Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика - Ленинградское областное государственное казенное учреждение "Управление лесами Ленинградской области":
от Уполномоченного органа - Комитет государственного заказа Ленинградской области:
от Заявителя - ООО "ЮГ Моторс":
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 2660-ИП/23 от 18.03.2023) на положения извещения N 0145200000423000275 при проведении электронного аукциона на поставку лодок с подвесным мотором и прицепом для перевозки (далее - электронный аукцион, закупка).
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 09.03.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 202 900,00 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает на действия субъекта контроля при проведении электронного аукциона.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа возражали против доводов жалобы, просили признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В то же время частью 2 статьи 24 предусмотрено, что конкурентным способом определения поставщика (подрядчиков, исполнителей) является, в том числе, аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно доводам жалобы Заявителя, в извещении Заказчика объединены разные товары, которые должны классифицироваться и описываться раздельно, в связи с чем им выбран неверный код ОКПД2.
Проанализировав положения извещения, доводы жалобы, пояснения Заказчика и Уполномоченного органа, Комиссия Управления признает доводы Заявителя необоснованными на основании следующего.
Согласно положениям статьи 42, части 1, 2 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчику, с одной стороны, предоставлено право самостоятельно принимать решение о способе определения поставщиков, содержании объекта закупки, установления функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, соответствующих потребностям Заказчика, с другой стороны, Заказчику запрещено совершать действия направленные на ограничение конкуренции.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила) следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Объектом закупки является: "Поставка лодок с подвесным мотором и прицепом для перевозки".
Установленные Заказчиком коды КТРУ в соответствии с Извещением:
- 30.11.33.190-00000003- Катер (мотолодка);
- 29.20.23.110-00000013-прицеп.
По мнению Участника, предмет закупки Заказчика должен быть разделен на 3 составляющих, а именно 1. лодки ПВХ, 2. подвесного лодочного мотора (ПЛМ), 3. лодочного прицепа, поскольку лодка и мотор имеют свои самостоятельные коды ОКПД 2.
Из пояснений Заказчика следует что, в целях определения потребности Заказчик опирался на Распоряжение Правительства РФ от 19 июля 2019 г. 1605-р "Нормативы обеспеченности субъекта российской федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров".
В соответствии с нормативами данного распоряжения Заказчик должен быть укомплектован следующими пожарными техническими средствами: "ЛМ- лодка моторная грузоподъемностью не менее 0,4т с подвесным мотором. Допускается замена 2 единиц средства по коду ЛМ на одну единицу средства по коду КЛП катер лесопожарный".
Заказчик указал, что код КТРУ 30.11.33.190-00000003 (Катер (мотолодка)) полностью соответствует потребностям Заказчика в области охраны, защиты и воспроизводству лесов, а приобретение товаров отдельно влечет дополнительные расходы со стороны Заказчика на установку двигателя(мотора) и системы управления, что не предусмотрено бюджетным планированием Заказчика на 2023 год.
Комиссия проанализировала Извещение Заказчика и выбранный Заказчиком код КТРУ 30.11.33.190-00000003 (Катер (мотолодка)) и приходит к выводу, что код КТРУ 30.11.33.190-00000003, предполагает наличие самой лодки и установленного подвесного двигателя с указанием его мощность, что дает право Заказчику требовать от потенциальных Поставщиков поставку товара без разбивки на две позиции (отдельно катер(мотолодка), отдельно подвесной двигатель).
Сравнение обязательных/не обязательных Характеристик КТРУ 30.11.33.190-00000003 и значений показателей, установленных Заказчиком в соответствии с Описанием объекта закупки и Проектом Контракта указаны в сравнительной таблице:
| ||
Nп.п. |
Обязательные характеристики по коду КТРУ 30.11.33.190-00000003 (Катер (мотолодка)) |
Значения показателей к качеству, техническим и функциональным характеристикам установленные Заказчиком в соответствии с Описанием объекта закупки и Проектом Контракта |
1 |
Максимальная длина (Метр) (на выбор одно из значений: < 4; ? 4 и < 6; ? 6 и < 8; ? 8 и < 10; ? 10 и < 15; ? 15 и < 20; ? 20 и < 30; ? 30;) |
|
2 |
Максимальная ширина (Метр): |
< 2 |
3 |
Мощность двигателя (Лошадиная сила) (на выбор одно из значений:< 40; ? 40; ? 50; ? 60; ? 70; ? 80; ? 90; ? 100; ? 150; ? 200; ? 250; ? 300; ? 500; ? 800; ? 1000; ? 1200; ? 1500;) |
|
4 |
Тип двигателя (Неизменяемая характеристика- Подвесной;) |
подвесной |
5 |
Количество двигателей (Штука) (на выбор одно из значений:1; 2; ? 3;) |
1 |
6 |
Тип движителя (на выбор одно из значений:С гребным винтом; Водометный; С воздушным винтом;) |
с гребным винтом |
7 |
Материал корпуса (Несколько значений -Композитные материалы; Сталь; Дерево; ПВХ; Алюминий;) |
Композитные материалы |
|
Не обязательные характеристики по коду КТРУ 30.11.33.190-00000003 (Катер (мотолодка) |
|
8 |
Вид надстройки (рубки) (на выбор одно из значений:Отсутствует; Открытая; Закрытая;) |
не установлено |
9 |
Количество посадочных мест (Человек) (на выбор одно из значений:? 2 и < 5; ? 5 и ? 8; > 8;) |
|
10 |
Наличие транспортировочного устройства (на выбор одно из значений:Нет; Да;) |
да |
11 |
Материал надстройки (на выбор одно из значений: Композитные материалы; Металл; Дерево;) |
не установлено |
Таким образом, указанный код КТРУ в разделе "Характеристики товара, работы, услуги" содержит совокупность характеристик, относящихся как к лодке, так и к двигателю, в результате Комиссия поддерживает позицию Заказчика исходя из того, что им в Извещении установлены требования с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности, а товары полностью описаны по характеристикам каталога.
Данный вывод содержится также в пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, при этом Верховный суд отмечает, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении требований к объекту закупки.
Заказчик вправе определить такие требования, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
В силу статьи 6 Закона N 44-ФЗ к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Согласно Определению Верховного суда Российской Федерации от 18 ноября 2019 г. N 307-ЭС19-12629 контролирующий орган при применении Закона о контрактной системе должен учитывать принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования).
Следовательно, закрепленный в статье 8 Закона о контрактной системе принцип обеспечения конкуренции (создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок), равно как и корреспондирующие этому принципу специальные положения Закона о контрактной системе, устанавливающие запрет на ограничение количества участников закупочных процедур (доступа к участию в этих процедурах), должны применяться таким образом, чтобы контрактная система способствовала удовлетворению государственных (муниципальных) нужд, обеспечивала экономность и результативность соответствующих бюджетных ассигнований и не приводила к созданию условий для длительного неудовлетворения государственных (муниципальных) нужд, ущемлению прав и законных интересов граждан - жителей соответствующих публично-правовых образований, в интересах которых осуществляются расходы бюджетов.
Механизм защиты прав участников закупки путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Закона о контрактной системе, в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения вышеуказанных публичных интересов других лиц.
Заявитель не приводит конкретных аргументов, в которых установлены ненадлежащие требования Извещения, препятствующие его участию или заполнению заявки.
Ссылки Заявителя на письмо N25571/09 от 17.03.2023 Департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторг России, подлежат отклонению, поскольку в нем анализу подлежал ОКПД2/КТРУ 30.11.33.190/30.11.33.190-00000004, в то время как в Извещении Заказчика использован КТРУ 30.11.33.190-00000003.
Ввиду установленного кода КТРУ 30.11.33.190-00000003 к электронному аукциону, в соответствии с ч.4 ст.14 Закона N 44-ФЗ, Заказчиком был правомерно установлен запрет на допуск иностранных промышленных товаров в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства".
Таким образом, в рассматриваемом случае Заказчиком сформирован лот правомерно с учетом его потребностей, доказательств предоставления неоправданных преимуществ претендентам при проведении электронного аукциона со стороны Заявителя не представлено.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЮГ Моторс" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 24 марта 2023 г. N 047/06/42-475/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.03.2023