Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Зам. Председателя Комиссии: |
Казакова В.Г. - начальника отдела, |
Членов Комиссии: |
Кучеевой А.С. - главного государственного инспектора, Тимофеева М.А. - ведущего специалиста-эксперта, |
в присутствии представителей заказчика МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ЦЕНТР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАЗНАЧЕЙСТВА РОССИИ" В Г. КАЗАНИ - Мустафиной Э.Р. (доверенность N53-02-19/8 от 28.12.2022 г.), Халимова Р.А. (доверенность N53-02-19/6 от 28.12.2022 г.), Курбанова Т.И. (доверенность N53-02-19/9 от 28.12.2022 г.), в отсутствии представителей заявителя ООО "ЮГСМАРТПРОЕКТ", рассмотрев посредством видеоконференции жалобу заявителя ООО "ЮГСМАРТПРОЕКТ" (вх. N2705/ж от 17.03.2023 г.) на действие заказчика при проведении закупки N 0811400000123000006 на предмет: Выполнение работ по монтажу системы видеонаблюдения для обеспечения нужд Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия,
У С Т А Н О В И Л А:
Извещение о проведении закупки N0811400000123000006 размещено на официальном сайте Российской Федерации http://etp.zakazrf.ru 06.03.2023 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 857 810,80 руб.
По мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, были представлены устные и письменные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителей на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации закупки приходит к следующим выводам.
1. Относительно довода заявителя об отсутствии установления заказчиком КТРУ, а также требований, предусмотренных Постановлением Правительства N878.
Согласно пунктам 5, 15 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
- информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе При формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки: информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе При осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с вышеуказанными требованиями издано Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции").
Согласно доводам жалобы заявителя, заказчиком закупка проводится с нарушением норм действующего законодательства, а именно в части того, что заказчиком не установлены положения предусмотренные Постановлением Правительства N878, а также описание товара осуществляется не в соответствии с требованиями КТРУ.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, пояснив, что в рамках указанной закупки, приобретение отдельных позиций товара не производится. Заказчиком осуществляется закупка на работы по монтажу системы видеонаблюдения, как комплекса оборудования, то есть на балансовый учет заказчика будет поставлен именно комплекс оборудования, включающий в себя камеры, коммутаторы и т.п.
Комиссия Татарстанского УФАС России, изучив доводы жалобы заявителя, пояснения заказчика, положения Извещения приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениям Извещения, предметом настоящей закупки является Выполнение работ по монтажу системы видеонаблюдения для обеспечения нужд Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия.
Заказчиком установлен код ОКПД2 к настоящей закупке - 43.29.19.190 Работы монтажные прочие, не включенные в другие группировки.
Согласно Извещению, а именно "1.Описание объекта закупки", монтаж оборудования включает в себя следующий комплекс работ:
N п/п |
Наименование работ |
Единица измерения |
Кол-во |
Монтаж системы видеонаблюдения | |||
1 |
Монтаж видеорегистратора |
шт. |
1 |
2 |
Монтаж удаленного рабочего места |
шт. |
2 |
3 |
Монтаж коммутатора |
шт. |
2 |
4 |
Монтаж блок питания |
шт. |
2 |
5 |
Монтаж устройства грозозащиты |
шт. |
5 |
6 |
Монтаж блока защиты |
шт. |
1 |
7 |
Монтаж патч-панели |
шт. |
1 |
8 |
Монтаж кабельного органайзера |
шт. |
4 |
9 |
Монтаж блока розеток |
шт. |
1 |
10 |
Установка жестких дисков в видеорегистратор |
шт. |
8 |
11 |
Установка патч-корд |
шт. |
35 |
12 |
Установка цифрового кабеля |
шт. |
3 |
13 |
Монтаж разъема RJ-45(8P8C) под витую пару, категория 5е |
шт. |
40 |
14 |
Монтаж видеомонитора |
шт. |
3 |
15 |
Функциональная настройка общего программного обеспечения АС, количество функций - 1 |
шт. |
30 |
16 |
Функциональная настройка специального программного обеспечения АС, количество функций - 1(Удалённое рабочее место-2 шт., коммутатор-2 шт., видеосервер-1 шт.) |
шт. |
5 |
17 |
Монтаж камер видеонаблюдения |
шт. |
30 |
18 |
Монтаж трубы гофрированной ПВХ |
м. |
1 100 |
19 |
Монтаж коробки разветвительной |
шт. |
5 |
20 |
Монтаж кабель канала шириной до 40 мм |
м. |
6 |
21 |
Монтаж кабель канала шириной до 120 мм |
м. |
8 |
22 |
Монтаж провода в кабель канале |
м. |
14 |
23 |
Затягивание провода в проложенные |
м. |
1091 |
24 |
Приемо-сдаточные испытания |
объект |
1 |
Работы считаются выполненными только после проведения всех необходимых пуско-наладочных работ, которые осуществляются за счет собственных сил и средств Подрядчика. Результатом пусконаладочных работ является работоспособность всей инженерной системы. Если при проведении пусконаладочных работ выявится неисправность оборудования, замена которого не предусмотрена настоящим техническим заданием, то пусконаладочные работы завершаются Подрядчиком после замены указанного оборудования Заказчиком.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что в указанном случае, результатом работ, является именно система видеонаблюдения, состоящая из составных частей, оборудования. Таким образом, в рамках указанной закупки, не предусмотрена поставка товара, в том числе, подпадающего под требования Постановления Правительства N878, в связи с чем, у заказчика отсутствовала обязанность установления требований, предусмотренных указанным Постановлением, а также осуществления описания товара в соответствии с требованиями КТРУ.
Довод жалобы заявителя признан необоснованным.
2) Относительно довода заявителя о неправомерности отсутствия установления в извещении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, предусмотренного требованиями Постановления Правительства от 16 ноября 2015 г. N 1236.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением случаев, определённых настоящем Постановлением.
По мнению заявителя, в рамках объекта рассматриваемой закупки у заказчика была обязанность установить запрет согласно подпункту "а" пункта 2.1 ПП РФ 1236, т.к. камера видеонаблюдения является непосредственно материальным носителем встроенного программного обеспечения.
Таким образом, закупаемые Заказчиком устройства являются электронно-вычислительной машиной со встроенным программным обеспечением, ввиду чего у Заказчика возникает обязанность установить запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств.
В составе жалобы Заявителем также представлены сведения из реестра российского программного обеспечения, свидетельствующие о наличии у видеокамер программного обеспечения для обработки и кодировании видеоинформации.
Также в распоряжении Заявителя имеется заключение Торгово-промышленной палаты Ростовской области N0489900387 о том, что цифровая видеокамера является электронно-вычислительной машиной, а также материальным носителем встроенного программного обеспечения. Таким образом, по мнению Заявителя, вне зависимости от объекта закупки, если закупаемый товар содержит в своем составе программное обеспечение, у заказчика возникает обязанность установить запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, пояснив, что Система обработки данных видеокамеры является микрокодом, что в свою очередь является связующим звеном технологических составляющих камеры, для ее функционирования. Эта встроенная микропрограмма разработана производителем для конкретного электронного оборудования (устройства) и не может рассматриваться как ПО в привычном понимании. Она может быть установлена только на то устройство, для которого разработана. Камера видеонаблюдения является комплексным устройством, рассматривать отдельно аппаратную и программную части недопустимо, поскольку они не могут функционировать друг без друга. Таким образом, данная система разработана исключительно в рамках работы конкретного оборудования, что свидетельствует о невозможности разделения физических и цифровых составляющих видеокамеры.
Комиссия Татарстанского УФАС России, изучив доводы жалобы заявителя, пояснения заказчика, положения Извещения приходит к следующим выводам.
Согласно положениям, Извещения, исполнитель, в ходе проведения работ по монтажу, должен осуществить работы по установке следующих видеокамер.
Видеокамера (тип1) |
-Фокусное расстояние 2,8 мм; -Угол обзора по горизонтали 109°; - Угол обзора по вертикали 60°; - Угол обзора по диагонали: 131°; - Дальность ИК-подсветки 30-м; - Максимальное разрешение не менее 2688 - Сетевой интерфейс 1 RJ45 auto 10/100M порт Ethernet; - Питание PoE (802.3af, класс 3); -Протокол ONVIF (PROFILE S, PROFILE G, PROFILE T), ISAPI, SDK, Ehome; - Видеосжатие H.265/H.264; - Тип корпуса купольная; - Рабочие условия От -40 до +60 °C. |
Видеокамера (тип2) |
-Фокусное расстояние 2,8 мм; -Угол обзора по горизонтали 109°; - Угол обзора по вертикали 60°; - Угол обзора по диагонали: 131°; - Дальность ИК-подсветки 30-м; - Максимальное разрешение не менее 2688 - Сетевой интерфейс 1 RJ45 auto 10/100M порт Ethernet; - Питание PoE (802.3af, класс 3); -Протокол ONVIF (PROFILE S, PROFILE G, PROFILE T), ISAPI, SDK, Ehome; - Видеосжатие H.265/H.264; - Тип корпуса цилиндрическая; -Рабочие условия От -40 до +60 °C. |
Видеокамера (тип3) |
-Моторизованный вариофокальный объектив от 2,8 мм до 12 мм; -Угол обзора по горизонтали от 116° до 30°; - Угол обзора по вертикали от 60° до 17°; - Угол обзора по диагонали: от 144° до 33,5°; - Дальность ИК-подсветки 60-м; - Максимальное разрешение не менее 2688 - Сетевой интерфейс 1 RJ45 auto 10/100M порт Ethernet; - Питание PoE (802.3af, класс 4); -Протокол ONVIF (PROFILE S, PROFILE G, PROFILE T), ISAPI, SDK, Ehome; - Видеосжатие H.265/H.264; - Тип корпуса цилиндрическая; -Рабочие условия От -40 до +60 °C. |
Согласно пункту 2 Постановления N1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Исходя из положений части 2(1) Постановления N1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что в рассматриваемом случае программное обеспечение, - это микрокод, не выполняющий функций программного обеспечения в классическом понимании, следовательно, он не требует покупки, а является связующим звеном технологических составляющих камеры, для первичного начала ее работы и включения. Эта встроенная микропрограмма разработана производителем для конкретного электронного оборудования (устройства) и не может рассматриваться как ПО в привычном понимании. Она может быть установлена только на то устройство, для которого разработана. Камера видеонаблюдения является комплексным устройством, рассматривать отдельно аппаратную и программную части недопустимо, поскольку они не могут функционировать друг без друга.
Так, при приобретении, например, электронных часов, мобильного телефона невозможно в отдельности приобрести программное обеспечение, отвечающее за работу данного товара, отчет времени, функции звонка и СМС, без приобретения самого оборудования. В указанном случае, также, без встроенного ПО, камеры функционировать не будут.
Кроме того, в ходе анализа Комиссией было установлено, что в рамках заключаемого контракта не предусмотрены:
a) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Комиссия также отмечает, что заключение Торгово-промышленной палаты Ростовской области N0489900387 представленной Заявителем, не может быть принято Комиссией, поскольку изначально задачами экспертов было установить, что камера видеонаблюдения, является материальным носителем программного обеспечения.
На основании изложенного, предмет настоящей закупки под положения пункта 2(1) Постановления N1236 не подпадает.
Довод заявителя признан необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу заявителя ООО "ЮГСМАРТПРОЕКТ" (вх. N2705/ж от 17.03.2023 г.) на действие заказчика при проведении закупки N 0811400000123000006 на предмет: Выполнение работ по монтажу системы видеонаблюдения для обеспечения нужд Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия, необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. Председателя Комиссии В.Г. Казаков
Члены Комиссии А.С. Кучеева
М.А. Тимофеев
Исп.: Тимофеев М.А. (843)238-24-86
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 23 марта 2023 г. N 016/06/42-377/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.03.2023