Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу ИП КНЯЗЕВОЙ ОЛЬГИ НИКОЛАЕВНЫ (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Федерального бюджетного учреждение "Российский центр защиты леса" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения АО "Сбербанк - АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на поставку планшетных компьютеров для нужд ФБУ "Рослесозащита" (извещение N 0348100075023000029 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Запрос котировок) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего в извещениях о проведении Аукциона требования к содержанию и составу заявки.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) начальная (максимальная) цена контракта - 5 563 596,06 рублей;
2) дата окончания подачи заявок - 21.03.2023;
3) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки, 3 заявки из которых признаны соответствующими требованиям извещения о проведении Аукциона.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены положения Инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона в требованиях к содержанию и составу заявки установлено следующее:
"2) предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений части 2 ст. 43 характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака) - Требуется
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи -Требуется".
Заказчиком в Описании объекта закупки установлены, в том числе следующие требования к функциональным, техническим и качественным, эксплуатационным характеристикам для товара "Планшетный компьютер" по показателю "Размер экрана, дюйм (25,4 мм)" установлено значение "? 8.0 и < 10.5".
Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте, объектом закупки является поставка планшетных компьютеров для нужд ФБУ "Рослесозащита".
Вместе с тем, в инструкции не установлено каким образом необходимо предоставлять значения показателей с одновременным использованием союза "и" и символов "", "<", что вводит участника закупки в заблуждение и не позволяет надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукциона.
Комиссия приходит к выводу, что с учетом положений инструкции по заполнению заявки установление требований к характеристикам товаров подобным образом вводит участников закупки в заблуждение и противоречат нормам Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Заказчиком в извещении о проведении Аукциона установлено "Место поставки товара, выполнения работы или оказания услуги" и указан перечень адресов содержащий, в том числе следующее:
"Российская Федерация, Алтайский край, 656056, г. Барнаул, ул. Пролетарская, д. 61
Российская Федерация, Архангельская обл, 163062, г. Архангельск, ул. Никитова, дом 13
Российская Федерация, Владимирская обл, 600009, г. Владимир, ул. 1-я Пионерская, дом 92
Российская Федерация, Волгоградская обл, 400062, г. Волгоград, пр. Университетский, дом 97
Российская Федерация, Воронежская обл, 394087, г. Воронеж, ул. Ломоносова, д. 105 (5 этаж)
Российская Федерация, Забайкальский край, 672000, г. Чита, ул. Амурская, д. 91/15
Российская Федерация, Иркутская обл, 664007, г. Иркутск, ул. Карла Либкнехта, д. 12
Российская Федерация, Калининградская обл, 238345, Калининградская область, Светловский городской округ, п. Взморье, ул. Лесная, д.7
Российская Федерация, Калужская обл, 248000, г. Калуга, ул. Вилонова, д.46
Российская Федерация, Краснодарский край, 350020, г. Краснодар, проезд Одесский, д. 4 (5 этаж)
Российская Федерация, Красноярский край, 660036, Красноярский край, г. Красноярск, Академгородок, д. 50"А", корпус 2
Российская Федерация, Курганская обл, 640014, г. Курган, ул. Центральная, д. 1а
Российская Федерация, Ленинградская обл, 194021, г. Санкт-Петербург, Институтский пр., д. 21, лит. М
Российская Федерация, Нижегородская обл, 603024, г. Нижний Новгород, ул. Полтавская, д. 22
Российская Федерация, Новгородская обл, 173008, г. Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 81, корп. 2
Российская Федерация, Новосибирская обл, 630015, г. Новосибирск, ул. Гоголя, д. 221
Российская Федерация, Оренбургская обл, 460040, г. Оренбург, ул. 75 линия, д. 2/1
Российская Федерация, Пензенская обл, 440014, г. Пенза, ул. Спартаковская, д.9 (3 этаж)
Российская Федерация, Пермский край, 614081, г. Пермь, ул. Крылова, д. 34
Российская Федерация, Приморский край, 690024, г. Владивосток, ул. Вторая, д. 25
Российская Федерация, Адыгея Респ, 385020, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Пролетарская, д. 367
Российская Федерация, Башкортостан Респ, 450080, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Менделеева, д. 148
Российская Федерация, Бурятия Респ, 670047, Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, ул. Северная, д.133
Российская Федерация, Дагестан Респ, 367010, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Гагарина, д. 51
Российская Федерация, Коми Респ, 167000, г. Сыктывкар, ул. Гаражная, д. 9, оф. 214
Российская Федерация, Марий Эл Респ, 424004, Республика Марий эл, г. Йощкар-Ола, ул. Комсомольская, д.83
Российская Федерация, Мордовия Респ, 431260, Республика Мордовия, г. Краснослободск, ул. Кирова, д. 99
Российская Федерация, Татарстан Респ, 422540, Республика Татарстан, г. Зеленодольск, ул. Сосновая, д. 1
Российская Федерация, Тыва Респ, 667007, Республика Тыва, г. Кызыл, пер. Загородный, д. 23
Российская Федерация, Рязанская обл, 390044, г. Рязань, Московское шоссе, д.12
Российская Федерация, Саратовская обл, 410080, г. Саратов, ул. им. Академика О.К. Антонова, д.12В
Российская Федерация, Смоленская обл, 214004, г. Смоленск, Николаева улица, д. 12 б
Российская Федерация, Ставропольский край, 355011, г. Ставрополь, ул. 45 Параллель, д. 41
Российская Федерация, Тверская обл, 170002, г. Тверь, пр-т Чайковского, д. 21
Российская Федерация, Томская обл, 634021, г. Томск, ул. Шевченко, д.17
Российская Федерация, Тульская обл, 300004, г. Тула, ул. Щегловская засека, д. 36
Российская Федерация, Тюменская обл, 625017, г. Тюмень, ул. Механизаторов, д. 5а (1 этаж)
Российская Федерация, Ульяновская обл, 432035, г. Ульяновск, проезд Энергетиков, д. 2
Российская Федерация, Хабаровский край, 680007, г. Хабаровск, ул. Волочаевская, д. 4
Российская Федерация, Челябинская обл, 454045, Челябинская область, г. Челябинск, ул. 2-я Базовая, дом N 2, корпус А
Российская Федерация, Чеченская Респ, 364037, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Киши Шовхалова, д. 109
Российская Федерация, Чувашская Республика - Чувашия, 428034, Чувашская Республика, г. Чебоксары, п. Лесной, д. 12
Российская Федерация, Крым Респ, 298405, Республика Крым, Бахчисарайский р-н, г. Бахчисарай, ул. Гайдара, д.1
Российская Федерация, Московская обл, 141207, Московская область, г. Пушкино, Надсоновская ул., 13".
Кроме того, Заказчиком в Проекте контракта установлено, в том числе следующее:
"1.1. Поставщик обязуется поставить планшетные компьютеры (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом".
В соответствии с извещением о проведении Аукциона поставщику необходимо осуществить поставку товара расположенным в 44 субъектах Российской Федерации, в том числе в Московской области, Архангельской области, Пензенской области, Нижегородской области, Ленинградской области, Пермском крае, Челябинской области.
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что формирование Заказчиком объекта закупки путем объединения в один лот поставки товаров в указанные места поставки влечет за собой ограничение количества участников закупки, поскольку к участникам Аукциона фактически предъявляется дополнительное требование о необходимости наличия большого объема технических, кадровых и финансовых ресурсов, позволяющих одновременно поставить товар в различные субъекты Российской Федерации, что также приводит к увеличению начальной (максимальной) цены контракта, суммы обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракта и влечет к ограничению количества участников Аукциона.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, представитель Заказчика на заседание Комиссии не представил документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу об обратном.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Князевой Ольги Николаевны обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Закупочной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дел от 28.03.2023 N 050/06/105-9262/2023 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 28 марта 2023 г. N 050/06/105-9262/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.03.2023