Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "Медика" на действия аукционной комиссии Тюменской больницы ФГБУЗ ЗСМЦ ФМБА России при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (тепло/влагообменник/бактериальный фильтр, стерильный) (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0367100005923000031 ) (далее - электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 17.03.2023 поступила жалоба заявителя на действия уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (тепло/влагообменник/бактериальный фильтр, стерильный).
Заявителем соблюден порядок подачи жалобы, предусмотренный статьей 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем данная жалоба принята к рассмотрению, информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена в ЕИС (www.zakupki.gov.ru).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе, заказчику, выставлено требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Заявитель указывает, что ООО "Медика" приняло участие в указанной закупке, в аукционе заявитель предложил товар иностранного производства и наименьшую цену контракта.
По результатам подведения итогов аукциона от 13.03.2023 заявка заявителя отклонена по основаниям п. 4 части 12 ст. 48 ФЗ N 44 в связи с тем, что информация о предлагаемом товаре не соответствует ограничениям допуска отдельных видов медицинских изделий, предусмотренным в постановлении Правительства РФ от 05.02.2015 г. N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- постановлении Правительства РФ от 05.02.2015 г. N 102) учитывая, что на участие поступило 2 заявки, предложившие к поставке товар членов Евразийского экономического союза и соответствующие требованиям указанного постановления.
В связи с чем заявитель просит провести проверку закупочной комиссии на правомерное применение к участникам закупки требований постановлении Правительства РФ от 05.02.2015 г. N 102, а именно наличия у участников закупки, предложивших товар членов Евразийского экономического союза процентной доли стоимости использованных материалов иностранного происхождения, установленной постановлением.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласился, факт нарушения Закона о контрактной системе не признал, представил письменные пояснения (письмо N 294 от 24.03.2023) из которых следует, что при осуществлении указанной закупки постановление Правительства Российской Федерации N 102 подлежало применению поскольку 2 заявки участников закупки (N 3, N 5) соответствовали требованиям, установленным пп. "б" п.2 постановление Правительства Российской Федерации N 102; предложили товар государств-членов Евразийского экономического союза; В заявке участника закупки N 3 доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения составила 0%. В заявке участника закупки N 5 доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения составила 9,23 %.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей заявителя, заказчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 10 ст. 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи (ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе).
В рамках статьи 14 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации утверждено постановление Правительства от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 1 постановление Правительства Российской Федерации N 102 утвержден перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 2).
В примечании к Перечню N 2 указано, что при применении настоящего перечня следует руководствоваться кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), и (или) кодом вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной приказом Минздрава России, и (или) наименованием вида медицинского изделия, и (или) классификационными признаками вида медицинского изделия (при наличии).
Согласно пп. "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации N 102 для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 2, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно:
- содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным ст.9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений);
- содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, процентная доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции которых соответствует указанной в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 2017 г. N 967 "Об особенностях осуществления закупки медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, на производство которых имеется документ, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 утверждён Показатель локализации собственного производства медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее -Показатель локализации собственного производства медицинских изделий).
В силу п.3 постановления Правительства Российской Федерации подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень N 1 и перечень N 2, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее - Правила), и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами. Подтверждением процентной доли стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции является выданный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации акт экспертизы, содержащий информацию о доле стоимости иностранных материалов (сырья), используемых для производства одной единицы медицинского изделия, рассчитанной в соответствии с подпунктом "в" пункта 2.4 Правил, или аналогичный документ, выданный уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза.
В силу п.1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контактной системе;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 статьи 49, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 статьи 49, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Закона о контактной системе. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер.
Согласно пп.5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска).
В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что 02.03.2023 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (тепло/влагообменник/бактериальный фильтр, стерильный) (реестровый номер закупки 0367100005923000031.
Начальная (максимальная) цена контракта 630 000,00 рублей.
Из Приложению N 1 к Извещению о проведении закупки следует, что к поставке требуется: Тепло/влагообменник/бактериальный фильтр, стерильный, 3000 штук, код позиции КТРУ: 32.50.13.190-00477.
Согласно КТРУ, код позиции КТРУ: 32.50.13.190-00477 "Тепло/влагообменник/бактериальный фильтр, стерильный", Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) 32.50.13.190
Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки.
Пункт 3.2 Перечня N 2 постановления Правительства Российской Федерации N 102 содержит наименование медицинского изделия одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков "фильтр дыхательный (теплообменник/бактериальный фильтр, бактериальный фильтр для медицинских газов" с кодом ОКПД2 "32.50.13.190".
Таким образом, объект рассматриваемой закупки включен в перечень N 2 постановления Правительства Российской Федерации N 102.
Согласно Показателю локализации собственного производства медицинских изделий доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции - расходных материалы для аппаратов искусственной вентиляции легких должна составлять на 2023 год не более 10 процентов для каждого наименования медицинского изделия.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 102 в электронном аукционе на поставку медицинских изделий (0367100005923000031) установлены ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства в соответствии с приказом Минфина России от 4 июня 2018 г. N126н.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 13.03.2023 на участие в закупке поступило 8 заявок. Заявки с идентификационными номерами N3, N 5 признаны соответствующими требованиям извещения, заявки с идентификационными номерами N 1,2, 6,7,8 9 отклонены от участия в закупки, предоставили к поставке товар иностранного производства. Победителем закупки признана заявка с идентификационным номером N 3 с ценой контракта 589 050,00 рублей.
Комиссия, исследовав заявки N 3, N 5 установила, что данными участниками закупки предоставлены сведения о том, что доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции предлагаемого к поставке товара составляет не более 10 процентов.
Таким образом, учитывая, что на участие в закупке поступило 2 заявки, соответствующие требованиям извещения о закупке, постановлению Правительства от 05.02.2015 N 102, аукционная комиссия правомерно отклонила заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств.
Комиссия на основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014),
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Медика" на действия комиссии по осуществлению закупок Тюменской больницы ФГБУЗ ЗСМЦ ФМБА России при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (тепло/влагообменник/бактериальный фильтр, стерильный) (реестровый номер закупки 0367100005923000031 ) необоснованной.
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 24 марта 2023 г. N 072/06/44/41/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.03.2023