Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе (далее - Комиссия):
заместителя руководителя Управления,
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления;
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
В рамках исполнения решения Арбитражного Суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-10250/2021, рассмотрев материалы дела, представленные МКУ "Управление организации строительства" (ИНН: 8913007850) (далее - Заказчик) о внесении сведений об ООО "Автогород" (ИНН: 2463118652)., (далее - Подрядчик, Исполнитель) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта N 39-К от 29.03.2021 на "Поставку Арт-объектов с последующим монтажом на площади "Воинской Славы"", цена контракта - 3 648 000,00 рублей (извещение N 0190300001921000043) и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В связи с тем, что расторжение контракта со стороны Заказчика осуществлено 12.10.2021 то рассмотрение материалов Комиссией осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим на момент расторжения контракта.
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены материалы и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (вход. N 6622 от 15.10.2021).
Рассмотрев указанные выше материалы, Комиссией 21.10.2021 принято решение N 089/06/104-610/2021 в соответствии с которым сведения об ООО "Автогород" (ИНН: 2463118652) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Не согласившись с решением Комиссии, МКУ "Управление организации строительства" (ИНН: 8913007850) обратилось в Арбитражный суд ЯНАО с иском о признании решения Комиссии Ямало-Ненецкого УФАС России недействительным.
Решением Арбитражного суда ЯНАО от 08.02.2022 по делу N А81-10250/2021 Заявленные МКУ "Управление организации строительства" (ИНН: 8913007850) требования удовлетворены. Признано недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 21.10.2021 N 089/06/104-610/2021. На Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу возложена обязанность повторно рассмотреть заявление МКУ "Управление организации строительства" (ИНН: 8913007850) о внесении сведений об ООО "Автогород" (ИНН: 2463118652) в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта N 39-К на "Поставку Арт-объектов с последующим монтажом на площади "Воинской Славы"", цена контракта - 3 648 000,00 рублей (извещение N 0190300001921000043).
В рамках исполнения решения Арбитражного Суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-10250/2021 вступившего в законную силу 08.03.2022, рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, в результате проверки содержащихся в указанных документах и информации факта одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта на основании части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия считает, что сведения о Подрядчике подлежат включению в реестр, исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В силу пункта 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
29.03.2021 на основании Протокола подведения итогов электронного аукциона от 17.03.2021 N0190300001921000043-3 между Заказчиком и Поставщиком заключен муниципальный контракт N 39-К на Поставку Арт-объектов с последующим монтажом на площади "Воинской Славы", (далее - Контракт).
Согласно п. 1.3 контракта указано, что Поставщик обязуется по заданию Заказчика поставить и смонтировать товар, в количестве и в ассортименте, установленном Техническим заданием (Приложение N1) (далее - Техническое задание), а Заказчик обязуется принять и оплатить товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
Согласно п. 1.5 контракта указано, Заказчик обеспечивает оплату товара и его монтаж в установленном контрактом порядке, форме и размере.
Согласно п. 3.1 контракта указано, что Поставка и монтаж товара осуществляется на условиях и в сроки, установленные контрактом и Техническим заданием.
Срок поставки и монтаж товара: с момента заключения муниципального контракта по 31 августа 2021 г.
Согласно п. 3.2 контракта указано, что Поставщик осуществляет поставку и монтаж товара по адресу: Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Губкинский, площадь "Воинской Славы".
Согласно 10.4. контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Согласно п. 10.5. контракта указано, что Заказчик вправе потребовать расторжения контракта у Поставщика, письменно уведомив его об этом, в случаях:
- систематического (более двух раз) нарушения Поставщиком своих обязательств, установленных пунктом 5.4. контракта;
- если Поставщик не приступит своевременно к исполнению контракта или выполняет работы настолько медленно, что окончание к сроку становится явно невозможным;
- если Поставщик не устранил в срок, установленный Заказчиком, допущенные им отступления от условий контракта или иные недостатки, которые делают результат работ не пригодным для предусмотренного контракта пользования;
- снятия лимитов бюджетных ассигнований, выделяемых для финансирования объекта.
Из Решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 01.09.2021 года N 89-172-25-1-04/1066 (далее - Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта), следует, что графиком поставки товара и выполнения монтажных работ на объекте (Приложение N 3 к контракту) предусмотрены сроки выполнения вида работ: Поставка арт. объектов: окончание работ - 15.07.2021. Монтаж арт. объектов: начало работ - 16.07.2021, окончание работ - 31.08.2021.
Согласно промежуточного акта сдачи приемки выполненных работ от 12.07.2021, проведенного в г. Красноярск между представителями Сторон контракта, выполнен только черновой вариант постамента для макета самолета И- 16 и частичный каркас макета самолета И-16. Поставщиком не предоставлены доказательства выполнения работ по изготовлению постамента для макета самолета Як-3, и изготовлению макета самолета Як-3.
04 августа 2021 года в адрес Поставщика направлено требование (Исх. N 89-172-52-1-08/865 от 19.07.2021), где было указано, что в случае непринятия мер, по скорейшему завершению работ, Заказчиком будут решаться вопросы об одностороннем отказе от исполнения контракта. Указан срок - в течении 10 дней с момента получения требования.
Согласно трек-номера 62983261000685 по квитанции данное требование вручено адресату почтальоном 18 августа 2021 года. Однако результат работ Заказчику не предоставлен до настоящего времени, Арт-объекты не поставлены и не смонтированы.
Как следует из фактических обстоятельств, Поставщик нарушил срок предоставления результата работ, предусмотренный Контрактом.
На основании вышеизложенного, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Поставщик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 18.10.2021 NАР/4275, представил письменное объяснение по факту одностороннего отказа Заказчика от исполнения муниципального контракта.
Из объяснения Поставщика следует, что причиной отказа от исполнения муниципального контракта явились требования Заказчика, не соответствующие ТЗ настоящего контракта. А именно: изменить конструкцию макетов самолетов, входящих в группу Арт - объекта, и сам Арт - объект, таким образом, чтобы предоставить возможность посетителям площади "Воинской Славы" проводить фотосессии в непосредственном контакте с макетами самолетов (в самолете и на его поверхности), что противоречит ранее утвержденной документации и технике безопасности при эксплуатации, аналогичных объектов.
На момент выдвигаемых требований со стороны Заказчика Арт - объект с макетом самолета И-16 был готов на 90%. Заказчику были предъявлены разработанные чертежи самолета ЯК-2 для изготовления.
Неоднократно со стороны Заказчика поступали заявления, что у них имеется иной исполнитель с готовыми Арт - объектами, присылали видео и требовали идентичного исполнения с имеющимися Арт - объектами.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В п. 10.4. контракта указано, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В п. 10.5. контракта указано, что Заказчик вправе потребовать расторжения контракта у Поставщика, письменно уведомив его об этом, в случаях:
- систематического (более двух раз) нарушения Поставщиком своих обязательств, установленных пунктом 5.4. контракта;
- если Поставщик не приступит своевременно к исполнению контракта или выполняет работы настолько медленно, что окончание к сроку становится явно невозможным;
- если Поставщик не устранил в срок, установленный Заказчиком, допущенные им отступления от условий контракта или иные недостатки, которые делают результат работ не пригодным для предусмотренного контракта пользования;
- снятия лимитов бюджетных ассигнований, выделяемых для финансирования объекта.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в течение трех рабочих дней, следующего за датой принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При этом датой уведомления будет признаваться не дата получения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) соответствующего документа, а дата получения заказчиком подтверждения о вручении этого документа контрагенту или дата получения информации о его отсутствии по адресу, указанному в контракте.
01.09.2021 Заказчиком принято Решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального Контракта.
01.09.2021 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС и направлено Поставщику по электронной почте 01.09.2021 по адресу, указанному в контракте.
Согласно представленных данных о получении заказчиком подтверждения о вручении Исполнителю решения об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта отсутствуют
Согласно ч.12 ст.95 Закона о контрактной системе датой надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Таким образом, датой надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта признается 01.10.2021.
Решение заказчика об одностороннем расторжении контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе).
В связи с этим 12.10.2021 года решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 12.10.2021.
Изучив представленные документы, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту, при условии соблюдения порядка, установленного статьей 95 Закона о контрактной системе, принятия соответствующего решения, являются документально подтвержденные следующие обстоятельства:
-неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта несоответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, установленным документацией о закупке;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта факта представления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) недостоверной информации о своем соответствии установленным документацией о закупке требованиям.
Подпунктом б пункта 13 данных Правил установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии со статьей 2 ГК РФ, предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, при принятии решения об участии в электронном аукционе участник должен осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий при неисполнении им обязательств по контракту, в случае признания его победителем.
Заключив Договор, Исполнитель принял на себя обязательства, по его надлежащему исполнению.
Условиями контракта установлены обязательства сторон, которые должны исполняться сторонами надлежащим образом.
При вынесении решения Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России исходит из того, что какие-либо документы, подтверждающие выполнение работ Исполнителем по контракту не представлено.
Как следует из фактических обстоятельств, Подрядчик нарушил срок выполнения работ, предусмотренный графиком, и срок предоставления результатов работ, предусмотренный Контрактом.
Заказчик в своем решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта ссылался на невыполнение предусмотренных контрактом обязательств в установленный срок.
В соответствии со статьей 708 Гражданского кодекса Российской Федерации условие о сроках выполнения работ по договору подряда является существенным.
Как следует из обстоятельств дела, основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта послужило нарушение исполнителем условий контракта.
При осуществлении проверки одностороннего отказа от исполнения контракта антимонопольный орган оценивает не правомерность расторжения контракта с позиции гражданского законодательства, а соблюдение сторонами контракта процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренной Законом, во избежание нарушения прав каждой из сторон контракта, установленных указанным законом.
Ямало-Ненецкое УФАС оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, исследовав комплекс совершенных Подрядчиком действий в рамках исполнения контракта и установив, что в действиях Подрядчика присутствуют признаки недобросовестности, считает необходимым включать сведения о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков.
Как следует из пункта 24 обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 3, утвержденном Президиумом ВС РФ от 19.10.2016, если заказчиком и контрольным органом в сфере закупок нарушены сроки подачи заявления или включения информации в реестр недобросовестных поставщиков, срок для исключения информации об исполнителе из этого реестра исчисляется с момента, в который контрольный орган в сфере закупок должен был разместить указанную информацию в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Таким образом, срок исключения информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) из Реестра исчисляется с даты, когда контрольный орган в сфере закупок должен был разместить указанную информацию в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 Уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 5 рабочих дней с даты их поступления.
В соответствии с п. 16 Постановления N 1078 не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем принятия органом контроля предусмотренного подпунктом "б" пункта 13 настоящих Правил решения, орган контроля направляет такое решение заказчику, участнику закупки или поставщику (подрядчику, исполнителю), а также направляет заказчику предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае его выдачи в соответствии с подпунктом "б" пункта 13 настоящих Правил, а также включает предусмотренную частью 3 статьи 104 Федерального закона информацию об участнике закупки или поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (в случае принятия решения о включении информации об участнике закупки или поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр) путем формирования с использованием единой информационной системы реестровой записи и подписания ее усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени органа контроля. При этом органом контроля указывается дата поступления обращения в орган контроля.
С учетом изложенного выше и учитывая, что решение Арбитражного суда ЯНАО от 08.02.2022 по делу N А81-10250/2021 вступило в законную силу 08.03.2022, то Уполномоченным органом информация о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) должна быть включена в реестр не позднее 18.03.2022 г.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Информацию об ООО "Автогород" (ИНН: 2463118652), сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Веремеевой Оксане Юрьевне (ИНН: 244703749289) по обращению МКУ "Управление организации строительства" (ИНН: 8913007850) по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта N 39-К от 29.03.2021 на "Поставку Арт-объектов с последующим монтажом на площади "Воинской Славы"", цена контракта - 3 648 000,00 рублей (извещение N 0190300001921000043), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ООО "Автогород" (ИНН: 2463118652), сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Веремеевой Оксане Юрьевне (ИНН: 244703749289) в реестр недобросовестных поставщиков считать 18.03.2022 г.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 22 марта 2023 г. N 089/06/104-181/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.03.2023