Резолютивная часть решения оглашена 28.03.2023
В полном объеме решение изготовлено 30.03.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", рассмотрев обращение ООО "ТД "РАВНОВЕСИЕ", при участии в дистанционном режиме (после перерыва):
- представителя ОГКУ "Центр информационно-технического обслуживания" Тереховой Н.С., действующего на основании доверенности N 07 от 20.01.2023,
- представителя ОГКУ "Центр информационно-технического обслуживания" Сукина В.А., действующего на основании доверенности N 15 от 09.03.2023,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени проведения внеплановой проверки,
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Челябинского УФАС России 10.02.2023 поступило обращение ООО "ТД "РАВНОВЕСИЕ" на действия заказчика при проведении информации о признаках нарушении законодательства о контрактной системе при проведении запроса котировок в электронной форме N 0869500001422000134 на поставку мониторов, подключаемых к компьютеру (далее - запрос котировок).
Согласно представленным документам 27.10.2022 ОГКУ "Центр информационно-технического обслуживания" объявило о проведении запроса котировок.
Начальная (максимальная) цена контракта по запросу котировок - 318 404,31 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в запросе котировок - 03.11.2022.
На момент рассмотрения обращения ООО "ТД "РАВНОВЕСИЕ" контракт заключен.
В обращении указано, что комиссией неправомерно допущена к участию в закупке заявка ООО "Гринтех", так как обществом предоставлена продукция, которая не производится на территории РФ, и соответствующие товары отсутствуют в реестре, при этом на указанные товары не представлены документы, подтверждающие страну происхождения товара в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 N 719.
Представители заказчика с доводами обращения заявителя не согласились, представили письменные пояснения, которые поддержали на заседании Комиссии и указали следующее.
Заявки участников закупки рассмотрены в порядке, установленном законодательством о контрактной системе, извещением о закупке, при этом у комиссии отсутствует правовая возможность осуществлять дополнительную проверку информации, содержащейся в заявке заявителя, который продекларировал страну происхождения товара - РФ. При этом в ходе поставки мониторов обществом подтверждена страна происхождения товара, указанная в заявке, что подтверждается товарно-сопроводительными документами.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Частью 2 статьи 50 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке оператор электронной площадки в соответствии с пунктом 9 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона направляет заказчику заявки на участие в закупке, а также предусмотренные пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона информацию и документы участников закупок, подавших такие заявки.
Подпунктом "а" пункта 1 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе предусмотрено, что члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Таким образом, порядок рассмотрения заявок в случае проведения электронного запроса котировок определяется нормами, регулирующими рассмотрение вторых частей заявок при проведении электронного конкурса.
Так, пунктом 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона).
Требования к содержанию заявки на участие в закупке предусмотрены частями 1, 2 статьи 43 Закона о контрактной системе, при этом перечень указанных требований является исчерпывающим в силу части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе.
При этом, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка участника закупки должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно извещению о закупке предметом запроса котировок является поставка мониторов, подключаемых к компьютеру, при этом заказчиком установлены ограничения и условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, а именно:
- условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н (далее - Приказ N126н);
- ограничения допуска радиоэлектронной продукции в рамках мер по стимулированию производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 (далее - Постановление N 878).
Таким образом, порядок ранжирования заявок и определения победителя закупки должен применяться с учетом ограничений и условий допуска, утвержденных указанными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 1.6 Приказа N 126н подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложении, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Законом о контрактной системе наименования страны происхождения товара.
Аналогичные требования содержатся в подпункте "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что предложение участника закупки должно содержать наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 878 при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
Подтверждением производства радиоэлектронной продукции является, в том числе:
- на территории Российской Федерации - наличие сведений о такой продукции в реестре радиоэлектронной продукции;
- на территории государства - члена Евразийского экономического союза - наличие сведений о такой продукции в евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, формирование и ведение которого устанавливаются правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров);
- копия сертификата СТ-1.
Как следует из документов, представленных заказчиком, на участие в закупке подано 12 заявок, при этом к поставке предложены как иностранные товары (заявки с номерами: 112913679, 112913113, 112912570, 112912349, 112907893, 112905539, 112896832, 112894875, 112886085), а также заявка с товаром российского и белорусского производства (заявки с номерами: 112907264, 112907718, 112907097).
Согласно протоколу подведения итогов запроса котировок от 03.11.2022 все заявки участников признаны комиссией по осуществлению закупок соответствующими требованиям, установленным в извещении о закупке.
При этом, как следует из информации, содержащейся в составе заявок участников закупки, ни одна из заявок не содержит предусмотренной пунктом 3 (1) Постановления N 878, пунктом 4 требований к содержанию и составу заявки на участие в запросе котировок информации о нахождении предлагаемого к поставке товара в реестре российской радиоэлектронной продукции, евразийском реестре промышленных товаров, сертификат СТ-1.
Таким образом, Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 878 не подлежало применению, поскольку не соблюдено условие, предусмотренное данным Постановлением.
В соответствии с пункта 1.2 Приказа N 126н при проведении конкурса, запроса котировок в электронной форме рассмотрение и оценка заявок, содержащих предложения о поставке товаров, указанных в Приложениях, и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза, осуществляются комиссиями заказчиков по осуществлению закупок и операторами электронных площадок с применением к предложенной в указанных заявках цене контракта понижающего 15-процентного коэффициента в отношении товаров, указанных в приложении N 1, понижающего 20-процентного коэффициента в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ). Контракт заключается по цене, предложенной в заявке победителем конкурса, запроса котировок в электронной форме.
При этом, к правоотношениям по заключению контракта в рассматриваемом случае применяются положения Приказа N 126н, которые предусматривают для целей определения страны происхождения указание (декларирование) участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара.
Аналогичные требования к содержанию и составу заявки содержатся в подпункте "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
По результатам закупки победителем запроса котировок признано ООО "Гринтех" (заявка с номером 112907264), заявка которого содержит предложение о поставке товара российского происхождения.
В составе заявки ООО "Гринтех" указало, что к поставке предлагается товар - монитор, подключаемый к компьютеру, тип 1 и тип 2, с указанием характеристик, предусмотренных в извещении о закупке, указав страну происхождения товара - Российская Федерация.
Так, основания не доверять информации, представленной указанным участником закупки, у комиссии по осуществлению закупок, заказчика отсутствуют, при том, что согласно подпункту "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, пункту 1.6 Приказа N126н участнику закупки требуется только указать (декларировать) в заявке наименование страны происхождения товара.
Положения Приказа N 126-н, равно как и требования законодательства о контрактной системе не обязывают участника закупки предоставлять документы, подтверждающие страну происхождения товара, в том числе предусмотренные Постановлением N 878, при этом указанные нормативные правовые акты применяются к различным стадиям определения поставщика и предполагают различный механизм подтверждения страны происхождения товара.
При этом, подтверждение производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, а также включение сведений в указанные реестры, равно как и получение сертификата СТ-1 носит добровольный характер с учетом норм Постановления Правительства РФ от 17.07.2015 N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" и Постановления N 878, подтверждение производства продукции на территории РФ требуется участнику закупки исключительно для целей возможности применения к нему преимуществ, установленных Постановлением N 878.
В ходе проведения внеплановой проверки заказчиком представлены сведения и документы, переданные поставщиком при поставке мониторов, а именно: сертификат соответствия N ЕАЭС RU C-RU.MX11.B.00190/22 от 29.07.2022 на продукцию мониторы марки Валдай (производитель ИСТ Дистрибьюшенс"), в приложении к которому указано 7 мест производства товара, в том числе: ООО "Бештау Электроникс" - адрес: 357601, Россия, Ставропольский край, г. Ессентуки, ш. Боргустанское, стр 31.
Кроме того, при поставке обществом предоставлен паспорт на монитор Валдай (VALDAY) модель BF27ABB, в котором указан адрес производства продукции: 357601, Россия, Ставропольский край, г. Ессентуки, ш. Боргустанское, стр 31.
Из маркировки, указанной на поставленных мониторах, также следует, что страна происхождения товара, а также место производства соответствуют сведениям, предусмотренным в сертификате соответствия и паспорте на продукцию.
Таким образом, поставщиком при поставке товара представлены документы, в том числе подтверждающие страну происхождения поставляемых мониторов, тогда как заявителем не представлены доказательства того, что продукция участника закупки, предложенная в составе заявки, является товаром иностранного производства.
В указанном случае, Комиссия Челябинского УФАС России не усматривает нарушения законодательства о контрактной системе в действиях комиссии по осуществлению закупок при рассмотрении заявок участников закупки, а также в действиях заказчика в части применения положения Приказа N 126-н.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Доводы обращения ООО "ТД "РАВНОВЕСИЕ" не нашли своего подтверждения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 31 марта 2023 г. N 074/06/99-592/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.03.2023