Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - МКУ "Агентство по строительству и развитию территорий" Бугровского сельского поселения:
от Заявителя ООО "Спутник": не явился, извещен,
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 2654-ИП/23 от 17.03.2023) на положения извещения при проведении электронного аукциона на ремонт дорог местного значения по адресу: ул. Рябиновая, ул. Тверская д. Порошкино, Всеволожского района, Ленинградской области.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 09.03.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 10 666 245,80 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает на действия субъекта контроля при проведении электронного аукциона.
Представитель Заказчика возражал против доводов жалобы, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно доводам жалобы Заявителя, в извещении Заказчика отсутствует наименование кодов ОКДП2/КТРУ закупаемых товаров, что вводят участников в заблуждение и противоречат установленным действующим законодательством правилам и нормам, так как товары не описаны по ним.
Признавая жалобу Заявителя обоснованной в части доводов, Комиссия руководствуется следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, которое должно содержать в себе, среди прочего:
5) наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно Извещению объект закупки: "Ремонт дорог местного значения по адресу: ул. Рябиновая, ул. Тверская д. Порошкино, Всеволожского района, Ленинградской области".
Вместе с тем анализ содержания всего Извещения об аукционе свидетельствует о том, что предметом закупки являются как приобретение товаров, так и выполнение соответствующих работ, а контракт относится к смешанному типу.
Комиссия выявила, что сведения о конкретных показателях поставляемых товаров установлены Заказчиком в приложении N 4 к Описанию объекта закупки (далее - Приложение N4). Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе также содержится в Приложении N3 к Описанию объекта закупки (далее - Инструкция).
Таким образом, из анализа проекта контракта объектом закупки является обязательства как поставке товара, так и выполнение работ.
Управление исходит из того, что информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.
Согласно позиции, изложенной в решении ВС РФ от 04.02.2021 N АКПИ20-959 в рамках закупки на выполнение работ недопустимо требовать от участника закупки указывать в составе заявки характеристики используемого в рамках исполнения контракта товара.
В настоящем деле, с одной стороны, Заказчик не установил коды ОКДП2/КТРУ закупаемых товаров непосредственно в извещение, как того требует пункт 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, однако, указал ОКПД 2 в документе "Спецификация товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ" следующее:
N п/п |
Наименование товара |
ОКПД 2 |
Количество |
Ед. изм. |
1. |
Искусственная неровность тип 1 |
25.99.29.190 |
1 |
шт |
2. |
Опора знака дорожного |
25.99.29.190-00000005 |
1 |
шт |
3. |
Дорожный знак тип 1 |
25.99.29.190-00000003 |
1 |
шт |
4. |
Дорожный знак тип 2 |
25.99.29.190-00000003 |
1 |
шт |
5. |
Дорожный знак тип 3 |
25.99.29.190-00000003 |
1 |
шт |
6. |
Дорожный знак тип 4 |
25.99.29.190-00000003 |
1 |
шт |
7. |
Дорожный знак тип 5 |
25.99.29.190-00000003 |
1 |
шт |
8. |
Дорожный знак тип 6 |
25.99.29.190-00000003 |
1 |
шт |
9. |
Дорожный знак тип 7 |
25.99.29.190-00000003 |
1 |
шт |
10. |
Дорожный знак тип 8 |
25.99.29.190-00000003 |
1 |
шт |
11. |
Искусственная неровность тип 2 |
25.99.29.190 |
1 |
шт |
Вместе с тем, если Заказчик требует от участников предоставить характеристики предлагаемого участником закупки товара (например, Опора знака дорожного, Искусственная неровность тип 2 и т.д.) и заполнять по ним характеристики, но не применяет характеристики, указанные в каталоге по ним.
Поскольку материалами дела подтверждается, что в рамках настоящего контракта происходит, помимо работ, поставка товара, Заказчик обязан использовать каталог, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" введен в использование порядок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) участниками контрактной системы в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно п. 2. Правил КТРУ используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
- извещении об осуществлении закупки;
- приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение);
- документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);
- контракте;
- реестре контрактов, заключенных заказчиками;
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В соответствии с п. 10. Правил в позицию каталога включается следующая информация:
а) код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил;
б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);
г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;
д) справочная информация: коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии);
информация о типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии);
е) дата включения в каталог позиции;
ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости);
и) дополнительная информация в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
Согласно п. 4. Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п. 5 Правил заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции КТРУ.
Но при этом в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной п. 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции КТРУ) (п. 6 Правил).
Пунктом 8 Правил установлено, что при включении в состав одного лота (одного товара, работы, услуги) нескольких товаров, работ, услуг, на которые в КТРУ имеются подлежащие применению позиции КРТУ и на которые в КТРУ отсутствуют соответствующие позиции, заказчик руководствуется требованиями Правил в отношении каждого такого товара, работы услуги, на которые в КТРУ имеется подлежащая применению позиция.
Таким образом, при поставке товара или при смешанном договоре, как в настоящем деле, Заказчик обязан устанавливать в извещении соответствующие коды ОКПД 2 для каждого товара для надлежащего описания объекта закупки (п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе) при этом, описание должно соответствовать каталогу КТРУ (п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе), а в случае дополнительных требований по каждой из них указывается обоснование (п. 6 Правил).
В свою очередь, в извещении Заказчика, товары, необходимые к поставке, не указаны в извещении об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона отдельными наименованиями и не описаны по каталогу КТРУ.
Заказчиком в требованиях к конкретным значениям показателей установлены дополнительные характеристики к поставляемым товарам, не предусмотренные позициями КТРУ, при этом Заказчиком не размещено надлежащее обоснование применения дополнительных характеристик (например, "Марка холоднокатанной стали для изготовления стали оцинкованной для основания дорожного знака", что дополнительно свидетельствует о предъявлении требовании к компонентам товара со стороны Заказчика).
Довод Заказчика о том, что обоснованием является следующее требование из Извещения: "В случае отсутствия или невозможности использования при описании объекта закупки стандартных показателей, требований, обозначений и терминологии заказчик использует показатели, указанные в паспортах, сертификатах, технических условиях и иных технических документах производителя товара, что является обоснованием использования других показателей, требований, обозначений и терминологии. При необходимости заказчиком устанавливаются требования к товарам в отношении результатов работы, тестирования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии. Также заказчиком при необходимости устанавливаются требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества", не может быть принято во внимание.
Анализ пункта 6 Правил указывает на то, что любая дополнительная информация и требование к товару, обязывает Заказчика указать ее, и включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции КТРУ), а приведенный Заказчиком раздел Извещения с указанием на "необходимость заказчика" не указывает на предоставление такого обоснования к каждой позиции.
Из чего следует, что Заказчиком не размещено надлежащее обоснование применения дополнительных характеристик к каждому товару и каждой такой позиции.
Более того, Управление отмечает, что в части описания объекта закупки Заказчиком установлено избыточное описание требований к требуемым товарам.
Материалами дела подтверждается, что в извещения об осуществлении закупки установлено:
- файл Приложение N4 содержит 114 страниц, на которых Заказчиком установлены требования к техническим показателям товаров, каждое из которых необходимо заполнить потенциальным участникам, файл не имеет общей нумерации страниц.
- файл Приложения N3 содержит 8 страниц в котором Заказчиком установлена Инструкция, которой необходимо руководствоваться потенциальным участникам, документ также не имеет общей нумерации страниц, порядок применения инструкции идет не последовательно.
Количество страниц и подобное описание, не обосновано Заказчиком и технически, что привести к ограничению количества потенциальных участников
Таким образом, анализ извещения позволяет сделать вывод, что Заказчиком увеличен объем описания требований к техническим показателям товаров, затрудняющий ознакомление с характеристиками требуемого товара, и заполнение заявки потенциальным участникам, поскольку Инструкция не направлена на корректное заполнение заявки и не соответствует требованиям Закон о контрактной системе.
Иной довод о неправомерном применение ограничений, установленных приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н подлежит отклонению, поскольку код ОКПД 2 "25.99.29.190" имеется в нем, а именно позиция N165.
Позиция Комиссии Ленинградского УФАС России основывается в том числе на позиции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, например, по делу А56-82343/2022 (с участием Управления), которым подтверждена необходимость указания кодов КТРУ/ОКПД2 именно в Извещении, а товар должен описываться по Правилам каталога.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Спутник" обоснованной в части;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе;
3. Не выдавать Заказчику предписание, так как не представлено доказательств, что выявленное нарушение повлияло на процедуру осуществления закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 24 марта 2023 г. N 047/06/42-473/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.03.2023