резолютивная часть решения объявлена 22.03.2023 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе: Гаева Рамазана Алимовича- ведущего заседание Комиссии, врио руководителя Управления; членов комиссии: Каракизова Алий Хакимовича - начальника отдела Управления; Долова Адама Барасбиевича - ведущего специалиста-эксперта отдела Управления,
в присутствии представителя Заказчика Кузьменко Е.В., действующего на основании доверенности, в отсутствии представителей Заявителя и ЭТП, надлежащим образом извещенных о времени, дате и месте рассмотрения жалобы, рассмотрев, в режиме видео-конференц связи, жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0304100006323000001 "Проведение комплексного капитального ремонта объекта "Административное здание ОМВД России по Урванскому району Кабардино-Балкарской Республики" (далее - Конкурс, Закупка), руководствуясь ст.ст.99,105,106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N727/14,
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Комиссии Заказчика по осуществлению закупок, при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Комиссии по осуществлению закупок, неправомерно принявшей решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям извещения о проведении Конкурса (далее - Извещение) и Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Комиссия по осуществлению закупок действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
27.01.2023 г. на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) был размещен открытый конкурс в электронной форме N 0304100006323000001 "Проведение комплексного капитального ремонта объекта "Административное здание ОМВД России по Урванскому району Кабардино-Балкарской Республики" с начальной (максимальной) ценой контракта 67 495 514,40 руб.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Кабардино-Балкарским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
Согласно доводу Заявителя Комиссией по осуществлению закупок неправомерно принято решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.
Пунктом 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.
Пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее одного часа с момента завершения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе) оператор электронной площадки направляет заказчику вторые части заявок на участие в закупке, первые части которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, а также предусмотренные пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе информацию и документы участников закупок, подавших такие заявки.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
В соответствии с пунктами 1, 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 10 приложения к Постановлению N 2571 к участникам закупки на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения договора по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) либо договора предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
При этом цена выполненных работ должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
К документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительному требованию, указанному в пункте 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 10 приложения к Постановлению N 2571, относятся:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
При этом в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" вышеуказанной позиции, к документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительному требованию, указанному в позиции 10 приложения к Постановлению N 2571 относятся:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию
(за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В соответствии с Извещением Заказчиком установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с позицией 10 приложения к Постановлению N 2571 (далее - Дополнительное требование), а также требование о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участников закупки Дополнительному требованию, предусмотренному позицией 10 приложения к Постановлению N 2571.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 14.03.2023 NПРОII2 и протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.03.2023 NИЭОК2 заявка Заявителя признана не соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе по следующему основанию: "На основании п.1 ч.12 ст. 48 - непредставления информации и документов, предусмотренных извещением, несоответствия таких информации и документов (Заказчиком были установлены требования в соответствии с позицией 10 раздела III приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571 (для требования к участникам закупок в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ). Согласно абзацу шестому пп.б) п.3 постановления Правительства РФ от 29 декабря 2021 г. N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2571): "предусмотренные приложением в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" информация и документы направляются участниками закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных абзацами шестым и седьмым подпункта "г" настоящего пункта. При проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур, закрытых электронных процедур такие информация и документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона направляются документы или заверенные участником закупки их копии". Согласно п.1.2 муниципального контракта N01 на Капитальный ремонт МКОУ СОШ N3 им. Р. Калмыкова г. Баксана на сумму 110 825 480,75, представленного участником в качестве подтверждения наличия надлежащего опыта в соответствии с требованиями постановления N2571, объемы и виды работ, осуществляемые в соответствии с настоящим КОНТРАКТОМ, определяются в согласованном сторонами Задании (Приложение N1), являющемся неотъемлемой частью настоящего КОНТРАКТА. Также согласно п.3.1 указанного контракта, 3.1. Работы осуществляются ИСПОЛНИТЕЛЕМ в соответствии с условиями, оговоренными в Задании (Приложение N1). Текст Приложения N1 Техническое задание в составе документов отсутствует. Файл поименованный как "Приложение N1 к муниципальному контракту 01 Кап ремонт СОШ 3" содержит проектную документацию на "Устройство вентилирумых фасадов и вальмовой крыши МКОУ "СОШ N3 им. Р. Калмыкова г.Баксана" по ул. Калмыкова, 1 Баксанского района, КБР" (что не позволяет сделать вывод о том, что данный документ имеет отношение к указанному контракту и является согласованным техническим заданием). Также в составе документов присутствует Дополнительное соглашение N2 от 20 мая 2022 г., согласно п.1 которого установлено: "_изложить Приложение N 1 к муниципальному контракту N 01 от "28" марта 2022 г. "Техническое задание" в новой редакции в соответствии с приложением к настоящему Дополнительному соглашению и являющееся ее неотъемлемой частью". При этом таковое приложение в составе документов отсутствует.)".
Комиссией установлено, что Заявителем в составе документов, подтверждающих соответствие участника закупки Дополнительному требованию, представлены, в том числе, муниципальный контракт N01 от 28.03.2022 г. (реестровый номер контракта N3070101246022000001) (далее - Контракт) по капитальному ремонту МКОУ СОШ N3 им. Р. Калмыкова г.Баксана, акты выполненных работ, подтверждающие цену выполненных работ на сумму 125 825 440,75 руб., также в составе документов указывался реестровый номер контракта N3070101246022000001.
Согласно сведений из единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru), муниципальный контракт с реестровым номером N3070101246022000001 имеет статус "исполнение завершено", при этом указано, что что стоимость исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, составляет 125 825 440,75 руб.
Комиссия приходит к выводу о том, что указание в проектной документации наименования видов работ, отличных от общего наименования контракта, а также отсутствие приложения N1 в составе заявки на участие в закупке не свидетельствует об отсутствии у участника закупки требуемого опыта.
Комиссией установлено, что дополнительным соглашением N7 от 01.11.2022 г., стороны по Контракту пришли к соглашению об изменении перечня работ по капитальному ремонту КОСУ СОШ N3 им. Р.Калмыкова, согласно приложения к дополнительному соглашению.
Приложение к указанному дополнительному соглашению содержит локально сметный расчет с указанием видов и объемов работ, подлежащих выполнению.
При этом обязанность указывать надлежащим образом наименования проектной документации и наименование приложений лежит на Заказчике, являющемся стороной такого договора. Участник закупки, являясь второй стороной стороной договора, не должен нести ответственность за действия Заказчика по формированию проектной документации и приложений к Контракту.
Согласно позиции изложенной в Определении Верховного суда РФ от 6 августа 2021 г. N 308-ЭС21-4887, отсутствие в составе заявки на участие в закупке приложений к копии исполненного контракта (договора), не может являться формальным основанием для отказа в допуске такого участника к участию в закупке.
Письмом ФАС России от 22.05.2020 N ИА/43260/20 разъяснено, что отсутствие в составе заявки на участие в закупке приложений к копии исполненного контракта/договора не может являться формальным основанием для отказа в допуске к участию в закупке.
Указанный правовой подход также подтверждается Определением Верховного суда РФ от 13.07.2021 N 302-ЭС21-10100, и Определением Верховного суда от 18.06.2021 N 308-ЭС21-4887.
При таких обстоятельствах, отклонение заявки Заявителя является формальным и не соответствует принципам и целям обеспечения государственных и муниципальных нужд, поскольку приводит к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, по мнению Комиссии документы представленные Заявителем, в частности муниципальный контракт с реестровым номером N3070101246022000001, в качестве подтверждения соответствия дополнительным требованиям являются достаточными, как для принятия в качестве подтверждения соответствия дополнительным требованиям, так и для принятия к оценке в соответствии с положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Учитывая изложенное, действия Комиссии по осуществлению закупок, принявшей решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе, нарушают подпункт "а" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст.99, 105, 106 Закона о контрактной системе Комиссия,
Решила:
1.Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2.Признать в действиях Комиссии Заказчика по осуществлению закупок нарушение ч.11 ст.48 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Комиссии Заказчика по осуществлению закупок, Оператору ЭТП предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
*Президиум Верховного Суда Российской Федерации 28.07.2017 г. утвердил "Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", где в п.43 разъяснено, что применение судом обеспечительной меры в виде приостановления действия решения и предписания контрольного органа не допускается, если такое приостановление приводит к возобновлению процедуры проведения торгов.
Согласно ч.23 ст.99 Закона о контрактной системе контракт не может быть заключен до даты исполнения предписания.
Ведущий заседание Комиссии: Р.А. Гаев
Члены Комиссии: А.Х. Каракизов
А.Б. Долов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 27 марта 2023 г. N 007/06/48-232/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.03.2023