Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - МКУ "Агентство по строительству и развитию территорий" Бугровского сельского поселения:
от Заявителя ООО "Альфа": не явился, извещен,
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 2626-ИП/23 от 16.03.2023) на положения извещения при проведении электронного аукциона на ремонт дорог местного значения по адресу: ул. Рябиновая, ул. Тверская д. Порошкино, Всеволожского района, Ленинградской области.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 09.03.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 10 666 245,80 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает извещение об электронном аукционе в части требований к показателям, инструкции и описания объекта закупки.
Представитель Заказчика возражал против доводов жалобы, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно доводам жалобы Обществом были выявлены сведения, указанные в извещении для проведения аукциона, которые затрудняют однозначное восприятия установленных Заказчиком требований, вводят участников в заблуждение и противоречат установленным действующим законодательством правилам и нормам.
Комиссия выявила, что сведения о конкретных показателях поставляемых товаров установлены Заказчиком в приложении N 4 к Описанию объекта закупки (далее - Приложение N4). Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе также содержится в Приложении N3 к Описанию объекта закупки (далее - Инструкция).
Признавая жалобу Заявителя обоснованной в части доводов, Комиссия руководствуется следующим.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Заказчиком в Приложении N 4 к описанию объекта закупки к товару "Дорожный знак тип 4" установлено, среди прочих, требование:
- Тип знака 1.5;
- "Радиус закругления углов знака и внутренний радиус закругления красной каймы на знаках не более 45 градус".
При этом градус является мера измерения угла, а не радиуса.
Согласно Таблицы Д.2 ГОСТ Р 52290-2004 Радиус закругления углов знака и внутренний радиус закругления красной каймы на знаках номер 1.5 всех типоразмеров - 45 мм.
Согласно пункту 3.14. ГОСТ Р 52290-2004 внутренний радиус закругления красной каймы на знаках 1.1, 1.2, 1.5 - 1.33, 2.3.1 - 2.4 должен составлять 10 мм.
Кроме того, заказчик установил требование со словосочетанием "не более", что также противоречит требованиям ГОСТ Р 52290-2004.
То есть, Комиссия приходит к выводу, что по Приложения N 4 к описанию объекта закупки Заказчику требуется дорожный знак номер 1.5 с радиус закругления углов знака и внутренний радиус закругления красной каймы на знаках "не более 45 градус", но согласно ГОСТ Р 52290-2004 для такого знака радиус закругления углов знака 45 мм, а внутренний радиус закругления красной каймы 10 мм.
Дополнительно, Комиссия отмечает, что по товарам NN 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 Заказчиком установлено требование к показателю "Тип используемой при изготовлении знака световозвращающей пленки" в виде "А или Б или В".
В то же время Заказчиком по этим товарам установлено требование "Гарантийный срок для дорожных знаков со дня ввода в эксплуатацию - Более 6 лет".
Согласно ГОСТ Р 52290-2004, требование о соответствии которому так же содержится в документации для всех перечисленных выше товаров.
Предоставляя участникам выбрать Тип световозвращающей пленки "А", заказчик противоречит собственному требованию соответствия товара ГОСТ Р 52290-2004, т.к. плёнка такого типа не может иметь гарантийный срок более 6 лет - её гарантийный срок, согласно ГОСТ, составляет только 2 года.
Таким образом Заказчик ставит взаимоисключающие требования к товару, чем вводит участников закупки в заблуждение.
Описание объекта закупки составлено Заказчиком таким образом, что позволяет предложить к поставке товар, формально соответствующий требованиям Приложения N 4 к описанию объекта закупки, однако фактически не соответствующий ГОСТ Р 52290-2004 и не отвечающий целям осуществления закупки в части достижения наилучших результатов и обеспечения государственных нужд.
Исходя из указанного, у потенциальных участников отсутствует возможность определить реальную потребность Заказчика и осуществить поставку товара, а действия Заказчика в вышеуказанной части нарушают часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Иные доводы о непонимании тех или иных требований к товарам и положений инструкции не находят своих подтверждений, с учетом того, что Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, материалов и сведений в обоснование доводов в составе жалобы не предоставил о том каким образом данные требования ограничивают конкуренцию и препятствуют подаче его заявке.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Альфа" обоснованной в части;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе;
3. Не выдавать Заказчику предписание, так как не представлено доказательств, что выявленное нарушение повлияло на процедуру осуществления закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 23 марта 2023 г. N 047/06/42-463/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.03.2023