На основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", под. а п.19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, обращения ООО "Частная охранная организация "Агентство Экскалибур" (вх. N 1237/23 от 22.03.2023), в соответствии с с Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от "17" марта 2023 года,
Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
Руководителя инспекции: "__"
Членов Инспекции: "___"
в присутсвии:
"___." - представителя заказчика ГБОУ "Брянский городской лицей N1 имени А.С. Пушкина", действующей на основании доверенности от 29.03.2023,
"__.." - представителя ООО "ЧОО "Экскалибур", действующего на основании доверенности от 28.03.2023,
осуществив внеплановую проверку соблюдения заказчиком ГБОУ "Брянский городской лицей N1 имени А.С. Пушкина" по соблюдению требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения запроса цен за N 5558839 на оказание охранных услуг по обеспечению комплекса мер, направленных на защиту жизни и здоровья граждан, материального имущества объектов, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов учреждения, в отношении которого установленные обязательные требования к антитеррористической защищённости, сохранность жизни и здоровья людей в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ГБОУ "Брянский городской лицей N1 имени А.С. Пушкина", установила:
23.01.2023 с использованием сервиса "Электронный магазин Брянской области" размещена закупка у единственного поставщика в соответствии с п.5 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе на сайте: http://zm-tender32.rts-tender.ru/ способом проведения запроса цен за N 5558839 на оказание охранных услуг по обеспечению комплекса мер, направленных на защиту жизни и здоровья граждан, материального имущества объектов, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов учреждения, в отношении которого установленные обязательные требования к антитеррористической защищённости, сохранность жизни и здоровья людей в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ГБОУ "Брянский городской лицей N1 имени А.С. Пушкина". |
Начальная цена контракта 518 501,20 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в малой закупке определен 24.01.2023 13:00 ч.
До окончания срока подачи заявок на участие в малой закупке было подано 2 (две) заявки.
Согласно Протоколу рассмотрения и оценки заявок малой закупки от 26.01.2023 Комиссия по осуществлению закупок ГБОУ "Брянский городской лицей N1 имени А.С. Пушкина приняла решение заявку участника N 2 ООО "Частная охранная организация "Агентство Экскалибур" с ценовым предложением 404 640 рублей признать не соответствующей требованиям, так как указанным участником не представлены в составе заявки в полном объеме документы согласно Технического задания.
Заявитель ООО "Частная охранная организация "Агентство Экскалибур" считает, что его заявка неправомерно признана Комиссией по осуществлению закупок ГБОУ "Брянский городской лицей N1 имени А.С. Пушкина не соответствующей требованиям заказчика.
По итогам рассматриваемой закупки 26.01.2023 между заказчиком ГБОУ "Брянский городской лицей N1 имени А.С. Пушкина и ООО "ЧОП "Премьербезопасность" заключен договор N 2/23.
До осуществления внеплановой проверки в адрес Брянского УФАС России поступили письменные пояснения заказчика ГБОУ "Брянский городской лицей N1 имени А.С. Пушкина" (вх. 1936-ЭП/23 от 21.03.2023).
По итогам внеплановой проверки Инспекция Брянского УФАС России пришла к следующему выводу:
В силу ч.1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Исходя из информации, размещенной на сайте: https://zm-tender32.rts-tender.ru/ заказчиком ГБОУ "Брянский городской лицей N1 имени А.С. Пушкина" принято решение об осуществлении закупки на оказание охранных услуг по обеспечению комплекса мер, направленных на защиту жизни и здоровья граждан, материального имущества объектов, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов учреждения, в отношении которого установленные обязательные требования к антитеррористической защищённости, сохранность жизни и здоровья людей в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ГБОУ "Брянский городской лицей N1 имени А.С. Пушкина" в соответствии с п.5 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе путем размещении информации с использованием сервиса "Электронный магазин Брянской области".
Рассматриваемая закупка размещена заказчиком в порядке п. 5 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе, в соответствии с которым осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей.
Таким образом, закупка у единственного поставщика не является конкурентным способом закупки. В соответствии с частью 3 статьи 93 Закона о контрактной системе извещения о закупке у единственного поставщика не требуется, а закупка проводится в соответствии с регламентом осуществления закупок у единственного поставщика с использованием сервиса "Электронный магазин Брянской области".
В силу ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе заказчик обязан заключить контракт на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, в связи с чем, положения ст. 34 Закона о контрактной системе, в части заключения контракта в рассматриваемом случае не подлежат применению.
В силу п.4 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" по результатам проведения внеплановой проверки принимается решение о наличии нарушений законодательства РФ о контрактной системе либо о не подтверждении таких нарушений в действиях (бездействии) субъектов контроля.
Учитывая, что рассматриваемая закупка размещена заказчиком в соответствии с п.5 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе, рассматриваемая закупка не сопровождается теми необходимыми документами, которые оформляют конкурентную закупку, для размещения используется электронный магазин, а не единая информационная система и при проведении рассматриваемой закупки требования ст. 34 Закона о контрактной системе не применяются, то, действия заказчика не нарушают положения Закона о контрактной системе.
Тем не менее, выбор заказчиком способа осуществления закупки у единственного поставщика с использованием сервиса "Электронный магазин Брянской области" предполагает отбор исполнителя среди нескольких исполнителей, претендующих на заключение контракта.
Более того, порядок работы пользователей- заказчиков и поставщиков (исполнителей, подрядчиков) при осуществлении закупок с использованием информационных сервисов Электронного магазина определен Регламентом.
Так, согласно пп.4 п.6.9 Регламента осуществления закупок у единственною поставщика с использованием сервиса "Электронный магазин Брянской области" в заявку на закупку, формируемую в Электронном магазине, заказчик вправе включить сведения о товаре, работе, услуге с указанием технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик предмета закупки, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Установлено, что заказчиком в заявку на закупку, формируемую в Электронном магазине, включены сведения об услуге охраны с указанием характеристик услуги с учетом потребностей заказчика и требованиям действующего законодательства в области частной охранной деятельности в образовательных учреждениях - "Техническое задание".
Пунктом 20 Технического задания "Требования к участникам закупки" установлены требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия требованиям.
Согласно пояснениям заказчика ГБОУ "Брянский городской лицей N1 имени А.С. Пушкина" (вх. 1936-ЭП/23 от 21.03.2023) в целях получения качественных услуг охраны в Техническом задании детализированы сведения об оказываемой услуге охраны, функциональных и качественных характеристиках услуги охраны с учетом потребностей Заказчика и требованиям действующего законодательства в области частной охранной деятельности в образовательных учреждениях, в том числе, использование специальных средств палка резиновая, наручники, жилет защитный; п.10.2 Требования к исполнителю услуг охраны, п. 10.3 требования и сотруднику охраны Исполнителя услуг охраны (в частности п.10.3.6), п.14 требования к качеству услуг, в том числе технология оказания услуг, методы и методики оказания услуг. Требования к участникам закупки (п. 20 Технического задания)
не ограничивается предоставлением Исполнителем только документов об отсутствие в реестре РНП (приложить декларацию), выписка ЕГРЮЛ, Копия лицензии на осуществление частной охранной деятельности в действующей редакции с перечнем разрешённых видов услуг.
То есть заказчик полагает, что участник закупки ООО "Частная охранная организация "Агентство Экскалибур" представил лишь документы учредительного лица, копию лицензии ЧОП, декларацию об отсутствии в реестре РНП, заявку на участие в закупке, которая представляет собой видоизмененную версию Технического задания Заказчика, в то время как, иных документов по п.20 Технического задания, подтверждающих, в частности, фактическое наличие у ООО "ЧОО АГЕНТСТВО ЭКСКАЛИБУР" материально-технических, кадровых ресурсов, соответствие планируемых непосредственных сотрудников охраны объекта требованиям приказа МЧС России, наличия у частной организации разработанной и представленной должностной инструкции охранника частной охранной организации, включающую в себя алгоритм действий работников частных охранных организаций при совершении угрозе совершения преступления в формах вооруженного нападения, размещения взрывного устройства, захвата заложников и др. в составе заявки не представлено.
Вместе с тем, в соответствии с пп.2) п. 7.1 Регламента осуществления закупок у единственною поставщика с использованием сервиса "Электронный магазин Брянской области" в состав предложения о продаже, подаваемом поставщиком на заявку заказчика в личном кабинете Электронного магазина, помимо декларации участника закупки, подтверждающей соответствие требованиям, установленным п. 5.1. настоящего Регламента, включаются следующие документы: при выполнении работ, оказании услуг:
- без вложения документа в поле "Документы поставщика" (реквизиты участника и др.) - с заполнением поля "Согласен с условиями заказчика";
- сведения об общей цене работ, услуг, по которой поставщик согласен заключить контракт (договор), указанной в интерактивной части. Такая цена не должна превышать начальную максимальную цену контракта (договора), установленную в заявке заказчика. Прикрепленные документы доступны для скачивания и просмотра вместе с предложением о продаже поставщика.
Таким образом, при закупке на оказание охранных услуг, при осуществлении закупки путем проведения запроса цен, участник закупки представляет в составе заявки помимо декларации участника закупки, подтверждающей соответствие требованиям, установленным п. 5.1. Регламента, согласие с условиями заказчика, сведения об общей цене работ, услуг, по которой поставщик согласен заключить контракт (договор) и, документы, подтверждающие соответствие требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе (требование о наличии лицензии).
Следовательно, заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе заявки иных документов, в частности, документов, подтверждающих фактическое наличие у участников закупки материально-технических, кадровых ресурсов, наличия у частной организации разработанной и представленной должностной инструкции охранника частной охранной организации, включающую в себя алгоритм действий работников частных охранных организаций при совершении угрозе совершения преступления в формах вооруженного нападения, размещения взрывного устройства, захвата заложников и др.
Инспекция Брянского УФАС России обращает внимание, что заказчик в праве установить требования к услугам охраны с учетом потребностей заказчика и требованиям действующего законодательства, в том числе, и вышеперечисленные требования, однако, участнику закупки, в данном случае, надлежит выразить лишь согласие с установленными заказчиком требованиями.
Установлено, что участником закупки N 2 ООО "Частная охранная организация "Агентство Экскалибур" в составе заявки представлены все необходимые документы (документы, подтверждающие соответствие требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе (наличие лицензии), учредительные документы, декларации участника закупки, подтверждающей соответствие требованиям, установленным п. 5.1. Регламента, сведения об общей цене услуг, а также участник выразил согласие на выполнение требований, установленных заказчиком, в том числе, заполнив соответствующее интерактивное поле "Согласен с условиями заказчика").
На основании вышеизложенного, Комиссией по осуществлению закупок ГБОУ "Брянский городской лицей N1 имени А.С. Пушкина неправомерно признана несоответствующей заявка участника закупки N 2 ООО "Частная охранная организация "Агентство Экскалибур".
При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. 99 Закона о контрактной системе, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Инспекция,
решила:
Признать доводы, изложенные в обращении ООО "Частная охранная организация "Агентство Экскалибур" (вх. N 1237/23 от 22.03.2023) подтвердившимися.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель инспекции "__."
Члены инспекции "___"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 30 марта 2023 г. N 032/06/99-241/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.03.2023