Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии: <_>. - заместитель руководителя;
члены Комиссии: <_>. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, <_>. - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
на заседании Комиссии посредством видеоконференцсвязи
в присутствии:
представителя Заказчика БУЗ УР "РДКБ МЗ УР" (далее - Заказчик): <_>. (доверенность от 17.01.2023 N16),
представителя уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" (далее - Уполномоченное учреждение) (посредством видеокнференцсвязи): <_>. (доверенность от 30.12.2022 N7-юр),
в отсутствие:
представителей Заявителя ООО "Приволжская химия" (далее - Заявитель), уведомленных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела посредством ЕИС и электронной почты,
рассмотрев жалобу Заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств для обработки операционного поля (номер извещения в ЕИС - 0813500000123003290, далее - Аукцион), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон),
УСТАНОВИЛА:
21.03.2023 в Удмуртское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх.N2215/23) на положения извещения о проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств для обработки операционного поля.
По мнению подателя жалобы, в извещении Заказчик установил дополнительные характеристики поставляемого товара, которые не указаны в позиции КТРУ, но при этом, Заказчиком не представлено обоснования необходимости использования таких характеристик.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился и пояснил, что при описании объекта закупки Заказчик установил дополнительные характеристики закупаемого товара в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены позициями КТРУ, а также указал обоснование необходимости использования таких характеристик, что не противоречит положениям Закона о контрактной системе. Кроме того, обжалуемые Заявителем положения не приводят к ограничению количества участников закупки, так как на рынке существует не менее трех производителей, удовлетворяющих потребность Заказчика: ООО "Эталь-мед", ООО "Петроспирт", ООО "БИОДЕЗ". Таким образом, доводы жалобы необоснованны.
14.03.2023 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении электронного аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 423 000,00 рублей.
22.03.2023 - дата окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев довод жалобы о том, что Заказчик не обосновал объективную необходимость использования дополнительных характеристик при описании объекта закупки, признает его необоснованным на основании следующего.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Объект закупки - дезинфицирующие средства, которые относятся к позиции КТРУ, установленной в извещении:
20.20.14.000-00000005.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N145) утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В соответствии с п. 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил установлено, что Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с п. 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Проанализировав извещение, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчик использует позицию КТРУ, при этом при описании объекта закупки использует не только информацию, включенную в позицию каталога, но и устанавливает дополнительные характеристики к товару.
Так, Заказчик установил следующие спорные дополнительные характеристики к товару:
- п. 1.4 Описания объекта закупки "Действующие вещества - Этиловый спирт, хлоргексидина биглюконат - обладают большей антимикробной активностью",
- п. 1.4.1 Описания объекта закупки "Этиловый спирт Процент (ПРОЦ) больше или равно 79 - Обеспечивает максимальную дезинфекцию обрабатываемых поверхностей",
- п. 1.4.2 Описания объекта закупки "Хлоргексидина биглюконат Процент (ПРОЦ) больше или равно 0,5 - Обладает бактерицидным действием",
- п. 1.5. "Средство не содержит в своем составе - ЧАС, гуанидов и их производных, аминов, фенола и его производных, пропиловыхспиртов (н-пропанол и изопропанол), перекиси водорода, альдегидов - Снижение токсической нагрузки на персонал".
Из буквального толкования положений Закона о контрактной системе следует, что Заказчику при формировании технического задания предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, возникающей в ходе осуществления деятельности с учетом специфики лечебного учреждения, с целью использования товара в работе с максимальной эффективностью, с учетом необходимости решения медицинским персоналом задач по оказанию своевременной, качественной и безопасной медицинской помощи населению, в том числе, посредством использования товара, являющегося объектом закупки. Следовательно, потребность Заказчика является определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
В связи с тем, что ни Законом о контрактной системе, ни Постановлением Правительства N145 не регламентированы виды и содержание такого обоснования, Заказчиком принято решение использовать именно такую форму изложения позиции Описания объекта закупки, не ограничивая при этом круг количества участников данной закупки.
Согласно Обзору судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), указание заказчиком в извещении особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Кроме того, при рассмотрении настоящего дела, установлено, что в свободном доступе на рынке дезинфицирующих средств присутствует не менее трех наименований товаров различных заводов производителей, удовлетворяющих описанию объекта закупки: ООО "Эталь-Мед", ЗАО "Петроспирт", ООО "БИОДЕЗ", то есть ничего не мешает заявителю в приобретении и дальнейшей поставке необходимых средств учреждению.
Таким образом, спорные характеристики отражают действительную потребность Заказчика в приобретении товара, в наибольшей степени соответствующего целям дезинфекции, с учетом специфики деятельности учреждения, исходя из принципа ответственности за результативность обеспечения государственных нужд, эффективность осуществления закупок. Довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
С учетом вышеизложенного, довод жалобы является необоснованным.
В ходе проведения внеплановой проверки в пределах своей компетенции Комиссией Удмуртского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе по указанным обстоятельствам не установлено.
Руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Приволжская химия" на положения извещения о проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующего средства для обработки операционного поля (номер извещения в ЕИС - 0813500000123003290) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 28 марта 2023 г. N 018/06/106-251/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.03.2023