Резолютивная часть решения объявлена 22.03.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 27.03.2023 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии:
"___" А.О. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Члены Комиссии:
"___"С.С. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"___"Ч.Г. - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
в отсутствии надлежащим образом извещенном о времени и месте рассмотрения жалобы представителей заказчика - Государственного унитарного предприятия Республики Тыва "Центр организации дорожного движения", подателя жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение СОЮЗ-К" (далее ООО "Научно-производственное объединение СОЮЗ-К"),
рассмотрев жалобу (вх. N 1049 от 16.03.2023 года) ООО "Научно-производственное объединение СОЮЗ-К" (654041, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Циолковского (Центральный р-н), д. 44а, кв. 3, ОГРН: 1194205010548, Дата присвоения ОГРН: 23.04.2019, ИНН: 4217194207, КПП: 421701001) на положения извещения о проведении электронного аукциона N 0512500000223000005 "Выполнение работ по установке специальных технических комплексов, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением на участках автомобильных дорог общего пользования Республики Тыва", начальная (максимальная) цена контракта: 7 400 000,00 рублей, и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения, а также указанные уведомления и ссылка на видеоконференцсвязь "TrueConf" с инструкцией по подключению размещены в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), в разделе "Реестр жалоб" под реестровым номером 202300187300000131.
Согласно жалобе ООО "Научно-производственное объединение СОЮЗ-К" извещение о проведении электронного аукциона N 0512500000223000005 не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно:
1. В описании объекта закупки установлено требование о предоставлении подрядчиком права удаленного доступа к комплексам для настройки корректировки через ВЭБ интерфейс материалов фиксации нарушений, которое носит противоречивый характер, намеренно вводит потенциальных участников закупки в заблуждение и не позволяет оценить функциональность и правомерность запрашиваемого Заказчиком права, которое должно быть передано ему в рамках исполнения заключенного по результатам закупки контракта;
2. В описании объекта закупки установлено требование: "Комплект поставки Комплекса фото-видеофиксации должен включать в себя: - (ИМ) измерительные модули (измерительное оборудование, аппаратно-программное обеспечение, в том числе вычислительный модуль для синхронизации с национальной шкалой координированного времени Российской Федерации UTC (SU) - не менее 2 шт.; - оборудование фотовидеофиксации (видеокамера распознающая) - не менее 2 шт.; - коммутационные шкафы с аппаратурой обеспечения работоспособности, мониторинга, контроля и управления комплекса - не менее 1 шт.; - обзорные камеры для сьемки дорожной ситуации и формирования доказательной базы - не менее 4 шт.; - Купольная камера для фиксации нарушений правил остановки и стоянки - не менее 1 шт.; - комплект креплений - не менее 1 шт.". При этом, требования к характеристикам, комплектности должно соответствовать следующее оборудование, входящее в состав комплекта поставки Комплекса: - коммутационные шкафы с аппаратурой обеспечения работоспособности, мониторинга, контроля и управления комплекса; - купольная камера для фиксации нарушений правил остановки и стоянки. Таким образом, у участника закупки отсутствует возможность определить стоимость затрат, которые потребуются для обеспечения выполнения всего объема работ, предусмотренного условиями извещения об осуществлении закупки. Также при отсутствии описания характеристик указанного выше оборудования есть риск, что Заказчик не будет принимать работы у подрядчика, руководствуясь положениями раздела 5 проекта государственного контракта, т.к. качество и функциональность установленного подрядчиком оборудования не будет удовлетворять потребностям и запросам заказчика;
3. В описании объекта закупки установлено требование о необходимости применения радиолокационного принципа рения параметров транспортных средств, что существенно сужает круг участников в электронном аукционе, так как, как показывает практика, использование в комплексе принципа измерения параметров транспортных средств с измерением по видеокадрам (видеосигналу) (В) позволяет существенно снизить уровень брака в сравнении с комплексами, использующими радиолокационный принцип;
4. В описании объекта закупки установлено: "Комплексы фото-видеофиксации должны иметь возможность измерения средней скорости при объединении попарно с комплексами Тип 1 с возможностью получения соответствующего свидетельства о поверке - наличие. Для обеспечения возможности измерения скорости на контролируемом участке". Заявитель считает, что данная информация носит противоречивый характер, так как предполагает возможность поставки дополнительного оборудования, не входящего в минимальный комплект. Состав данного оборудования Участником из условий Технического задания определен быть не может;
5. В описании объекта закупки установлено требование: "Минимальное расстояние контролируемого участка, м* - не более 80", при этом, ГОСТ Р 57144-2016 устанавливает только требование к минимальной дальности измерения скорости движения транспортных средств техническими средствами автоматической фотовидеофиксации с алгоритмом трекинга (пункт 5.6.), значение которой должно быть не более 50 м., что ограничивает конкуренцию, так как на российском рынке присутствует только 1 производитель комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, оборудование которого соответствует установленному заказчиком требованию;
6. В описании объекта закупки установлено требование: "Наработка на отказ, час - не менее 10 000", "Межповерочный интервал, месяцев - не менее 24". В свою очередь, расчет межповерочного интервала осуществляется на основании п. А. 5.2. методики РМГ 74-2004 "Методы определения межповерочных и межкалибровочных интервалов средств измерения" и для соответствия указанному заказчиком значению "не менее 24 месяцев" минимальное значение показателя "наработка на отказ" должно быть не менее 30 000 часов. Таким образом минимальные значения приведенных заказчиком требований к характеристикам комплекса противоречат друг другу и описывают несуществующее оборудование, что является нарушением Закона о контрактной системе;
7. В нарушение положений Постановления Правительства N1236 в извещении об электронном аукционе неправомерно установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 1236, что согласуется с позицией письма ФАС России от 30.12.2022 N ПИ/118987/22 "О рассмотрении обращения";
8. Неправомерно обоснована начальная (максимальная) цена контракта.
Рассмотрев жалобу, и проведя внеплановую документарную проверку извещения о проведении электронного аукциона N 0512500000223000005 "Выполнение работ по установке специальных технических комплексов, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением на участках автомобильных дорог общего пользования Республики Тыва", Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
09.03.2023 года заказчиком - Государственным унитарным предприятием Республики Тыва "Центр организации дорожного движения" в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0512500000223000005 "Выполнение работ по установке специальных технических комплексов, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением на участках автомобильных дорог общего пользования Республики Тыва", начальная (максимальная) цена контракта: 7 400 000,00 рублей.
1. Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в частности, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в частности, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании объекта закупки в извещении о закупке, в том числе:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (пункт 1);
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2).
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0512500000223000005 объектом закупки является "Выполнение работ по установке специальных технических комплексов, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением на участках автомобильных дорог общего пользования Республики Тыва".
В силу части 1 статьи 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.
Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными настоящим Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную настоящим Кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 1235 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.
Лицензиат может использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором. Право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату.
Функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики закупаемых Комплексов тип 1 установлены в описании объекта закупки, в частности, в пункте 6 раздела "Общие требования" предусмотрено следующее требование: "Подрядчик должен Заказчику предоставить права удаленного доступа к Комплексам для настройки корректировки через ВЭБ интерфейс материалов фиксации нарушений".
Комиссия Тывинского УФАС России, изучив описание объекта закупки, а также проект контракта, являющегося приложением к извещению о проведении электронного аукциона N 0512500000223000005, установила, что условие по переходу исключительных прав на основании лицензионного соглашения, а также объем указанных прав, не определены, что создает (может создать) для потенциальных участников аукциона непрозрачность в понимании предмета аукциона, которое, в последующем, может повлечь к возникновению спорных ситуаций при исполнении контракта и приемки работ (услуг), а также не определяет на стадии подачи заявок конкретную потребность заказчика.
На основании изложенного, в действиях заказчика - Государственного унитарного предприятия Республики Тыва "Центр организации дорожного движения" установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, в части описания объекта закупки носящего необъективный характер.
Таким образом, доводы подателя жалобы о необъективности требования о предоставлении подрядчиком права удаленного доступа к комплексам для настройки корректировки через ВЭБ интерфейс материалов фиксации нарушений является обоснованным.
2. Как было указано выше, функциональные (технические) и качественные характеристики закупаемых товаров установлены в Техническом задании, в котором установлены, в частности, следующие требования:
п/п |
Наименование показателя |
Значения показателей |
Обоснование необходимости использования показателей и требований |
|
Комплект поставки Комплекса фото-видеофиксации должен включать в себя: - (ИМ) измерительные модули (измерительное оборудование, аппаратно-программное обеспечение, в том числе вычислительный модуль для синхронизации с национальной шкалой координированного времени Российской Федерации UTC (SU) - не менее 2 шт.; - оборудование фотовидеофиксации (видеокамера распознающая) - не менее 2 шт.; - коммутационные шкафы с аппаратурой обеспечения работоспособности, мониторинга, контроля и управления комплекса - не менее 1 шт.; - обзорные камеры для сьемки дорожной ситуации и формирования доказательной базы - не менее 4 шт.; - Купольная камера для фиксации нарушений правил остановки и стоянки - не менее 1 шт.; - комплект креплений - не менее 1 шт. |
наличие |
Данная характеристика определяет минимальный комплект оборудования. |
Комиссия Тывинского УФАС России, изучив положения описания объекта закупки, установила, что техническим заданием определен минимальный комплект закупаемого оборудования, вместе с тем, при приемке выполненных работ у заказчика отсутствуют основания для отказа в приемке оборудования, с функциональными и техническими характеристиками, которые отличаются от представленных в заявке победителя электронного аукциона.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения ограничения конкуренции (пункт 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017 года).
В свою очередь, невозможность участия в закупке какого-либо заинтересованного лица, а равно отсутствие у каких-либо заинтересованных лиц возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30.01.2019 по делу N А19-12265/2018).
При таких обстоятельствах, довод ООО "Научно-производственное объединение СОЮЗ-К" о невозможности поставки товара в соответствии с описанием объекта закупки является необоснованным.
3. В соответствии с описанием объекта закупки, в частности, установлены следующие требования:
п/п |
Наименование показателя |
Значения показателей |
Обоснование необходимости использования показателей и требований |
|
По принципу измерения параметров транспортных средств, согласно классификации (п. 4.4 ГОСТ Р 57144-2016) |
Р |
В целях обеспечения возможности определения скорости ТС с минимальным уровнем брака, а также снижения затрат на эксплуатацию и поверку |
ГОСТом Р 57144-2016 введен Национальный стандарт Российской Федерации. Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования (далее ГОСТ Р 57144-2016).
В соответствии с пунктом 4.4 ГОСТа Р 57144-2016 по принципу измерения параметров транспортных средств технические средства автоматической фотовидеофиксации подразделяют на типы:
- радиолокационные (Р);
- лазерные (Л);
- с измерением по видеокадрам (видеосигналу) (В);
- индуктивные (Инд);
- магнитные (М);
- пьезоэлектрические (П);
- хронометрические (Х);
- комбинированные (К);
- иные (И).
Таким образом, ГОСТ Р 57144-2016 предусматривает возможность принципа измерения параметров транспортных средств по радиолокационному типу, в связи с чем, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что в описание объекта закупки извещения о проведении электронного аукциона N 0512500000223000005 не противоречит законодательству о контрактной системе.
Следовательно, довод подателя жалобы о неправомерном установлении в описании объекта закупки требования об измерении параметров транспортных средств по радиолокационному типу, не нашел своего подтверждения.
4. Как было указано выше, в описании объекта закупки также установлены функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики закупаемых Комплексов тип 1, в частности, установлено следующее требование:
п/п |
Наименование показателя |
Значения показателей |
Обоснование необходимости использования показателей и требований |
|
Комплексы фото-видеофиксации должны иметь возможность измерения средней скорости при объединении попарно с комплексами Тип 1 с возможностью получения соответствующего свидетельства о поверке |
наличие |
Для обеспечения возможности измерения скорости на контролируемом участке |
Комиссия Тывинского УФАС России, изучив положения описания объекта закупки, в части показателя "Комплексы фото-видеофиксации должны иметь возможность измерения средней скорости при объединении попарно с комплексами Тип 1 с возможностью получения соответствующего свидетельства о поверке", приходит к выводу, что установленное заказчиком требование об объединении попарности с комплексом Типа 1 носит необъективный характер, так как создает (может создать) для потенциальных участников аукциона непрозрачность в понимании предмета аукциона, которое, в последующем, может повлечь к возникновению спорных ситуаций при исполнении контракта и приемки работ (услуг).
Следовательно, в действиях заказчика - Государственного унитарного предприятия Республики Тыва "Центр организации дорожного движения" установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, в части описания объекта закупки носящего необъективный характер.
На основании изложенного, довод ООО "Научно-производственное объединение СОЮЗ-К" относительно противоречивости и необъективности требования о том, что комплексы фото-видеофиксации должны иметь возможность измерения средней скорости при объединении попарно с комплексами Тип 1 с возможностью получения соответствующего свидетельства о поверке, является обоснованным.
5. В описании объекта закупки также установлены функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики закупаемых Комплексов тип 1, в частности, установлено следующее требование:
п/п |
Наименование показателя |
Значения показателей |
Обоснование необходимости использования показателей и требований |
|
Минимальное расстояние контролируемого участка, м* |
не более 80 |
Для повышения эффективности использования Комплекса, в том числе при использовании на участках автомобильных дорог со сложной схемой организации дорожного движения
* Данный показатель должен быть подтвержден Описанием типа средства измерения предлагаемого Комплекса фото-видеофиксации. В случае отсутствия данного показателя в Описании типа средства измерения предлагаемого Комплекса фото-видеофиксации, возможно подтверждение паспортом изделия. |
В соответствии с пунктом 5.6 ГОСТа Р 57144-2016 определено: "Минимальная дальность измерения скорости движения транспортных средств техническими средствами автоматической фотовидеофиксации с алгоритмом трекинга должна быть не более 50 м. Максимальная дальность измерения скорости движения транспортных средств техническими средствами автоматической фотовидеофиксации с алгоритмом трекинга устанавливается в соответствующих ТУ и/или СТО. При этом алгоритм трекинга должен обеспечивать достоверность принадлежности результатов измерения скорости движения транспортных средств конкретным транспортным средствам, идентифицированным при распознавании их государственного регистрационного знака".
На основании изложенного, в техническом задании установлено требование к минимальному расстоянию контролируемого участка не более 80 м, что противоречит требованию ГОСТа Р 57144-2016, в котором определена минимальная дальность измерения скорости движения транспортных средств техническими средствами автоматической фотовидеофиксации не более 50 м, что не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
Таким образом, в действиях заказчика - Государственного унитарного предприятия Республики Тыва "Центр организации дорожного движения" установлены нарушения пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, в части описания объекта закупки носящего необъективный характер.
Следовательно, довод жалобы об установлении в описании объекта закупки противоречивого требования к "минимальному расстоянию контролируемого участка, м* - не более 80", является обоснованным. При этом, доводы ООО "Научно-производственное объединение СОЮЗ-К" об ограничении конкуренции, так как на российском рынке присутствует только 1 производитель комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, оборудование которого соответствует установленному заказчиком требованию, не нашел своего подтверждения, так как, ООО "Научно-производственное объединение СОЮЗ-К" доказательств в подтверждение своих доводов не представлено.
6. В описании объекта закупки также установлены функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики закупаемых Комплексов тип 1, в частности, установлено следующее требование:
п/п |
Наименование показателя |
Значения показателей |
Обоснование необходимости использования показателей и требований |
|
Наработка на отказ, час |
Не менее 10000 |
Для обеспечения работы Комплексов без длительной потребности в ремонте |
|
Межповерочный интервал, месяцев |
не менее 24 |
Показатель указан в связи сокращением расходов Заказчика на проведение дополнительных поверок |
Пунктом 6.6.2 раздела 6 ГОСТа Р 57144-2016 определено следующее: "Наработка на отказ технических средств автоматической фотовидеофиксации должна быть не менее 10000 ч. Срок службы технических средств автоматической фотовидеофиксации должен быть не менее пяти лет. Критерии отказов и предельного состояния должны быть установлены в ТУ и/или СТО на конкретные технические средства автоматической фотовидеофиксации".
Комиссия Тывинского УФАС России, изучив положения описания объекта закупки, установила, что межповерочный интервал не менее 24 месяцев), не соответствует минимальной продолжительности значения наработки на отказ - не менее 10 000 часов (14 месяцев), что носит необъективный характер и нарушает положения пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, в действиях заказчика - Государственного унитарного предприятия Республики Тыва "Центр организации дорожного движения" установлено нарушение пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, в части описания объекта закупки носящего необъективный характер.
Таким образом, довод ООО "Научно-производственное объединение СОЮЗ-К" об установлении в описании объекта закупки противоречивых требований относительно показателей наработки на отказ и межповерочного интервала, является обоснованным.
7. Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 10 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в частности, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона должно содержать информацию, предусмотренную статьей 42 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 16.11.2015 года N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ N 1236 от 16.11.2015 года) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 2(1) Постановления Правительства РФ N 1236 от 16.11.2015 года определено, что для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2(1) Постановления N 1236 для целей реализации установленного запрета под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполненных контрактных обязательств на поставку, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного обслуживания и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта.
Таким образом, запрет, установленный Постановлением N 1236, применяется исключительно в рамках выполнения контрактных обязательств, связанных с программным обеспечением и (или) правами на него, перечисленных в пункте 2(1) Постановления N 1236.
В извещении о проведении электронного аукциона N 0512500000223000005 установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1236 от 16.11.2015 года.
В описании объекта закупки также установлены функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики закупаемых Комплексов тип 1.
Комиссия Тывинского УФАС России, изучив положения извещения о проведении электронного аукциона N 0512500000223000005, приходит к выводу, что заказчик в описании объекта закупки не указал требование по установке в результате исполнения контракта программного обеспечения и (или) перехода права на него вследствие выполненных контрактных обязательств, перечисленных в пункте 2(1) Постановления N 1236, следовательно, запрет, установленный постановлением N 1236, не распространяется на электронный аукцион N 0512500000223000005.
Таким образом, в действиях заказчика - Государственного унитарного предприятия Республики Тыва "Центр организации дорожного движения" установлено нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, в части неправомерного установления в извещении о проведении электронного аукциона N 0512500000223000005 запрета согласно Постановлению Правительства РФ от 16.11.2015 года N 1236.
На основании изложенного, довод подателя жалобы о неправомерном установлении в извещении о проведении электронного аукциона N 0512500000223000005 запрета согласно Постановлению Правительства РФ от 16.11.2015 года N 1236, является обоснованным.
8. В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в частности, информацию: начальная (максимальная) цена контракта (цена отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), источник финансирования, наименование валюты в соответствии с общероссийским классификатором валют. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта.
Вместе с тем, согласно части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, ФАС России осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 статьи 99 Закона о контрактной системе) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
В связи с тем, что контроль обоснования НМЦК осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение СОЮЗ-К" о том, что заказчиком ненадлежащим образом произведен расчет начальной (максимальной) цены контракта не подлежит рассмотрению в рамках полномочий Комиссии Тывинского УФАС России.
По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установлено следующее.
Как было указано выше, функциональные (технические) и качественные характеристики закупаемых товаров установлены в части 2 "Описание объекта закупки", являющихся приложением к извещению о проведении электронного аукциона N 0512500000223000005 (далее Техническое задание), в котором предусмотрены:
"_"
В случае необходимости установка дополнительных опор с учетом возможности комплексов для обеспечения поставленных задач.
"_"
Монтаж Комплексов должен быть выполнен:
- для Комплекса Тип 1 на существующие опоры линий наружного освещения, а при необходимости Подрядчиком устанавливаются новые опоры, по адресам согласно Приложению N 2 к Контракту. Технологические подключения к электрическим сетям обеспечиваются Заказчиком.
1. Местом доставки товара, выполнения работы, оказания услуги является:
Монтаж Комплексов Типа 1 осуществляется Подрядчиком на существующие опоры линий искусственного освещения автомобильных дорог, являющимися элементами обустройства автомобильных дорог, находящихся в оперативном управлении Заказчика.
Места выполнения Работ указаны в Приложении N2 к проекту государственного контракта.
Таблица 2. Места установки специальных технических комплексов, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для обеспечения контроля за дорожным движением
NN п/п |
Адреса дислокации ТСАФ, согласованные с УГИБДД УМВД России по Республике Тыва |
Тип ТСАФ |
Фиксируемые нарушения ПДД |
1 |
Республика Тыва, г. Кызыл, перекресток улица Абаканская - Мостовая Координаты: 51.725393, 94.409300 |
Тип 1 |
- Проезд на запрещающий сигнал светофора (12.12 ч.1); - Невыполнение требования ПДД об остановке перед стоп-линией (12.12 ч.2); - Превышение установленной скорости движения (12.9); - Событие С16 - Пользование водителем во время движения транспортного средства телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук (Ст. 12.36.1); - Событие С16 - Управление транспортным средством водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, перевозка пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности (Ст. 12.6); - Событие С5 - Нарушение правил пользования внешними световыми приборами (Ст. 12.20); - Событие С2 - Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств (Ст. 12.16 ч. 4). |
На основании изложенного, Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что в описании объекта закупки установлено требование об установлении дополнительных новых опор, необходимых для установки, в случае потребности. При этом, описание объекта закупки содержит сведения, что закупаемые комплексы устанавливаются на единственном перекрестке - Республика Тыва, г. Кызыл, перекресток улица Абаканская - Мостовая, координаты: 51.725393, 94.409300, находящегося в оперативном управлении заказчика.
Таким образом, установленное заказчиком вариативное требование к порядку исполнения контракта создает (может создать) для потенциальных участников аукциона непрозрачность в понимании предмета закупки, которое, в последующем, может повлечь к возникновению спорных ситуаций при исполнении контракта и приемки работ (услуг), и злоупотреблению со стороны заказчика.
Следовательно, в действиях заказчика - Государственного унитарного предприятия Республики Тыва "Центр организации дорожного движения" установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, в части описания объекта закупки носящего необъективный характер.
Указанные действия должностного лица заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение СОЮЗ-К" обоснованной.
2. Установить в действиях заказчика - Государственного унитарного предприятия Республики Тыва "Центр организации дорожного движения" нарушения:
2.1. пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части описания объекта закупки носящего необъективный характер;
2.2. части 3 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неправомерного установления в извещении о проведении электронного аукциона N 0512500000223000005 запрета согласно Постановлению Правительства РФ от 16.11.2015 года N 1236.
3. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установить в действиях заказчика - Государственного унитарного предприятия Республики Тыва "Центр организации дорожного движения" нарушение пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части описания объекта закупки носящего необъективный характер.
4. Рассмотрение доводов жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение СОЮЗ-К" в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта в соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не проводить.
5. В связи с выдачей предписания по жалобе N 017/06/105-22/2023 предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Председательствующий Комиссии |
А.О. "___" |
|
|
Члены Комиссии |
С.С. "___"
Ч.Г. "___" |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 27 марта 2023 г. N 017/06/105-23/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.03.2023