Комиссией Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, (далее - Комиссия, Управление) в составе:
Председателя Комиссии:
<-------->,
Членов Комиссии:
<-------->;
<-------->,
проведено внеплановое контрольное мероприятие в отношении ГУ-РО Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому АО (ИНН: 8901003072) при осуществлении закупки способом открытого конкурса в электронной форме на "Выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей для обеспечения инвалидов (в том числе - детей-инвалидов) в 2023 году", начальная (максимальная) цена контракта - 9 000 000,00 рублей (извещение N 0290100000822000126).
Основание проведения внеплановой проверки: в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, абзацем 1 подпункта "а" пункта 19 раздела V Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576.
Заседание Комиссии по контролю в сфере закупок проводилось дистанционно с использованием плагина видеоконференции "True Conf".
Место проведения внепланового контрольного мероприятия: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23.
Уведомлением Ямало-Ненецкого УФАС России (исх.N АД/879 от 23.03.2023) определена дата и время проведения внеплановой проверки: 28.03.2023, 10 часов 00 минут (Местного времени).
Заказчиком представлены письменные пояснения по проводимой внеплановой проверке, которые приобщены к материалам дела. Заказчик указывает на отсутствие в его действиях нарушения Закона о контрактной системе.
Внеплановая проверка проводится с участием:
от Заявителя, Заказчика, должным образом уведомленных о месте и времени проведения внеплановой проверки, представителей не представили.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 4, пунктом 5, подпунктом "д" пункта 12, пунктом 34, пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений",
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба ООО "Уч-Сфера" (ИНН: 7107552166) (вход. N 1439 от 17.03.2023) в котором указывается на признаки нарушения Заказчиком законодательства о контрактной системе.
Заявитель в поступившем обращении указывает, что Заказчик при оценке заявок по критерию "Квалификация участников закупки" установил, что при определении будет использоваться расчет по формуле:
когда лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки.
Как считает податель жалобы, на основании данного расчета в случае подачи двух заявок и более, у участника с наименьшими показателями оценка всегда будет равняться нулевому значению, а у другого участника с наибольшими показателями значимость показателя достигать 100%.
Применение данных расчетов фактически лишает участников на получения какой-либо оценки при наличии соответствующего опыта, тем самым ущемляются права мелких субъектов относящихся к категории субъектов малого предпринимательства.
Ввиду этого, по мнению подателя жалобы, необходимо устанавливать предельно максимальные и предельно минимальные значения при определении критерия оценки квалификации участников закупки и использовать формулу:
Как установлено Комиссией, Заказчиком 15.11.2022 на официальном сайте ЕИС размещено извещение N 0290100000822000126 на осуществление закупки способом открытого конкурса в электронной форме на "Выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей для обеспечения инвалидов (в том числе - детей-инвалидов) в 2023 году", начальная (максимальная) цена контракта - 9 000 000,00 рублей.
Приложением N 2 к Извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме Заказчиком установлен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с которым:
Оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме осуществляется с использованием следующих критериев оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) квалификация участника закупки.
Каждому из критериев оценки устанавливается значимость критерия оценки, выраженная в процентах:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги - 60%;
б) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - 40%.
Сумма величин значимости всех критериев оценки, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, составляет 100%.
Рейтинг по критерию оценки представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критерию оценки с учетом коэффициента значимости критерия оценки.
N |
Критерий оценки |
Значимость критерия оценки, процентов |
Показатель оценки |
Значимость показателя оценки, процентов |
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки |
Значимость показателя, детализирующего показатель оценки, процентов |
Формула оценки или шкала оценки |
1. |
Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги |
60*(1) |
- |
- |
- |
100 |
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги", определяется по формуле: Значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги", присваиваемое заявке, которая подлежит оценке по указанному критерию оценки, (БЦi) определяется по формуле:
где: Цi - предложение участника закупки о цене контракта, или о сумме цен всех контрактов, заключаемых по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, в том числе при проведении в этом случае совместного конкурса), заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" (далее - ценовое предложение); Цл - наилучшее ценовое предложение из числа предложенных в соответствии с Законом о контрактной системе участниками закупки, заявки (части заявки) которых подлежат оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги".
Если при проведении процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе) в соответствии с Законом о контрактной системе подано ценовое предложение, предусматривающее снижение таких цены контракта либо суммы цен ниже нуля, значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" (БЦi) определяется в следующем порядке:
а) для оценки заявки участника закупки, ценовое предложение которого не предусматривает снижение цены контракта либо суммы цен ниже нуля, по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" значение количества баллов по указанному критерию оценки (БЦi) определяется по формуле:
где: Цнач - начальная (максимальная) цена контракта, или сумма начальных (максимальных) цен каждого контракта, заключаемого по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или начальная сумма цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, в том числе при проведении в таком случае совместного конкурса); Цi - предложение участника закупки о цене контракта, или о сумме цен всех контрактов, заключаемых по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, в том числе при проведении в этом случае совместного конкурса), заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" (далее - ценовое предложение); Цл - наилучшее ценовое предложение из числа предложенных в соответствии с Законом о контрактной системе участниками закупки, заявки (части заявки) которых подлежат оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги".
б) для оценки заявки участника закупки, ценовое предложение которого предусматривает снижение цены контракта либо суммы цен ниже нуля, по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" значение количества баллов по указанному критерию оценки (БЦi) определяется по формуле:
|
2. |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
40 |
2.1. Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов |
20 |
признак N 1 (Наличие в пределах административных границ субъекта Российской Федерации, указанного в Приложении N1 конкурсной документации, стационарного пункта приема, обслуживания, обучения и выдачи протезно-ортопедических изделий, организованного в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 июля 2015 года N 527н) |
100 |
По данному показателю оцениваются наличие в пределах административных границ субъекта Российской Федерации, указанного в Приложении N1 конкурсной документации (Тюменская область), стационарных пунктов приема, обслуживания, обучения и выдачи протезно-ортопедических изделий, организованных в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 июля 2015 года N527н: -100 баллов по детализирующему показателю (БХi) присваивается заявке при наличии не менее 1 пункта выдачи; - 0 баллов - при отсутствии пункта выдачи.
х 0,2 |
2.2. Наличие у участников закупки опыта выполнения работ, связанных с предметом контракта |
50 |
признак N 1 (цена исполненных участником закупки Контрактов (договоров)). |
100 |
По данному показателю оценивается общая цена исполненных участником закупки Контрактов (договоров). Предмет договора (контракта), сопоставимый с предметом договора (контракта), заключаемого по результатам определения исполнителя - договоры (контракты) на выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей . К оценке принимаются исключительно исполненные контракты (договоры), без нарушения сроков и иных условий контракта (договора) по вине участника, без применения штрафных санкций к участнику. = х 0,5 где: Хmax - максимальное значение, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации"; Хi - значение, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации"; Хmin - минимальное значение, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации". |
|||
2.3. Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
30 |
признак N 1 (Наличие специалистов и иных работников, их квалификация, необходимые для выполнения работ, являющихся объектом закупки) |
100 |
Для оценки заявок по данному показателю устанавливается: одновременное наличие специалистов и иных работников, их квалификация, необходимые для выполнения работ, являющихся объектом закупки, а именно: - врач-ортопед (либо врач травматолог-ортопед в соответствии с Приказом Минтруда России от 12.11.2018 N 698н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач - травматолог-ортопед"); - инженер-протезист (техник-протезист, техник, механик протезно-ортопедических изделий); - инструктор ЛФК, основные функциональные обязанности: обучение пользованию протезом, уходу за изделием и культей = х 0,3 где: Хmax - максимальное значение, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации"; Хi - значение, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации"; Хmin - минимальное значение, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации". |
Статьей 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. (часть 1).
В извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок. (часть 4).
Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи. (часть 8).
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее Постановление N2604) утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение об оценке).
Пунктом 3 Положения об оценке установлено, что для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Пунктом 5 Положения об оценке установлено, что при проведении конкурсов:
а) с учетом настоящего Положения применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 настоящего Положения;
б) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 3 настоящего Положения, могут не применяться при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы);
в) значимость критерия оценки определяется с учетом настоящего Положения и предельных величин значимости критериев оценки согласно приложению N 2;
г) величина значимости критерия оценки, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 настоящего Положения, не должна превышать величину значимости критерия оценки, указанного в подпункте "а" пункта 3 настоящего Положения;
д) сумма величин значимости критериев оценки составляет 100 процентов;
В соответствии с требованиями пунктов 3 и 5 Положения об оценке, Заказчиком при осуществлении закупки применены критерии оценки в соответствии с пп. "а" и "г" п. 3.
Пунктом 26 Положения об оценке установлено, что оценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" осуществляется с учетом требований настоящего раздела в порядке, установленном пунктами 20 - 23 раздела IV настоящего Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки".
Для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. (пункт 24).
В случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается; (пункт 28).
Пунктами 20-21 Положения об оценке предусмотрено, что если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из следующих формул:
а) в случае, если лучшим является наименьшее значение характеристики объекта закупки, - по формуле:
где:
Хmax - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
Хmin - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
б) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки, - по формуле:
в) в случае, если лучшим является наименьшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное минимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
где - предельное минимальное значение характеристики объекта закупки, установленное заказчиком;
г) в случае, если лучшим является наименьшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
где - предельное максимальное значение характеристики, установленное заказчиком;
д) в случае, если лучшим является наименьшее значение характеристики объекта закупки и установлены предельное минимальное значение () характеристики объекта закупки и предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
е) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
ж) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное минимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
з) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлены предельное минимальное значение () характеристики объекта закупки и предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
Если установлены предусмотренные пунктом 20 настоящего Положения предельное максимальное и (или) предельное минимальное значение характеристики объекта закупки и в предложении участника закупки содержится значение характеристики объекта закупки, которое выше и (или) ниже такого предельного значения соответственно, баллы по детализирующему показателю в соответствии с пунктом 20 настоящего Положения присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения характеристики объекта закупки.
Исходя из вышеизложенного Комиссия определяет, что требованиями Положения об оценке не определен порядок, критерии и случаи при которых Заказчик должен устанавливать предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики подлежащей оценке. Требования Положения об оценке предоставляют Заказчику право самостоятельного определения необходимости установления предельного минимального или предельного максимального значение характеристик. Безусловной обязанности установления таких значений Положение не содержит.
Ссылки подателя жалобы на решения судов приведенных в самой жалобе, в качестве обоснованности доводов, Комиссией не могут быть приняты во внимание, так как вся приведенная Заявителем практика не относится к предмету настоящей проверки в связи с тем, что приведенной практикой рассматривались незаконные требования Заказчиков о том, что к оценке ими будут приниматься только исполненные государственные, либо муниципальные контракты, что в свою очередь влечет за собой нарушение принципа равноправия и ограничения конкуренции по отношению ко всем участникам закупки, приводит к ограничению свободного доступа участников, создает неравные стартовые условия, ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ для государственных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют, а это нарушает принципы обеспечения конкуренции, закрепленные в статье 8 Закона N 44-ФЗ.
Такого условия оценки заявок, как наличие у участника закупки опыта по выполнению работ только по государственным (муниципальным) контрактам Заказчиком в извещении об осуществлении закупки N 0290100000822000126 не установлено.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия не устанавливает в действиях Заказчика нарушение норм Закона о контрактной системе.
В связи с изложенным, руководствуясь подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", подпунктом "е" пункта 30, пунктом 33, пунктом 34, пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Комиссия,
РЕШИЛА:
По результатам проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе при осуществлении закупки способом открытого конкурса в электронной форме на "Выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей для обеспечения инвалидов (в том числе - детей-инвалидов) в 2023 году", начальная (максимальная) цена контракта - 9 000 000,00 рублей (извещение N 0290100000822000126) в действиях Заказчика не установлено нарушений требований Закона о контрактной системе.
Председатель Комиссии: <-------->
Члены Комиссии: <-------->
<-------->
Примечание: Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде, в течение трех месяцев в установленном действующим законодательством порядке.
-------------------------------------------
*(1)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 28 марта 2023 г. N 089/06/99-194/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.03.2023