Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П. Рудакова,
члены Комиссии:
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Э.С. Велиляева,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.В. Бачинская,
при участии представителей интересов:
- ГБУЗ РК "Симферопольская ЦРКБ" (далее - Заказчик) - Бородулин П.С. (по доверенности),
- ООО "ПЕРСПЕКТИВА" (далее - Заявитель) - на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Оказание услуг по созданию квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи" (извещение N 0375200028123000038) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик размещает извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, которое должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с жалобой Заявителя: "Заказчик в своих Разъяснениях положений извещения об осуществлении закупки от 24.03.2023 NРИ2, от 27.03.2023 NРИ3 и от 27.03.2023 NРИ4 при ответе на вопрос в отношении требования, указанного в п.4 ТЗ (>> Замена сервиса информационной системы УЦ (система личных кабинетов) другим сервисом, не предполагается, закупка выполняется в рамках до закупки) указал, что наименование используемой Заказчиком системы УЦ "система личных кабинетов". В Описании объекта закупки (Техническом задании) Извещения о закупке нет указания на наименование (маркировку) или товарный знак сервиса информационной системы УЦ, которым пользуется Заказчик и замена которого не предусматривается в рамках данной закупки, согласно положениям ч.1 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Заказчик в своих ответах на запросы делает акцент на полученные предложения от трех потенциальных участников, соответствующих требованиям ТЗ, в процессе подготовки к аукционной процедуре, что не может являться основанием не соблюдения требований к описанию объекта закупки, установленных ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Отмечаем, что сервис информационной системы аккредитованного удостоверяющего центра (АУЦ) является строго индивидуальным для конкретного АУЦ, поскольку является его собственной разработкой и по сути является программным продуктом данного АУЦ (конкретной организации). Сервис информационной системы АУЦ не может иметь абстрактное наименование "система личных кабинетов". Просим отменить данную процедуру закупки. Просим обязать Заказчика оформить Описание объекта закупки (Техническое задание) в строгом соответствии с требованиями ч.1 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ с указанием наименования (марки, модели, товарного знака) используемого Заказчиком сервиса информационной системы УЦ (системы личных кабинетов), эквивалент которого недопустим для Заказчика".
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с извещением предметом закупки является оказание услуг по созданию квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи.
Согласно приложению к извещению "Описание объекта закупки" указан состав услуг, который должен содержать Удостоверяющй центр, предлагаемый участником Заказчику, а также требования к информационной системе Удостоверяющего центра:
N п/п |
Наименование |
Характеристики |
Количественная качественная характеристика |
1. |
Создание сертификата ключа проверки электронной подписи для физического лица (срок действия сертификата - 12 месяцев). |
Сертификат должен быть создан на физическое лицо и должен содержать: - ФИО владельца сертификата его СНИЛС и ИНН. |
550 шт. |
2. |
Гарантийное сопровождение, включающее в себя:
- ведение реестра выданных и аннулированных сертификатов ключей проверки электронной подписи;
- аннулирование сертификата ключа проверки электронной подписи;
- выполнение иных функций Удостоверяющего центра в соответствии с Регламентом УЦ. |
Актуализация с периодичностью не менее 1 раза в день.
Не более 12 часов с момента поступления необходимых сведений от Заказчика. |
В режиме 24х7х365: круглосуточно, без выходных дней |
3. |
Техническая поддержка по телефонам "горячей линии" и электронной почте |
Консультирование по вопросам установки и настройки средств электронной подписи, а также использования сертификатов, выданных Исполнителем. |
В режиме: с 09:00 до 18:00, в рабочие дни |
5.2. Требования к информационной системе Удостоверяющего центра, обеспечивающей взаимодействие с пользователями
Интерфейс взаимодействия информационной системы Удостоверяющего центра должен обеспечивать следующую функциональность:
регистрация пользователей - создание учетных записей пользователей информационной системы УЦ;
авторизация пользователей - аутентификация и авторизация пользователя информационной системы УЦ;
регистрация и обработка заявок - выполнение порядка последовательности действий по выдаче сертификатов;
дистанционную идентификацию пользователя - идентификацию пользователя без его личного присутствия с использованием квалифицированной электронной подписи при наличии действующего квалифицированного сертификата;
оповещения - отправка уведомлений о ходе регистрации заявок на электронную почту пользователям информационной системы УЦ;
формирование реестра выданных сертификатов - обеспечивается функциональность в части ведения реестра всех созданных сертификатов по сотрудникам организации, в том числе с возможностью его выгрузки на внешние запоминающие устройства;
взаимодействие через СМЭВ с государственными информационными ресурсами - обеспечивается получение и/или подтверждение достоверности документов и сведений, представленных пользователем в заявке на создание квалифицированного сертификата, при этом реализуются следующие возможности:
- получение из информационных ресурсов ФНС выписок из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП);
- получение из информационных ресурсов ФНС сведений о соответствии ИНН заявителя - физического лица его паспортным данным;
- получение из информационных ресурсов ПФР сведений о соответствии фамильно-именной группы (ФИО) заявителя - физического лица и его СНИЛС;
- получение из информационных ресурсов МВД сведений о действительности паспорта гражданина РФ;
- хранение входящих и исходящих квитанций при взаимодействии с сервисом СМЭВ.
Информационная система Удостоверяющего центра должна обеспечивать взаимодействие пользователей (сотрудников организации / ответственного сотрудника организации) с Удостоверяющим центром (службами регистрации в пунктах обслуживания Исполнителя) в процессе создания ключей электронной
подписи и выдачи квалифицированных сертификатов без необходимости посещения пункта обслуживания Исполнителя, путем предоставления Web-интерфейса взаимодействия организации и Исполнителя.
Интерфейс взаимодействия должен быть реализован в виде системы Личных кабинетов, которые, в зависимости от настройки, могут предоставляться как персонально каждому сотруднику организации, так и лицу, ответственному за информационную безопасность организации и выступающему от имени всех остальных сотрудников.
Интерфейс взаимодействия должен иметь возможность адаптации элементов графического интерфейса Личных кабинетов под требования Заказчика.
Информационная система удостоверяющего центра должна поддерживать ролевую модель управления доступом к возможностям системы.
Через Личные кабинеты информационной системы УЦ должно обеспечиваться выполнение следующей функциональности:
- подача заявок на создание ключей электронной подписи и создание сертификатов;
- возможность самостоятельного создания пользователем ключей электронной подписи и передача в УЦ запросов на сертификаты формата PKCS10;
- возможность подписи заявления на выдачу сертификата, запроса на сертификат и бланка с информацией в сертификате квалифицированной электронной подписью пользователя, сформированной с использованием его действующего квалифицированного сертификата;
- подача заявок на прекращение действия сертификатов;
- передача регистрационных данных пользователей и скан-копий документов, необходимых для создания сертификатов;
- запрос выписок ЕГРИП/ЕГРЮЛ из сервисов ФНС и проверка соответствия ИНН физического лица его паспортным данным в автоматизированном режиме при подаче заявок на получение сертификата;
- проверка соответствия СНИЛС пользователя его фамильно-именной группе (ФИО) с использованием информационных ресурсов ПФР;
- проверка статуса паспорта владельца сертификата по базе данных отозванных паспортов сервиса МВД в автоматизированном режиме.
- прием из УЦ созданных сертификатов и их запись на ключевой носитель (опционально);
- возможность автоматизированного приема и обработки как самоподписанных запросов на сертификаты, так и запросов на сертификаты, подписанных действующим ключом электронной подписи пользователя / ответственного сотрудника организации.
- учет сформированных запросов на сертификаты и выданных сертификатов;
- отслеживание статуса заявок и срока действия выданных сертификатов;
- протоколирование действий пользователя и процессов, связанных с созданием сертификатов.
По запросу Заказчика информационная система Удостоверяющего центра должна обеспечивать возможность формирования отчетов о полученных заявках и выданных сертификатах в виде таблицы со следующим набором полей:
- номер заявки на создание ключа электронной подписи и сертификата;
- дата размещения заявки;
- реквизиты организации - заявителя;
- ФИО владельца сертификата - сотрудника организации;
- контактные данные владельца сертификата;
- cтатус заявки;
- статус сертификата;
- серийный номер сертификата;
- срок действия сертификата.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Согласно письменным возражениям Заказчика: "Описание объекта закупки полностью соответствует требованиям ст.33 Федерального Закона 44-ФЗ от 05.04.2013 г. с указанием функциональных, технических и качественных и эксплуатационных характеристик объекта закупки и без указания товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, услуги.
Одновременно, в описании объекта закупки: организация удаленного взаимодействия пользователей с Исполнителем (обслуживающим персоналом УЦ) в процессе оказания услуг указано, что такое удаленное взаимодействие осуществляется через посредством сервисов информационной системы УЦ, обеспечивающих возможность формирования заявок на создание ключей электронной подписи и сертификатов.
...
Сервис инфомационной системы УЦ (система личных кабинетов) не является объектом закупки, а представляет собой способ предоставления закупаемой услуги.
В п.5.2. Описания объекта закупки содержится требование к информационной системе УЦ: Интерфейс взаимодействия должен быть реализован в виде системы Личных кабинетов. Также Интерфейс взаимодействия должен иметь возможность адаптации элементов графического интерфейса Личных кабинетов под требования Заказчика.
Такие требования Заказчика обусловлены техническим оснащением для реализиции услуг и не противоречит требованиям Федерального Закона 44-ФЗ.
В ст.2 Федерального Закона "Об информации, информационных системах и защите информации" от 27.07.2006 г. N149-ФЗ содержится определение информационной системы - это совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.
С учетом данного определения, довод Заявителя о том, что "сеис информационной системы аккредитованного удостоверяющего центра (АУЦ) является по сути программным продуктом данного АУЦ (конкретной организации) и сервис информационной системы АУЦ не может иметь абстрактное наименование "система личных кабинетов" представляется не обоснованным.
Сервис информационной системы не тождественен используемому программному обеспечению, адействующее законодательство не содержит требований к наименованиям информационных систем аккредитованных удостоверяющих центров.
В данном случае возможности информационной системы УЦ обеспечиваются сервисом системы личных кабинетов.
Требования Заказчика, изложенные в конкурсной документации, не ограничивают конкуренцию среди потенциальных Исполнителей, поскольку не нарушают требования действующего законодательства в области хакупок товаров и услуг. Дополнительным доказательством этого обстоятельства является факт подачи Заказчику 3 коммерческих предложения от потенциальных участников, которые могут предоставить услуги в соответствии с требованиями, установленными Заказчиком в Техническом задании".
Комиссия Крымского УФАС России, проанализировав извещение по закупке, установила, что при описании объекта закупки Заказчиком не были использованы товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также иные запрещенные законом требования, Заказчиком указаны лишь необходимые функциональные, технические, качественные характеристики услуги.
Согласно устным и письменным пояснениям Заказчика, ему необходимы такие услуги, которые бы полностью соответствовали указанным характеристикам в техническом задании, соответственно смогут удовлетворить потребности Заказчика, без указания конкретной марки.
Кроме того, Заказчиком в пункте 1.2. приложения к извещению "Требование к содержанию, составу заявки" указано, что требуется действующая лицензия ФСБ России, выданную в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 313 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" и Федеральным законом от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; или выписка (копия выписки) из реестра лицензий или сведения о регистрационном номере собственной действующей лицензии, соответствующем номеру записи в реестре лицензий.
Согласно данным, представленным Заказчиком, у Заявителя отсутствует вышеуказанная лицензия, что исключает возможность его участия в данном закупке, поскольку на стадии оценки заявок участников, Заказчик обязан отклонить данного участника, как несоответствующего требованиям, установленным Извещением и законодательством Российской Федерации, что также подтверждает тот факт, что действия Заказчика не нарушают права Заявителя.
Комиссия УФАС констатирует, что ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился о дате, времени и месте рассмотрения обращения посредством видеоконференц-связи с возможностью очного участия был уведомлен, также не представил доказательств, подтверждающих довод жалобы.
Учитывая изложенное, жалоба признается необоснованной.
Руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.П. Рудакова
Члены Комиссии: Э.С. Велиляева
Т.В. Бачинская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 4 апреля 2023 г. N 082/06/106-238/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.04.2023