий, направляемых по настоящему контракту, Сторона, к которой адресована данная претензия, должна дать письменный ответ по существу претензии в срок не позднее 10 (десяти) календарных дней с даты ее получения.
Хронология событий:
02.03.2023 ФГБУ ПОО "ГУОР по хоккею" в адрес Исполнителя было направлено письмо N 141, содержащее информацию о том, что услуги по Контракту 1 марта 2023 г. не оказываются (персонал исполнителя на объекте заказчика отсутствовал, площади, подлежащие уборке, не убраны), и требования к Исполнителю приступить к оказанию услуг.
02.03.2023 Исполнитель направил ответ на данное письмо (письмо N 12 от 01.03.2023) с указанием на невозможность приступить к оказанию услуг по контракту по независящим от Исполнителя обстоятельствам и просьбой расторгнуть контракт по соглашению сторон.
03.03.2023 Заказчик вновь направил Исполнителю письмо N 146, содержащее информацию о том, что услуги по Контракту 01.03.2023, 02.03.2023 не оказываются (персонал исполнителя на объекте заказчика отсутствовал, площади, подлежащие уборке, не убраны), и требования к Исполнителю приступить к оказанию услуг.
В ответ 06.03.2023 Исполнитель направил в адрес Заказчика письмо N 13, содержащее информацию о том, что у Исполнителя отсутствует возможность исполнить настоящий контракт, в связи с отсутствием технической возможности его исполнения, а также неожиданным отказом партнера Исполнителя от содействия по исполнению контракта. Однако Исполнителем, по его мнению, проделан колоссальный объем работы, направленный на попытки приступить к исполнению контракта, и в этой связи, последний просит Заказчика расторгнуть контракт по соглашению сторон.
06.03.2023 Заказчик направил в адрес Исполнителя письмо с указанием на обстоятельство неоказания услуг по уборке по контракту Исполнителем в период с 01.03.2023 по 06.03.2023. На просьбу Исполнителя (расторгнуть контракт по соглашению сторон) Заказчик ответил отказом по следующим причинам:
- расторжение контракта по соглашению сторон по смыслу положений законодательства о контрактной системе в сфере закупок допускается в исключительных случаях. Ссылку в письмах Исполнителя на независящие от него обстоятельства (как основание неисполнения условий контракта) Заказчик трактует как существенное изменение обстоятельств, однако, изложенные Исполнителем доводы однозначно не указывают, что в сложившейся ситуации обстоятельства изменились настолько, что Исполнителю невозможно было их разумно предвидеть. Заказчик заинтересован в исполнении настоящего контракта в полном объеме и не заинтересован проводить повторно процедуру конкурентной закупки поиска иного Исполнителя, способного надлежащим образом оказывать услуги по уборке.
Исходя из части 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса от 26.01.1996 N 14-ФЗ (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
В соответствии со статьей 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Пунктом 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если Исполнитель не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В соответствии с пунктом 9.3 контракта настоящий контракт может быть расторгнут:
- по соглашению Сторон;
- в судебном порядке;
- в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
07.03.2023 г. заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 03/23 от 01.03.2023 на оказание услуг по профессиональной уборке (далее - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта).
07.03.2023 г. решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта размещено заказчиком в единой информационной системе, в связи с чем указанная дата принята заказчиком в качестве даты надлежащего уведомления поставщика о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
В течение десятидневного срока, установленного частью 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, нарушение условий контракта Исполнителем не устранено.
Следовательно, с учетом части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N
44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта вступило в законную силу, а указанный контракт расторгнут 20.03.2023.
На основании части 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком,исполнителем) условий контракта.
Согласно части 16 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств,предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
20.03.2023 заказчику с учетом части 16 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ направил в Ярославское УФАС России для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО "Модная деточка", нарушившим, по мнению заказчика, существенные условия контракта N 03/23 от 01.03.2023 на оказание услуг по профессиональной уборке.
Факт неоказания услуг подтверждается Актами несоответствия выполнения обязательств по контракту Заказчика, составленными на каждую дату неисполнения.
В ходе подготовки к заседанию Инспекции Ярославское УФАС России направило в адрес ООО "Модная деточка" запрос с просьбой представить письменные пояснения с указанием причин нарушения условий контракта N 03/23 от 01.03.2023 на оказание услуг по профессиональной уборке (извещение N 0371100015723000003), повлекших за собой односторонний отказ заказчика от исполнения данного контракта, и обеспечить явку ООО "Модная деточка" на заседание Инспекции Ярославского УФАС России по рассмотрению вопроса о включении/невключении сведений об ООО "Модная деточка" в реестр недобросовестных поставщиков.
Исполнитель в своих письменных пояснениях не отрицал факт неисполнения им обязательств по контракту, а также утверждал, что: (1) он заблаговременно готовился к исполнению Контракта и имел определенные договоренности с партнёром/контрагентом, чей персонал планировался к выходу на объект для оказания услуг, однако, в последний момент Исполнителю было отказано в оказании услуг его партнёром/контрагентом (в качестве доказательств представлен скриншот переписки с предполагаемым партнером/контрагентом Исполнителя в диалоге социальной сети); (2) Исполнителем указанные обстоятельства воспринимаются как независящими от него обстоятельствами, которые он не мог предвидеть заранее; (3) Исполнитель предпринимал попытки экстренного поиска иного персонала для оказания услуг по уборке (в качестве доказательств представлены скриншоты переписок с предполагаемым персоналом из интернет-сервиса Авито). Исполнитель просит учесть тот факт, что для него контракт стал первым опытом участия в госзакупках
При принятии решения Инспекция исходит из следующего:
По доводу N 1: В соответствии со статьей 780 ГК РФ если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.
Условиями контракта не предусмотрено привлечение субисполнителя к оказанию услуг по контакту.
Соответственно, подлежащие в рамках рассматриваемого контракта услуги должны быть оказаны исключительно силами Общества.
Представленная Обществом переписка в качестве доказательств принятия последним необходимых (заблаговременных, как отмечает представитель Общества) мер для надлежащего исполнения условий контракта не может рассматриваться в качестве таковой, поскольку из характера переписки не представляется возможным достоверно установить:
- личность участников переписки;
- принадлежность участников переписки к организации Исполнителя, либо организации партнёра/контрагента Исполнителя;
- факт того, что предметом переписки является исполнение условий контракта N 03/23 от 01.03.2023 на оказание услуг по профессиональной уборке.
По доводам N 2, 3: Инспекция приходит к выводу, что Исполнитель указанные обстоятельства (возникновение которых невозможно было предвидеть заранее) воспринимает как существенное изменение обстоятельств по контракту, вследствие чего он обращался к Заказчику с просьбой расторгнуть контракт по соглашению сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В соответствии с пунктом 9.1 контракта изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ, в том числе в случаях:
- указанных в пункте 2.2 настоящего контракта;
- если при исполнении контракта изменяется срок исполнения отдельного этапа (отдельных этапов) исполнения контракта в рамках срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении.
Извещение о проведении запроса котировок на право заключения контракта на оказание услуг по профессиональной уборке N 0371100015723000003 размещено заказчиком в единой информационной системе 15.02.2023, из условий которого следует, что дата начала оказания услуг - 01.03.2023; протокол признания ООО "Модная деточка" победителем данной закупки размещен заказчиком в единой информационной системе 22.02.2022; размещение в единой информационной системе подписанного заказчиком контракта - 01.03.2023.
В связи с чем, Инспекция считает, что Обществу заблаговременно было известно об условиях исполнения контракта и указанного периода достаточно (в данном случае Инспекция выделяет несколько временных интервалов - подача заявки, признание победителем, заключение контракта), чтобы оценить Исполнителю свои возможности относительно исполнения контракта, в том числе решить организационные вопросы с лицами, силами которых будут оказываться услуги по профессиональной уборке.
Переписка по экстренному поиску персонала для оказания услуг по контракту в интернет-сервисе Авито, в приведенных выше обстоятельствах, Инспекцией не признается в качестве доказательством добросовестности Исполнителя, поскольку она датируется от 28 февраля 2023 г., тогда как уже с 1 марта Исполнителю требовалось приступить к оказанию услуг.
Таким образом, Исполнителем не представлено объективных доказательств, подтверждающих намерение исполнить контракт.
Кроме того, заказчиком ООО "Модная деточка" предоставлялась возможность урегулировать сложившуюся ситуацию в период срока действия контракта: с 01.03.2023 (дата начала оказания услуг) по 07.03.2023 (дата принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта); с 07.03.2023 (дата принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта) по 20.03.2023 (дата расторжения контракта), однако Общество в указанные периоды времени не воспользовалось таким правом и не предприняло дальнейших действенных мер.
Участие в процедуре закупки является предпринимательской деятельностью, осуществляемой участником закупки самостоятельно и на свой риск. Более того, отсутствие у Исполнителя возможности оказывать услуги еще до заключения контракта, но при этом продолжение участия в закупочной процедуре, не может свидетельствовать о возникновении после заключения контракта обстоятельств независящих от воли общества и возникновении значительно отличающихся условий, которые общество не могло было предвидеть заранее.
ООО "Модная деточка" должно было контролировать и принимать меры для обеспечения исполнения последним контракта.
В данном случае усматривается пренебрежительное отношение ООО "Модная деточка" к возложенным на него обязательствам в рамках контракта, поскольку ООО "Модная деточка", являясь профессиональным участником рынка закупочных процедур, могло и должно было исполнить обязательства по контракту.
Таким образом, доказательств, свидетельствующих о невозможности оказания услуг по контракту, ООО "Модная деточка" не представило, при этом, как считает Инспекция (и это согласуется непосредственно с целью закупки), ООО "Модная деточка", подавая заявку на участие в рассматриваемом запросе котировок в электронной форме, должно было определить (оценить), имеется ли у него возможность оказать услуги по контракту.
Соответственно, ООО "Модная деточка" не проявило той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательств. Вместе с тем, следует учитывать, что лицо, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в случае совершения им действий/бездействия в противоречие требованиям этого закона, в том числе, приведших к невозможности исполнения надлежащим образом контракта лицом, признанным победителем закупки. При этом такими действиями/бездействием не соблюдаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках,исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства,предусмотренные контрактами.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок,осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком,исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком,исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков.
В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с пунктом 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона "...";
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях,предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее -законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Пунктом 15 Правил предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Таким образом, ООО "Модная деточка" в рамках контракта N 03/23 от 01.03.2023 на оказание услуг по профессиональной уборке (извещение N 0371100015723000003) не исполнило обязательства по контракту, при этом необходимых доказательств принятия им мер для надлежащего исполнения условий контракта, ООО "Модная деточка" ни заказчику, ни Инспекции не представило, соответственно, указанные в решении фактические обстоятельства дела, безусловно, свидетельствуют о недобросовестном и виновном поведении Общества при исполнении контракта, отсутствии стремления исполнить последний в полном соответствии с его условиями, что в данном случае привело к неблагоприятным последствиям для заказчика, выразившимся в расторжении контракта.
Основанием для отказа во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр является закрытый перечень случаев, установленный пунктом 15 Правил.
В данном случае Инспекцией не выявлено нарушений со стороны заказчика установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его исполнителю и размещения в единой информационной системе; заказчиком подтверждён факт существенного нарушения условий контракта; исполнителем не представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, а также подтверждающие то обстоятельство, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Характер допущенного Исполнителем нарушения существенных условий контракта, наличие в его действиях вины, тяжесть наступивших последствий, учитывая наличие в законодательстве о контрактной системе специальной меры ответственности, установленной законодательством в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры проведения закупки обязательств (включение в реестр недобросовестных поставщиков), свидетельствует о необходимости применения данной меры ответственности в отношении ООО "Модная деточка". Применение в указанном случае данной санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния.
Инспекцией установлено, что Исполнителем были нарушены положения части 2 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, согласно которой Исполнитель в соответствии с условиями контракта обязан был своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан был предоставить результаты оказания услуги, предусмотренные контрактом, результаты отдельного этапа исполнения контракта, при этом заказчик обязан обеспечить приемку оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.
Осуществив проверку соблюдения заказчиком, ФГБУ ПОО "ГУОР по хоккею", порядка расторжения контракта N 03/23 от 01.03.2023 на оказание услуг по профессиональной уборке (извещение N 0371100015723000003), заключенного с ООО "Модная деточка", в связи с нарушением Исполнителем существенных условий контракта, проверку соблюдения заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном Исполнителе для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, Инспекция нарушений в действиях заказчика не выявила.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок,
решила:
1. Сведения, представленные Федеральным государственным бюджетным учреждением профессиональной образовательной организацией "Государственное училище (техникум) олимпийского резерва по хоккею" (ИНН 7606086584, ОГРН 1127606002545) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Модная деточка" (ИНН 7805785844, ОГРН 1217800171302, адрес: 198260, г.Санкт-Петербург, вн.тер.г. Муниципальный округ Ульянка, ул. Солдата Корзуна, д. 34, литера А, помещ. 45-н, генеральный директор и единственный учредитель - _ (ИНН _), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Датой включения сведений в отношении ООО "Модная деточка" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru).
2. По результатам проверки соблюдения заказчиком, Федеральным государственным бюджетным учреждением профессиональной образовательной организацией "Государственное училище (техникум) олимпийского резерва по хоккею", порядка расторжения контракта N 03/23 от 01.03.2023 на оказание услуг по профессиональной уборке (извещение N 0371100015723000003), заключенного с ООО "Модная деточка", в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контракта, в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе не обнаружено.
3. По результатам проверки соблюдения заказчиком, Федеральным государственным бюджетным учреждением профессиональной образовательной организацией "Государственное училище (техникум) олимпийского резерва по хоккею", порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) об ООО "Модная деточка" для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе не обнаружено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 29 марта 2023 г. N 05-03/67П-23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.03.2023