Резолютивная часть решения объявлена 29.03.2023 года
Решение в полном объеме изготовлено 30.03.2023 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии: "_" - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Члены Комиссии:
"_" - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_" - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя муниципального заказчика - Администрации муниципального района "Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва",
на основании поступившей информации (вх. N 970 от 14.03.2023 года) Управления экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел по Республике Тыва и обнаружением Тывинским УФАС России признаков нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе, приказа Тывинского УФАС России от 17.03.2023 года N 85, подпунктов "а" и "б" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), абзацев 1 и 2 подпункта "а" пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 года N 1576 (далее - Правила), и в результате внеплановой документарной проверки электронного аукциона N 0312300043920000001 на поставку грузового автомобиля самосвал для нужд Администрации муниципального района "Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва", начальная (максимальная) цена контракта 2 500 000 рублей,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Тывинского УФАС России поступила информация (вх. N 970 от 14.03.2023 года) Управления экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел по Республике Тыва о допущенных нарушениях законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона N 0312300043920000001.
Кроме того, сотрудником Тывинского УФАС России проведен анализ документов и сведений, представленных Управлением экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел по Республике Тыва, по результатам которого в действиях аукционной комиссии муниципального заказчика - Администрации муниципального района "Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва" установлены признаки нарушения пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе (заключение специалиста от 15.03.2023 года).
На основании изложенного и подпунктов "а" и "б" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, абзацев 1 и 2 подпункта "а" пункта 19 Правил, приказом Тывинского УФАС России от 17.03.2023 года N 85 назначено проведение внеплановой документарной проверки электронного аукциона N 0312300043920000001.
Тывинским УФАС России в адрес муниципального заказчика и оператора электронной торговой площадки были направлены уведомления о проведении внеплановой документарной проверки, сообщение о месте и времени заседания Комиссии Тывинского УФАС России.
Информация о проведении внеплановой документарной проверки электронного аукциона N 0312300043920000001, а также информация о месте и времени заседания Комиссии Тывинского УФАС России, размещена в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Проведя внеплановую документарную проверку электронного аукциона N 0312300043920000001 на поставку грузового автомобиля самосвал для нужд Администрации муниципального района "Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва", Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Администрацией муниципального района "Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва" в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 04.04.2020 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0312300043920000001 на поставку грузового автомобиля самосвал для нужд Администрации муниципального района "Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва", начальная (максимальная) цена контракта - 2 500 000 рублей.
Поскольку извещение о проведении электронного аукциона N 0312300043920000001 размещено в ЕИС 04.04.2020 года, то к рассматриваемым правоотношениям, применяются положения Закона о контрактной системе в редакции Федерального закона от 01.04.2020 года N 98-ФЗ (далее по тексту Закон о контрактной системе).
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0312300043920000001 от 15.04.2020 года на момент окончания срока подачи заявок поступило 2 заявки, из которых аукционной комиссией принято решение о допуске к участию в электронной аукционе заявке участника закупки N 107231014 (ООО "Хаяа").
Заявке участника закупки N 107244925 (ООО "Юкос") отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, а именно: "Участником не выражено согласие на "цену товара включаемые в себя: стоимость товара, расходы по доставке товара, предпродажной подготовке товара, устранение выявленных недостатков при поставке товара, а также расходы на уплату налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых с Поставщика в связи с исполнением контракта и составляет: _ коп, в том числе 20 % НДС", что не соответствует по условиям документации".
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0312300043920000001 от 17.04.2020 года заявка участника закупки N 107231014 (ООО "Хаяа") аукционной комиссией признана соответствующей требованиям, установленным законодательством о контрактной системе и документацией электронного аукциона N 0312300043920000001.
1.) В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, на соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Таким образом, в случае если предметом закупки являются поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления (поставки) которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик обязан установить требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.
Если законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательного наличия у лица, поставляющего товар, выполняющего работы или оказывающего услуги, лицензии, свидетельства или иного документа, то заказчик не вправе требовать наличия такого документа у участника закупки и (или) устанавливать соответствующие требования.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России, муниципальным заказчиком в пункте 38 Информационной карты документацией электронного аукциона N 0312300043920000001 установлено требование о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, являющихся объектом закупки.
Вместе с тем, документация электронного аукциона N 0312300043920000001 не содержит требование к документу, необходимому предоставить участнику закупки в составе своей заявки.
Более того, для поставки грузового автомобиля (самосвал) законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательное наличие у лица, поставляющего такой товар, какого-либо документа.
Таким образом, муниципальным заказчиком - Администрацией муниципального района "Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва" в нарушение части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе ненадлежащим образом установлено требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Указанное действие должностного лица муниципального заказчика - Администрации муниципального района "Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва" содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2.) В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу части 2 статьи 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе, должна содержать:
- согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки) (пункт 1);
- при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (пункт 2):
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Аналогичное требование установлено в пункте 21 Информационной карты документации электронного аукциона N 0312300043920000001.
На основании изложенного, а также учитывая, что предметом электронного аукциона N 0312300043920000001 является поставка товара (грузовой автомобиль - самосвал), участники закупки при участии в рассматриваемом аукционе в составе своих первых частей заявок указывают наименование страны происхождения товара, конкретные показатели товара и указание на товарный знак (при наличии).
При этом, полномочие аукционной комиссии при рассмотрении первых частей заявок установлены в статье 67 Закона о контрактной системе.
Так, в силу частей 1 и 3 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг. По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе предусмотрено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается (часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе).
Таким образом, при рассмотрении первых частей заявок участников закупки аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию о наименовании страны происхождения товара, о конкретных показателях товара и товарном знаке (при его наличии), на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе в отношении закупаемых товаров.
При этом, основаниями для отказа в допуске к участию в электронном аукционе являются непредоставление информации, предоставление недостоверной информации либо несоответствие такой информации (наименование страны происхождения товара, конкретные показатели товара и товарный знак (при его наличии)) требованиям документации об аукционе.
Иных оснований для отказа в допуске к участию в электронном аукционе, в том числе такое основание как отсутствие согласие на цену товара включаемую в себя: стоимость товара, расходы по доставке товара, предпродажной подготовке товара, устранение выявленных недостатков при поставке товара, а также расходы на уплату налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых с поставщика, Закон о контрактной системе не предусматривает.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России, участником закупки N 107244925 (ООО "Юкос") в составе своей первой части заявки дано согласие на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией электронного аукциона N 0312300043920000001, а также предлагается к поставке грузовой автомобиль - КАМАЗ 65115-А4 самосвал, страной происхождения которого является Российская Федерация, с указанием технических характеристик грузового автомобиля, соответствующих требованиям, установленным документацией электронного аукциона N 0312300043920000001.
Более того, Комиссия Тывинского УФАС России отмечает, что цена контракта (товара) формируется по результатам электронного аукциона и не должна содержаться в составе заявки участника закупки.
При таких обстоятельствах, принятое аукционной комиссией решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе N 0312300043920000001 заявке участника закупки N 107244925 по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения заявок от 15.04.2020 года, является нарушением пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Указанные действия аукционной комиссии муниципального заказчика - Администрации муниципального района "Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва" содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3.) Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Исходя из взаимосвязанных положений пункта 10 статьи 42, части 5 статьи 63 и части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, при наличии законодательного запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, заказчик обязан установить такой запрет в соответствии нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В пункте 45 Информационной карты документацией электронного аукциона N 0312300043920000001 муниципальным заказчиком установлен запрет в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 года N 656.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 года N 656 установлен запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 года N 656 подтверждением страны происхождения товаров является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 года, и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно правовой позиции Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 6 своего Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017 года, при наличии законодательного запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления государственных (муниципальных) закупок участник аукциона на право заключения государственного или муниципального контракта должен представить документ, подтверждающий страну происхождения предлагаемого к поставке товара.
Таким образом, участники электронного аукциона N 0312300043920000001 в составе своих заявок обязаны представить документ, подтверждающий страну происхождения предлагаемого к поставке товара.
Вместе с тем, Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что участником закупки N 107231014 (ООО "Хаяа") ни в составе своей первой части заявки, ни в составе своей второй части заявки, не представлен документ, подтверждающий страну происхождения предлагаемого к поставке грузового автомобиля (самосвал) (форма СТ-1).
В силу части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается (часть 7 статьи 69 Закона о контрактной системе).
Таким образом, аукционной комиссии муниципального заказчика - Администрации муниципального района "Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва" в нарушение пункта 3 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе неправомерно принято решение о признании заявки участника закупки N 107231014 (ООО "Хаяа") соответствующей требованиям, установленным законодательством о контрактной системе и документацией электронного аукциона N 0312300043920000001.
Указанные действия аукционной комиссии муниципального заказчика - Администрации муниципального района "Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва" содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено за нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29 - 7.32, 7.32.5, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 КоАП РФ) по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Административное правонарушение по факту нарушения части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе совершено 04.04.2020 года, по факту нарушения пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе совершено 15.04.2020 года, по факту нарушения пункта 3 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе совершено 17.04.2020 года, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности истек 05.04.2021 года, 16.04.2021 года и соответственно 18.04.2021 года.
Кроме того, Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что по итогам электронного аукциона N 0312300043920000001 заключен муниципальный контракт от 28.04.2020 года N Ф.2020.210420, который исполнен, что исключает возможность выдачи предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе и Правилами, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Установить в действиях муниципального заказчика - Администрации муниципального района "Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва" нарушение части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции Федерального закона от 01.04.2020 года N 98-ФЗ), в части ненадлежащего установления в документации электронного аукциона N 0312300043920000001 требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Установить в действиях аукционной комиссии муниципального заказчика - Администрации муниципального района "Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва" нарушение:
2.1. пункта 2 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции Федерального закона от 01.04.2020 года N 98-ФЗ), в части неправомерного принятия решения об отказе в допуске к участию в электронном аукционе N 0312300043920000001 заявке участника закупки N 107244925 (ООО "Юкос") по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения заявок от 15.04.2020 года;
2.2. пункта 3 части 6 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции Федерального закона от 01.04.2020 года N 98-ФЗ), в части неправомерного принятия решения о признании заявки участника закупки N 107231014 (ООО "Хаяа") соответствующей требованиям, установленным законодательством о контрактной системе и документацией электронного аукциона N 0312300043920000001.
3. В связи с заключением по итогам электронного аукциона N 0312300043920000001 муниципального контракта от 28.04.2020 года N ф.2020.210420 и его исполнением, предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. В связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, материалы проверки уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных должностных лиц не передавать.
Председательствующий Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_" "_" |
|
|
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 30 марта 2023 г. N 017/06/99-10/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.03.2023