Резолютивная часть решения объявлена 22.03.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 27.03.2023 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_";
Члены Комиссии: "_"; "_";
при участии представителей ООО "ЛИГА" (далее - ООО "ЛИГА", Заявитель) -"_";
в отсутствие представителей, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы, Муниципального учреждения администрации Тайшетского района (далее - уполномоченный орган), Муниципального казённого учреждения культуры "Старо - Акульшетский Дом Досуга и Творчества" (далее -заказчик);
рассмотрев жалобу заявителя на действия комиссии, связанные с рассмотрением заявок, при проведении аукциона в электронной форме "Капитальный ремонт "Муниципальное казенное учреждение культуры Старо- Акульшетский Дом Досуга и Творчества" по адресу: Иркутская область, Тайшетский район, с. Старый Акульшет, ул. Советская N 43 ", извещение N 0134300026323000072, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 17 марта 2023 года поступила жалоба заявителя на действия комиссии, связанные с рассмотрением заявок, при проведении аукциона в электронной форме "Капитальный ремонт "Муниципальное казенное учреждение культуры Старо- Акульшетский Дом Досуга и Творчества" по адресу: Иркутская область, Тайшетский район, с. Старый Акульшет, ул. Советская N 43", извещение N 0134300026323000072.
Заявитель считает, что принятое аукционной комиссией решение о несоответствии заявки требованиям Федерального закона N44-ФЗ и извещению противоречит требованиям Федерального закона N44-ФЗ, поскольку его заявка полностью соответствовала требованиям извещения об электронном аукционе и нормам Федерального закона N44-ФЗ.
Кроме того, заявитель в своей жалобе указывает, что протокол подведения итогов не содержит обоснования отклонения его заявки.
Уполномоченным органом представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что уполномоченный орган считает доводы жалобы необоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что уполномоченным органом по заявке заказчика 09 марта 2023 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено Извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0134300026323000072 "Капитальный ремонт "Муниципальное казенное учреждение культуры Старо- Акульшетский Дом Досуга и Творчества" по адресу: Иркутская область, Тайшетский район, с. Старый Акульшет, ул. Советская N 43", (далее -извещение об электронном аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 17 282 438 руб. 60 коп.
Датой окончания срока подачи заявок является 13 марта 2023 года. На участие в электронном аукционе поступило 5 заявок. Из них 4 допущены и одна отклонена.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.03.2023 NИЭА1 заявка ООО "ЛИГА" признана несоответствующей по следующим основаниям: "Несоответствие информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ (Отклонение по п. 2 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ)".
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения уполномоченного органа, приходит к следующим выводам.
Требования к содержанию извещения об осуществлении закупки установлены статьей 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно пункту 3 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, электронный документ, содержащий требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
Общие требования к содержанию состава заявок для участия в конкурентном способе определение поставщика установлены статьей 43 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствие с подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В силу части 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Так, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 2571) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к Постановлению Правительства N 2571.
Согласно пункту 10 приложения к Постановлению Правительства N 2571 к участникам закупки на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), устанавливается требование о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
К документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, относятся:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Комиссией установлено, что аналогичные требования установлены в извещении.
Порядок рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе предусмотрен 49 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно п.п. "а" пункта 3 части 5 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктами 1-8 части 12 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Комиссия, проанализировав заявки участников, установила, что ООО "ЛИГА" в составе заявки для подтверждения соответствия установленному требованию в соответствии с Постановлением Правительства N 2571 представлен договор N 22/1 от 02 апреля 2022 года на выполнение работ по капитальному ремонту нежилого помещения под размещение гостиницы, заключенный между ООО "Гильдия" в лице Генерального директора Ухинова Григория Юрьевича и ООО "ЛИГА" в лице Генерального директора Ухинова Григория Юрьевича, цена договора составляет 12 000 000 рублей, а также акт приемки законченного строительством объекта в соответствии с типовой межотраслевой формой N КС-11, утвержденной постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а. (далее - Контракт).
Таким образом, участником закупки в составе заявки представлены документы, в соответствии с пунктом 1 позиции 10 Постановления Правительства N 2571, предусматривающей опыт исполнения договора на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Согласно пункту "б" части 3 Постановления Правительства N 2571 договором, предусмотренным пунктом 1 позиции 2, пунктом 1 позиции 9, пунктом 1 позиции 10, пунктом 1 позиции 11, пунктом 1 позиции 12, позицией 14, пунктами 1 и 2 позиции 15, пунктом 2 позиции 17, пунктами 1 и 2 позиции 18, позициями 32 - 36, пунктом 1 позиции 37, пунктом 1 позиции 39, позициями 40 и 41 приложения в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Комиссией установлено, что представленный в составе заявки договор носит гражданско-правовой характер, заключен не в рамках действия Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011, то есть договор представленный участником закупки не соответствует требованиям пункта "б" части 3 Постановления Правительства N 2571.
Кроме того, согласно пункту 2.7 представленного договора "..Заказчик оплачивает весь объем работ Подрядчика, ...., на основании надлежаще оформленных и подписанными обеими Сторонами Договора, Акта о приемке выполненных работ по форме КС-2, Справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3...".
Пунктом 4.9 договора определено, что "..Обязательства подрядчика по выполнению Работ, предусмотренных Договоров, считаются выполненными с момента подписания Заказчиком Акта о приемке выполненных работ по форме КС-2, Справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, Акта приемки помещений в эксплуатацию и передачи ему предусмотренных Договором документов, до получения которых Заказчик, вправе не подписывать документы, подтверждающие факт выполнения работ".
При этом, в качестве акта выполненных работ, подтверждающего цену выполненных работ, участник закупки представил акт приемки законченного строительством объекта в соответствии с типовой межотраслевой формой N КС-11, утвержденной постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а.
При этом, условиями договора, представленного участником закупки при проведении электронного аукциона, в качестве документов, подтверждающих приемку выполненных работ, являются акты приемки по форме КС-2 и КС-3. Данные документы в составе заявки представлены не были, а составление Акта по форме КС-11, условиями представленного договора не предусмотрено.
Следует также отметить, что в ходе рассмотрения жалобы представитель ООО "ЛИГА" пояснил, что относит представленный договор к выполнению работ по реконструкции объекта капитального строительства.
Из этого следует, что опыт исполнения, представленного ООО "ЛИГА" договора, по мнению Заявителя, относится к опыту, предусмотренному пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 10 раздела II приложения к Постановлению N 2571, а именно: "опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта)".
Согласно графы "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" позиции 10 раздела II приложения к Постановлению N 2571, "в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности)".
Таким образом, в случае, если ООО "ЛИГА" относит выполнение работ по договору к выполнению работ по реконструкции объекта капитального строительства, наряду с договором и актом выполненных работ при подаче заявки на участие в аукционе ООО "ЛИГА" должно было предоставить также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ и разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдаётся в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Среди информации и документов, представленных в составе заявки на участие в аукционе, направленных оператором электронной площадки, а также информации и документов, предусмотренных пунктами 2, 3 части 6 статьи 43 Закона N 44-ФЗ, отсутствуют акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, разрешение на ввод объекта капитального строительства, а также документы, на основании которых выполнение работ по рассматриваемому договору отнесено Заявителем к выполнению работ по реконструкции объекта капитального строительства.
Следовательно, комиссия уполномоченного органа правомерно приняла решение об отклонении заявки ООО "ЛИГА".
Относительно доводы Заявителя о том, что протокол подведения итогов не содержит обоснования отклонения его заявки, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Пунктом 2 части 17 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен содержать информацию о принятом в отношении каждой заявки (каждой части заявки), поданной на участие в закупке, решении о соответствии извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, с обоснованием такого решения и указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки.
При этом протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.03.2023 NИЭА1 не содержит в себе указание на положения извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует заявка заявителя, а норм Федерального закона 44-ФЗ, так как согласно представленной информации заявка ООО "ЛИГА" подлежала отклонению по пункту 3 части 12 статьи 48 Федерального закона 44-ФЗ за несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Следовательно, комиссией по осуществлению закупок уполномоченного органа допущено нарушение пункта 2 части 17 статьи 48, пункта 2 части 5 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ.
Пунктом 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14 установлено, что в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Приходя к выводу о наличии в действиях уполномоченного органа описанных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в то же время Комиссия не находит оснований для выдачи предписания об устранении нарушений, поскольку они не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), так как заявка заявителя в любом случае подлежала отклонению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЛИГА" частично обоснованной;
2. Признать комиссию уполномоченного органа нарушившей пункт 2 части 17 статьи 48, пункт 2 части 5 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ;
3. Предписание по результатам рассмотрения жалобы не выдавать;
4. Направить копии решения сторонам по жалобе;
5. Отменить приостановление определения поставщика в части заключения контракта;
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 27 марта 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.03.2023