Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, Управление),
рассмотрев обращение АСО "Общественный контроль" (далее - Заявитель) о признаках нарушения законодательства Российской Федерации в сфере закупок в действиях (бездействии) Министерства инвестиций, промышленности и науки Московской области (далее - Заказчик) при проведении закупки на выполнение работ по созданию государственной информационной системы Московской области "Инвестиционный портал Московской области" (извещение
N 0348200026922000035 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) (далее - Конкурс) в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013
N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено - 31.10.2022;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 9 973 333,33 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 16.11.2022;
4) на участие в Конкурсе подано 5 заявок от участников закупки, которые признаны соответствующими положениям извещения о проведении Конкурса.
5) по результатам Конкурса заключен контракт от 29.11.2022
N 2502413114622000009.
Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком в извещении о проведении Конкурса ненадлежащим образом установлен национальный режим.
Частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
На основании части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236), установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Согласно пункту 2(1) Постановления N 1236, для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, объектом закупки является выполнение работ по созданию государственной информационной системы Московской области "Инвестиционный портал Московской области".
На основании пункта 1 технического задания извещения о проведении Конкурса, в соответствии с техническими требованиями надлежит провести работы по созданию ГИС Московской области "Инвестиционный портал Московской области" путем развития (модернизации) подсистемы "Инвестиционный портал Московской области" государственной информационной системы Московской области "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области" и информационной системы "Единый инвестиционный портал предпринимателей Московской области".
При этом, в пункте 1.12 технического задания извещения о проведении Конкурса установлено, в том числе, следующее:
"Результаты работ и документация предоставляются с учетом требований настоящего ТЗ, Контракта и действующего законодательства, в том числе с учетом требований об условиях и порядке передачи исключительных прав в отношении Системы.
Передача исключительных прав включает полный переход всех имущественных прав в соответствии с условиями Контракта, включая права на использование, воспроизведение, доработку, создание модификаций и адаптаций.
В тех случаях, когда Контрактом и/или ТЗ предусмотрена передача исходных кодов либо иной аналогичной документации, они должны соответствовать условиям настоящего ТЗ".
Пунктом 4.3.1.8.1 технического задания извещения о проведении Конкурса установлено следующее: "Специальное программное обеспечение Портала должно удовлетворять следующим требованиям:
- разработка должна вестись с использованием языка программирования высокого уровня (например, Java, PHP, Python);
- допускается использование фреймворков для разработки (например, Spring, Rasa, Spacy, numpy, Hors);
- должны использоваться технологии, обеспечивающие корректную работу конечных пользователей на персональных компьютерах под управлением операционных систем Windows, GNU/Linux (в том числе MacOS), планшетных компьютерах и мобильных устройствах под управлением операционных систем iOS (версии 8.0 и выше) и Android (версии 4.0 и выше).
Применяемые технологии разработки должны быть совместимы с результатами работ ранее выполненных государственных контрактов на создание и развитие РПГУ МО, согласованы с Заказчиком и утверждены в пояснительной записке к технорабочему проекту.
Экранные формы должны обеспечивать полноценную работу пользователей в следующих браузерах для персональных компьютеров:
- Microsoft Edge версии 80 и выше;
- Mozilla Firefox версии 50 и выше;
- Safari версии 12.0 и выше;
- Google Chrome версии 50 и выше;
- Яндекс Браузер версии 20 или выше".
Следовательно, техническим заданием установлены требования к программному обеспечению государственной информационной системы, а также предусмотрена передача исключительных прав на него.
Вместе с тем, извещением о проведении Конкурса запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд не установлен, что противоречит положениям Постановления N 1236 и Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно довод обращения Заявителя является обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
2. Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, так как контракт заключен.
3. Передать материалы дела от 27.03.2023 N 050/06/99-6614/2023 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 27 марта 2023 г. N 050/06/99-6614/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.03.2023