Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия, в составе:
... - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
... - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии
... - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
При участии:
от заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Медицинская техника" (далее - ООО "Медицинская техника", заинтересованное лицо, общество): _ (представитель по доверенности), _ (директор);
в отсутствии:
заказчика государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканский детский туберкулезный санаторий им. Т.П. Дмитриевой (далее - ГБУ РС (Я) "РДТС ИМ.Т.П.ДМИТРИЕВОЙ", заказчик): не подключились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев сведения, представленные заказчиком ГБУ РС (Я) "РДТС ИМ.Т.П.ДМИТРИЕВОЙ" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) участника закупки ООО "Медицинская техника" в связи с уклонением от заключения контракта на поставку медицинских расходных материалов (Ножницы хирургические общего назначения, многоразового использования) (извещение N 0816500000623001436), действуя на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", (далее также - Закон о контрактной системе), пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили сведения, представленные заказчиком ГБУ РС (Я) "РДТС ИМ.Т.П.ДМИТРИЕВОЙ" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) участника закупки ООО "Медицинская техника" в связи с уклонением от заключения контракта на поставку медицинских расходных материалов (Ножницы хирургические общего назначения, многоразового использования) (извещение N 0816500000623001436).
Из пояснений заказчика следует, что протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта был составлен в связи с тем, ООО "Медицинская техника" прикрепил один реестровый номер контракта, который был исполнен с просрочкой исполнения контракта, предусмотренных контрактом, имеет неустойку и претензию (требование) N 3739 от 19.10.2022 на сумму 2 645,65 рублей.
В ходе рассмотрения дела представитель по доверенности заинтересованного лица пояснил, что в связи с технической ошибкой, сотрудник ООО "Медицинская техника" прикрепил неверный реестровый номер контракта в качестве обеспечения.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:
1) 14.02.2023 года заказчиком ГБУ РС (Я) "РДТС ИМ.Т.П.ДМИТРИЕВОЙ" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки РТС-Тендер опубликовано извещение N 0816500000623001436 о проведении электронного аукциона на поставку медицинских расходных материалов (Ножницы хирургические общего назначения, многоразового использования);
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 206 681,00 рублей;
3) 03.03.2023 года подведены итоги, по результатам которого было подано 14 (четырнадцать) заявки, 11 (одиннадцать) заявок были признаны не соответствующим требованиям;
4) 17.03.2023 года размещен "Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 06.03.2023 NППУ20_1" для закупки N0816500000623001436.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение данного материала назначено на 24.03.2023 г. Стороны уведомлены по адресам электронной почты.
Согласно части 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно пункту 7.10. Приказа ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" территориальный орган в пределах компетенции территориального органа принимает решения о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков).
Порядок ведения Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее - Правила).
В силу части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В результате осуществления проверки факта уклонения ООО "Медицинская техника" от заключения контракта установлено следующее.
14.02.2023 года Заказчиком на официальном сайте закупок - zakupki.gov.ru. размещено извещение N 0816500000623001436 о проведении электронного аукциона на поставку медицинских расходных материалов (Ножницы хирургические общего назначения, многоразового использования) с начальной (максимальной) ценой контракта в сумме 206 681,00 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов от 03.03.2023 года N 0816500000623001436, размещенного в ЕИС в день подписания, Победителем электронного аукциона признана заявка ООО "Медицинская техника" с ценовым предложением в сумме 124 000,00 руб.
06.03.2023 года Заказчиком на ООО РТС-тендер размещен проект муниципального контракта для подписания Победителем электронного аукциона.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе).
В соответствии с частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные части 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не выполнены требования пункта 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе) и части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частью 3 и части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки.
Также в соответствии с частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
В регламентированный законом срок - не позднее 15.03.2023 года проект контракта был подписан заинтересованным лицом.
Для обеспечения контракта и подтверждения добросовестности ООО "Медицинская техника" в соответствии с частью 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе предоставил сведения о номерах контрактов, содержащихся в реестре: 1770708214523000045, 2182600182822000335, 2732510175922000188.
Между тем, согласно ЕИС контракт по закупкам с номером 2732510175922000188 исполнен с просрочкой исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, имеет неустойку и претензию (требованиеN 3739 от 19.10.2022 на сумму 2 645,65 рублей в связи, с чем 17.03.2023 заказчик разместил "Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 16.03.2023 NППУ20_1" для закупки N0816500000623001436001 на основании невыполнения участником требований статьи части 3 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Из пояснений представителя заинтересованного лица ООО "Медицинская техника" следует, что указанное действие было произведено ответственным сотрудником, находящимся на удаленном режиме работы.
В последствии с этим, к сотруднику был объявлен выговор, согласно представленному приказу N7 от 16.03.2023 г.
Таким образом, при изложенных выше обстоятельствах, ООО "Медицинская технология" не имела намерений на уклонение от заключения контракта.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 N 10-П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
Согласно Определению Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 12 июля 2013 г. N ВАС-8371/13, при рассмотрении вопроса о признании участника размещения заказа уклонившимся от заключения государственного контракта уполномоченный орган исполнительной власти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения, и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному государственному заказчику.
Часть 4 статьи 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктами 8, 9 статьи 104 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы. Информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения. Иное понимание не приведет к достижению целей правового регулирования, повлечет необоснованное, формальное ограничение прав и интересов субъектов хозяйственной деятельности.
По смыслу названных норм права включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках).
Иное понимание не приведет к достижению целей правового регулирования, повлечет необоснованное, формальное ограничение прав и интересов субъектов хозяйственной деятельности.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя электронного аукциона.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно подпунктом "б" пункта 14 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Представленные в материалах дела пояснения и документы ООО "Медицинская технология" свидетельствуют об отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта.
Включение Общества в Реестр недобросовестных поставщиков в данном конкретном случае не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не обеспечивает реализацию целей как ведения такого реестра, так и Закона о контрактной системе.
Учитывая документы, информацию и пояснения, представленные заинтересованным лицом и его представителем, Якутское УФАС России считает возможным не включать сведения об ООО "Медицинская технология" в Реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ст. 99, ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия,
решила:
Сведения, представленные заказчиком ГБУ РС (Я) "РДТС ИМ.Т.П.ДМИТРИЕВОЙ" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) участника закупки ООО "Медицинская техника" в связи с уклонением от заключения контракта на поставку медицинских расходных материалов (Ножницы хирургические общего назначения, многоразового использования) (извещение N 0816500000623001436) не включать.
В соответствии с частью 11 статьи 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии _
Члены комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 24 марта 2023 г. N 014/06/104-365/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.03.2023