Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев с использованием системы видеоконференцсвязи жалобу заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона N0304300065523000012 "Поставка медикаментов - АДАЛИМУМАБ", руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба ООО "Медикэр" на действия заказчика при проведении электронного аукциона "Поставка медикаментов - АДАЛИМУМАБ".
Согласно доводам жалобы, извещение об осуществлении закупки не соответствует положениям Закона о контрактной системе. При описании объекта закупки отсутствует возможность поставки эквивалентного лекарственного препарата. Кроме того, заказчиком нарушен порядок размещения разъяснений положений извещения об осуществлении закупки.
Заказчик представил письменные пояснения по доводам жалобы.
Рассмотрев доводы заявителя, пояснения заказчика, изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В единой информационной системе в сфере закупок 10 марта 2023 года было размещено извещение N0304300065523000012 о проведении электронного аукциона "Поставка медикаментов - АДАЛИМУМАБ" с начальной (максимальной) ценой контракта - 1 272 066,24 рублей.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания подачи заявок - 20.03.2023 09:00; дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 20.03.2023; дата подведения итогов определения поставщика - 21.03.2023.
В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать следующие электронные документы: 1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства.
Согласно извещению об осуществлении закупки предметом закупки является поставка лекарственного препарата с международным непатентованным наименованием (далее - МНН) "Адалимумаб" с лекарственной формой: "раствор для подкожного введения" - дозировка: 50 мг/мл в первичной упаковке ГРЛС - 40 мг/0,8 мл - 12 шт., и 100 мг/мл в первичной упаковке ГРЛС - 40 мг/0,4 мл - 36 шт.
Согласно описанию объекта закупки, изменение лекарственной формы и дозировки не допускается по врачебным показаниям.
Согласно части 5 статьи 33 Закона о контрактной системе особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2017 N 1380 утверждены особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Особенности).
Согласно пп. "в" п. 5 Особенностей при описании объекта закупки не допускается указывать объем наполнения первичной упаковки лекарственного препарата, за исключением растворов для инфузий.
При этом п. 6 Особенностей определено, что описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные пп. "в" - "и" п. 5 Особенностей, в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. При этом описание объекта закупки должно содержать:
а) обоснование необходимости указания таких характеристик;
б) показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых лекарственных препаратов установленным характеристикам и максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В письме ФАС России NТН/115877/22 от 22.12.2022 "О формировании документации на закупку лекарственного препарата с МНН: Адалимумаб" указывается, что с учетом требований, установленных пунктом 2 Особенностей описания лекарственных препаратов, а также с учетом позиции экспертного учреждения Минздрава России, при описании объекта закупки в документации о закупке лекарственных препаратов с МНН "Адалимумаб" в лекарственной форме "раствор для подкожного введения", в дозировке "40 мг/0,4 мл" заказчики также должны указывать возможность поставки лекарственных препаратов в дозировке "40 мг/0,8 мл", применение которой позволяет достичь эквивалентного терапевтического эффекта, в требуемом заказчику количестве.
В соответствии с частью 9 статьи 27.1 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" Порядок использования информации о взаимозаменяемых лекарственных препаратах для медицинского применения и порядок дачи разъяснений по вопросам взаимозаменяемости лекарственных препаратов для медицинского применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 04.09.2020 N 1357 утверждены Правила использования информации о взаимозаменяемых лекарственных препаратах для медицинского применения и дачи разъяснений по вопросам взаимозаменяемости лекарственных препаратов для медицинского применения (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что информация о взаимозаменяемых лекарственных препаратах используется медицинскими работниками при назначении лекарственного препарата, входящего в отдельную группу в рамках одного международного непатентованного (или химического, или группировочного) наименования, в рамках которой лекарственные препараты являются взаимозаменяемыми. Взаимозаменяемость лекарственных препаратов не может быть ограничена лечащим врачом, за исключением наличия медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) и наличия в перечне взаимозаменяемых лекарственных препаратов указания на исключение отдельных групп пациентов.
Согласно пункту 4 Правил, в соответствии с особенностями описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2017 г. N 1380, заказчиками используется информация о взаимозаменяемых лекарственных препаратах при описании в извещении и документации о закупке лекарственных препаратов, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно перечню взаимозаменяемых лекарственных препаратов, лекарственный препарат с ТН "Эксэмптия" с дозировкой 40 мг/08 мл является эквивалентным лекарственному препарату с ТН "Хумира" в дозировке 100 мг/мл.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указание в описании объекта закупки о недопустимости изменения дозировки предлагаемого к поставке препарата, нарушает положения пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе, любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Установлено, что 16.03.2023 заказчику направлен запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки.
Вместе с тем заказчиком, в ЕИС размещен ответ на запрос разъяснений положений извещения об осуществлении закупки N РИ1 без указания предмета запроса.
Таким образом, указанные действия заказчика нарушают часть 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО "Медикэр" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 2, части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 27 марта 2023 г. N 007/06/42-240/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.03.2023