Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе (далее - Комиссия):
<____..>
<____..>
<____..>
В рамках исполнения решения Арбитражного Суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-10905/2022, рассмотрев материалы дела, представленные Муниципальное учреждение "Дирекция муниципального заказа" (ИНН: 8905027532) (далее - Заказчик) о внесении сведений об ООО "Юнидефенс" (ИНН: 9715293087) (далее - Подрядчик), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта по выполнению проектных работ на проведение капитального ремонта (фасад, охранно-пожарная сигнализация и система пожаротушения) по объекту: "Здание, расположенное по адресу: ЯНАО, г. Ноябрьск, ул. Транспортная, д. 8", цена контракта 393 761,99 рублей, (извещение N 0190300003721000271) и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В связи с тем, что расторжение контракта со стороны Заказчика осуществлено 08.07.2022 то рассмотрение материалов Комиссией осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим на момент расторжения контракта.
В соответствии с ч. 2 и 6 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены материалы проведения электронного аукциона и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Рассмотрев указанные выше материалы, Комиссией 15.07.2022 принято решение N РНП 089/06/104-597/2022 в соответствии с которым сведения об ООО "Юнидефенс" (ИНН: 9715293087) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Не согласившись с решением Комиссии, МУ "Дирекция муниципального заказа" обратилось в Арбитражный суд ЯНАО с иском о признании решения Комиссии Ямало-Ненецкого УФАС России недействительным.
Решением Арбитражного суда ЯНАО от 24.11.2022 по делу N А81-10905/2022 Заявленные МУ "Дирекция муниципального заказа" требования удовлетворены, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 15.07.2022 N РНП 089/06/104-597/2022 признано недействительным. На Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу возложена обязанность повторно рассмотреть заявление МУ "Дирекция муниципального заказа" о внесении сведений об ООО "Юнидефенс" в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта от 14.05.2021 N 0190300003721000271.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
14.05.2021 между Заказчиком и Подрядчиком (поставщиком) заключен муниципальный контракт N 0190300003721000271 на выполнение проектных работ на проведение капитального ремонта (фасад, охранно-пожарная сигнализация и система пожаротушения) по объекту: "Здание, расположенное по адресу: ЯНАО, г. Ноябрьск, ул. Транспортная, д. 8"
Согласно п. 1.1 Контракта Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению проектных работ на проведение капитального ремонта (фасад, охранно-пожарная сигнализация и система пожаротушения) по объекту: "Здание, расположенное по адресу: ЯНАО, г. Ноябрьск, ул. Транспортная, д. 8" (далее - работы).
Согласно п. 1.2 Контракта Подрядчик выполняет работы в соответствии с заданием (приложение N 1 к контракту), утвержденным Заказчиком.
Согласно п. 1.4 Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы с момента заключения контракта по 29.11.2021, в соответствии с графиком выполнения работ (приложение N 2 к контракту), утвержденным Заказчиком.
Сроки, установленные графиком выполнения работ (приложение N 2 к контракту) являются исходными для определения и применения имущественных санкций в случаях нарушения Подрядчиком сроков выполнения работ.
Согласно п. 1.5 Контракта Результатом выполненной работы по муниципальному контракту являются сметная и рабочая документации (далее - отчетная документация), предоставленные Заказчику с положительным заключением государственной экспертизы по проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости (при наступлении случая, указанного в ч. 2 ст. 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации) в формате, объеме и содержании, определенными заданием (приложение N 1 контракту).
Датой окончания выполнения работ и полного исполнения обязательств, принятых Подрядчиком, считается дата подписания акта сдачи-приемки выполненных работ.
Согласно п. 3.1 Контракта Подрядчик обязуется:
3.1.3. Принять на себя обязательства в соответствии с заданием (приложение N 1 к контракту) и в сроки, установленные контрактом, выполнить подготовку рабочей и сметной документации согласно условиям настоящего контракта, а также законным и обоснованным указаниям Заказчика в процессе выполнения работ, предъявить отчетную документацию экспертной и приемочной комиссии Заказчика в сроки, предусмотренные п. 1.4 контракта по накладной.
3.1.8. Выполнить в полном объеме все свои обязательства, предусмотренные условиями настоящего контракта.
3.1.9. Подрядчик обязан исполнить контракт в полном объеме, в том числе предоставляя Заказчику информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере закупок.
3.1.11. В случае наличия конфликта интересов в целях исполнения настоящего контракта, уведомить о наличии данного факта Заказчика до заключения контракта.
Под конфликтом интересов в рамках настоящего контракта используется понятие, закрепленное в Федеральном законе от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
3.3. Заказчик вправе:
3.3.1. В любое время потребовать от Подрядчика отчет о ходе исполнения настоящего контракта.
3.3.2. Требовать передачи от Подрядчика по накладной отчетной документации, подготовленной в соответствии с заданием (приложение N 1 к контракту).
Согласно п. 4 Контракта прием и сдача выполненных работ.
4.2. Срок рассмотрения Заказчиком отчетной документации установлен в 15 (пятнадцать) рабочих дней с момента ее получения. В указанный срок Заказчик подписывает акт сдачи-приемки выполненных работ либо направляет Подрядчику протокол рассмотрения отчетной документации с указанием необходимых доработок и срока их выполнения.
Указания о доработках являются обязательными для исполнения Подрядчиком в случае, если эти указания вызваны несоответствием отчетной документации требованиям задания (приложение N 1 к контракту), а также установленным нормативным документам в данной сфере.
Согласно п. 5 Контракта гарантия качества выполненных работ.
5.7. При возникновении между Заказчиком и Подрядчиком спора по поводу недостатков выполненной работы или их причин по требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза. Расходы на экспертизу несет Подрядчик, за исключением случаев, когда экспертизой установлено отсутствие нарушений подрядчиком контракта или причинной связи между действиями подрядчика и обнаруженными недостатками. В указанных случаях расходы на экспертизу несет сторона, потребовавшая назначения экспертизы, а если она назначена по соглашению между сторонами, обе стороны поровну.
5.8. Если отступления в работе от условий настоящего контракта или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения причиненных убытков.
Согласно п. 8 Контракта ответственность сторон.
8.1. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему контракту в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
8.3. В случае просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных настоящим контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, Заказчик направляет Подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
10. Расторжение контракта и отказ от исполнения контракта
10.1. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта.
10.3. При расторжении контракта по соглашению сторон, а также в случае одностороннего отказа от исполнения контракта Заказчик принимает и оплачивает фактически выполненные Подрядчиком работы при условии получения Заказчиком положительного заключения экспертизы результатов выполненных работ в части их соответствия условиям настоящего контракта в сроки, установленные настоящим контрактом.
Согласно п. 11 Контракта прочие условия.
11.3. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между Сторонами из настоящего контракта или в связи с ним, регулируются ими путем переговоров с применением претензионного порядка. При этом претензии рассматриваются, и ответ на них направляется в течение 15 (пятнадцати) календарных дней, следующих за датой их поступления. При не урегулировании споров и разногласий путем переговоров с применением претензионного порядка, они подлежат рассмотрению в Арбитражном суде ЯНАО город Салехард.
11.5. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Приложения, являющиеся неотъемлемой частью настоящего контракта:
1. Задание; 2. График выполнения работ; 3. Ведомость цены контракта; 4. Сметный расчет.
Из Решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 11.05.2022 г. следует, что 14 мая 2021 года между МУ "Дирекция муниципального заказа" (Заказчик) и ООО "Юнидефенс" (Подрядчик) заключен муниципальный контракт N 0190300003721000271 на выполнение проектных работ на проведение капитального ремонта (фасад, охранно- пожарная сигнализация и система пожаротушения) по объекту: "Здание, расположенное по адресу: ЯН АО, г. Ноябрьск, ул. Транспортная, д. 8"(далее - контракт).
По состоянию на 11.05.2022, Подрядчиком ненадлежащим образом исполнены обязанности, предусмотренные условиями контракта, т.к. в установленный срок, в соответствии с графиком выполнения работ (приложение N2 к контракту) в полном объеме работы не выполнены.
Экспертной комиссией Заказчика по результатам проверки предоставленных Подрядчиком документов на полноту и соответствие условиям муниципального контракта выдано 06.05.2022 отрицательное заключение.
По состоянию на 11.05.2022 Подрядчик замечания не устранил.
Таким образом, по состоянию на 11.05.2022, Подрядчиком комплект документации в полном объеме Заказчику не предоставлен, в связи с чем, обязательства по контракту перед Заказчиком не исполнены.
Кроме того, в нарушение ч. 2 ст. 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации не предоставлено положительное заключение государственной экспертизы по проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости.
В дополнительных письменных пояснениях, направленных в адрес Управления Подрядчик излагает обстоятельства, оценка которым дана судами по делам NА81-10905/2022 и принята во внимание Комиссией.
Руководствуясь ч. 9 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ 11.05.2022 Заказчик принял решение отказаться от исполнения муниципального контракта от 14.05.2021 года N 0190300003721000271 в одностороннем порядке.
11.05.2022 уведомление об одностороннем отказе от исполнения контракта от 14.05.2021 N 0190300003721000271 было размещено в ЕИС и направлено Подрядчику заказным письмом с уведомлением на юридический адрес и фактический (почтовый) адрес, а также направлено на электронный адрес Подрядчика, указанный в контракте ( zakaz@un-df.ru) согласно отчету, об отслеживании отправления датой надлежащего уведомления считается 27.06.2022.
Исчисление 10-дневного срока начинается с 28.06.2022. Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (ст.191 ГК РФ).
08.07.2022 решение об одностороннем отказе вступило в силу, следовательно, 08.07.2022 контракт расторгнут заказчиком в одностороннем порядке, о чем сведенья были размещены на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в тот же день.
Заказчик в своем решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта ссылался на положения ст. 10 Контракта, а также на невыполнение предусмотренных контрактом обязательств в установленный срок.
В соответствии со статьей 708 Гражданского кодекса Российской Федерации условие о сроках выполнения работ по договору подряда является существенным.
Как следует из обстоятельств дела, основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта послужило нарушение Подрядчиком условий контракта.
Указанные обстоятельства были предметом проверки Арбитражным судом ЯНАО в рамках дела А81-10905/2022. Решением суда от 24.11.2022 года по делу N А81-10905/2022 исковые требования удовлетворены.
Учитывая обстоятельства, установленные арбитражным судом в рамках дела N А81-10905/2022, Комиссия приходит к выводу, что халатность, небрежность и непредусмотрительность также являются разновидностью недобросовестного поведения в ходе закупочной процедуры со стороны ООО "Юнидефенс".
Основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту, при условии соблюдения порядка, установленного статьей 95 Закона о контрактной системе, принятия соответствующего решения, являются документально подтвержденные следующие обстоятельства:
-неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта несоответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, установленным документацией о закупке;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта факта представления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) недостоверной информации о своем соответствии установленным документацией о закупке требованиям.
В соответствии с частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации постановлением от 30.06.2021 N 1078 утвердило Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 13 Правил N 1078, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе;
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Исходя из вышеперечисленного, антимонопольный орган считает, что в действиях Подрядчика присутствуют признаки недобросовестности, являющиеся основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков, которые были установлены в рамках рассмотрения дел Арбитражными судами.
При осуществлении проверки одностороннего отказа от исполнения контракта антимонопольный орган оценивает не правомерность расторжения контракта с позиции гражданского законодательства, а соблюдение сторонами контракта процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренной Законом, во избежание нарушения прав каждой из сторон контракта, установленных указанным законом.
Ямало-Ненецкое УФАС оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, исследовав комплекс совершенных Подрядчиком действий в рамках исполнения контракта и установив, что в действиях Подрядчика присутствуют признаки недобросовестности, считает необходимым включать сведения о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков.
Как следует из пункта 24 обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 3, утвержденном Президиумом ВС РФ от 19.10.2016, если заказчиком и контрольным органом в сфере закупок нарушены сроки подачи заявления или включения информации в реестр недобросовестных поставщиков, срок для исключения информации об исполнителе из этого реестра исчисляется с момента, в который контрольный орган в сфере закупок должен был разместить указанную информацию в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Таким образом, срок исключения информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) из Реестра исчисляется с даты, когда контрольный орган в сфере закупок должен был разместить указанную информацию в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
С учетом изложенного выше и учитывая, что решение Арбитражного суда ЯНАО от 24.10.2022 по делу N А81-10905/2022 вступило в законную силу 24.11.2022, то Уполномоченным органом информация о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) должна быть включена в реестр не позднее 11.01.2023.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Информацию об ООО "Юнидефенс" (ИНН: 9715293087), сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Михайлова Виталия Анатольевича (ИНН: 027812037673) по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта N 0190300003721000271 от 14.05.2021 по выполнению проектных работ на проведение капитального ремонта (фасад, охранно-пожарная сигнализация и система пожаротушения) по объекту: "Здание, расположенное по адресу: ЯНАО, г. Ноябрьск, ул. Транспортная, д. 8", цена контракта 393 761,99 рублей, (извещение N 0190300003721000271) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ООО "Юнидефенс" (ИНН: 9715293087), сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Михайлова Виталия Анатольевича (ИНН: 027812037673) в реестр недобросовестных поставщиков считать 11.01.2023.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 22 марта 2023 г. N 089/06/104-183/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.03.2023