Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
<_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,
<_> - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев обращение Заказчика - Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР (далее - Покупатель) о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении <_> (ИНН 183471664442) (далее - Продавец) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения запроса котировок "N зз-52358-2022 Приобретение жилого помещения в виде квартиры в собственность Удмуртской Республики для формирования специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (г. Ижевск)" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122019677, далее - Запрос котировок),
на заседании Комиссии в присутствии:
<_>,
представителя Заказчика <_> (доверенность от 28.11.2022 N15),
в отсутствие:
представителей уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
01.12.2022 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении Запроса котировок.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 2 623 871,52 рублей.
08.12.2022 - дата окончания срока подачи заявок.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.12.2022 NИЗК1 поступило две заявки на участие в закупке, победителем признан <_>.
15.12.2022 между <_> и Заказчиком был заключен контракт N 0813500000122019677 (далее - Контракт), согласно которому <_> принял на себя обязательство по передаче жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: УР, г. Ижевск, ул. Ракетная, д. 30, кв. 89, с площадью 35,4 кв. м. Цена Контракта 2 623 871,52 руб.
В связи с неисполнением Продавцом условий контракта Покупателем 07.03.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, направлено обращение о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение и документы, предоставленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно п. 1.2. Контракта предметом контракта является купля-продажа недвижимого имущества, в соответствии с которым Продавец обязуется в течение 10 календарных дней с даты заключения контракта, передать в собственность Покупателя (собственность Удмуртской Республики) Квартиру, а Покупатель обязуется принять и оплатить ее в порядке и сроки, предусмотренные контрактом.
В соответствии с п. 4.3. Контракта общий срок приемки Квартиры составляет не более 20 рабочих дней, следующих за днем поступления Покупателю документа о приемке, подписанного Продавцом. В указанный срок Покупатель обязан осмотреть Квартиру и проверить ее соответствие условиям контракта.
Согласно п. 4.4. Контракта в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня заключения контракта Стороны согласовывают дату и время проведения предварительного осмотра Квартиры. В ходе предварительного осмотра Квартиры Покупатель проверяет на соответствие требованиям контракта регистрационные данные Объекта недвижимости, его фактическое расположение, планировку Квартиры, наличие сантехнического и иного оборудования, а Продавец предоставляет Покупателю следующие документы:
- оригинал или заверенная копия паспорта кухонной плиты, имеющий дальнейший срок эксплуатации не менее 5 лет на момент проведения предварительного осмотра;
- выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости;
- оригиналы или заверенные копии паспортов на приборы учета с действующими свидетельствами о поверке.
Предварительный осмотр проводится в срок не более 2 двух дней.
В соответствии с п. 4.5. Контракта в течение 5 (пяти) рабочих дней, со дня проведения предварительного осмотра Квартиры Продавец формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Продавца, и размещает в единой информационной системе документ о приемке, который должен содержать обязательную информацию, предусмотренную частью 13 статьи 94 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно п. 4.6. Контракта в срок, указанный в пункте 4.3 контракта, Покупатель осуществляет приемку Квартиры, по результатам, которой в этот же срок подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Покупателя, и размещает в единой информационной системе документ о приемке либо формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Покупателя, и размещает в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
В соответствии с п. 4.9. Контракта при получении мотивированного отказа от подписания документа о приемке Продавец обязан за свой счет устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить Покупателю документ о приемке в порядке, предусмотренном настоящим разделом контракта. Продавец обязан устранить выявленные Покупателем недостатки в течение 5 (пяти) календарных дней, со дня получения мотивированного отказа Покупателя от подписания документа о приемке.
Согласно п. 4.10. Контракта датой приемки Объекта недвижимости считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного Покупателем. Со дня размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного Покупателем, Объект недвижимости считается переданным Продавцом Покупателю, а подписанный Сторонами документ о приемке является также документом о передаче объекта недвижимости в соответствии со статьей 556 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 5.1. Контракта в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного Покупателем, Стороны передают соответствующие документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации перехода права собственности на Объект недвижимости.
Согласно п. 5.3. Контракта право собственности на Квартиру переходит с момента государственной регистрации перехода права собственности в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике.
Согласно протоколу об одностороннем расторжении контракта от 20.03.2023 осмотр жилого помещения был произведен Покупателем 21.12.2022, что подтверждается актом осмотра объекта от 21.12.2022, согласно которому был выявлен ряд замечаний, необходимых к устранению. Вместе с тем в акте отсутствуют указания на положения контракта, которым не соответствует жилое помещение.
27.01.2023 Покупателем был осуществлен повторный осмотр помещения. Согласно акту осмотра объекта от 27.01.2023 Покупателем выявлены нарушения в пунктах: 22. Состояние сантехнического оборудования санузла (санузлов) - "подтеки акрила"; 43. Состояние покрытия пола, стен и потолка - "требуется чистка"; 49. Состояние внутренних дверей - "дверь в темную заменить". Таким образом, согласно протоколу об одностороннем расторжении контракта, по состоянию на 27.01.2023 квартира не соответствовала техническому заданию. Вместе с тем в акте также отсутствуют указания на положения контракта, которым не соответствует жилое помещение.
В соответствии с п. 11.4. Контракта Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, Законом о контрактной системе.
Комиссией Управления установлено, что акт о приемке подписан Продавцом 27.12.2022, что подтверждается сведениями, размещенными в ЕИС. Таким образом, Покупатель обязан был осуществить приемку квартиры не позднее 31.01.2022.
29.12.2022 Продавец направил в адрес Покупателя уведомление об устранении выявленных 21.12.2022 замечаний. 18.01.2023 Продавец также направил осуществляющему осмотр сотруднику Покупателя фотоотчет об устранении выявленных замечаний.
В ходе вторичного осмотра квартиры Покупателем выявлены нарушения по пунктам, не содержащим нарушений согласно акту осмотра от 21.12.2022. 31.01.2023 Продавец направил Покупателю фотоотчет об устранении выявленных замечаний.
Согласно решению об одностороннем отказе от исполнения контракта от 07.03.2023 в качестве основания для принятия данного решения Покупателем указано нарушение п. 1.2. Контракта, а именно: Продавец не передал Покупателю квартиру в течении 10 календарных дней с даты заключения Контракта.
Согласно техническим характеристиками Объекта недвижимости характеристике "Состояние внутренних дверей" соответствует показатель "Без видимых повреждений, в рабочем состоянии".
Покупатель не предоставил документов и доказательств, подтверждающих несоответствие изначально установленной в "темную" (гардероб) двери техническому заданию, обосновывающих необходимость ее замены.
Кроме того, этот и другие указанные в акте осмотра жилого помещения от 27.01.2023 недостатки не были выявлены Покупателем при осмотре 21.12.2022. Таким образом, Покупатель, зная, что осуществить приемку квартиры необходимо не позднее 31.01.2023, получив от Продавца 29.12.2022 уведомление об устранении выявленных при первом осмотре замечаний, отложил повторный осмотр квартиры на окончание срока приемки.
Комиссия особо отмечает, что ни в одном акте осмотра не указано ни одного положения контракта, которое было нарушено Продавцом при передаче жилого помещения.
На заседании Комиссии представитель Покупателя не смог пояснить обоснованность выявленных недостатков.
Согласно предоставленным в материалы дела документам и доказательствам выявленные в ходе повторного осмотра жилого помещения недостатки были устранены Продавцом в установленные сроки.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 309, ст. 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Согласно п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. Постановлением N1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Наличие у антимонопольного органа сомнений в недобросовестности участника исключает возможность включения сведений о таком участнике в РНП, поскольку включение в РНП является исключительной мерой ответственности и применяется только к тем недобросовестным поставщикам, вина которых однозначно доказана, что подтверждается сложившейся судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.10.2021 по делу NА40-177069/2020, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.04.2019 по делу NА05-4547/2018 и др.).
Таким образом, учитывая отсутствие достаточных доказательств, подтверждающих обоснованность выявленных Покупателем в ходе осмотра жилого помещения нарушений, оснований для включения в РНП сведений о <_> не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении <_> (ИНН 183471664442) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения запроса котировок "N зз-52358-2022 Приобретение жилого помещения в виде квартиры в собственность Удмуртской Республики для формирования специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (г. Ижевск)" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122019677) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ <_>
___________ <_>
___________ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 24 марта 2023 г. N 018/06/104-245/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.03.2023