На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 28.09.2022 N 684/22 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращения ООО "АСТ сервис" (далее - Заявитель), содержащие информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях комиссии по осуществлению закупки ФГБУ "НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева" Минздрава России (далее - Комиссия по осуществлению закупки) при проведении ФГБУ "НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева" Минздрава России (далее - Заказчик), Комиссией по осуществлению закупки, ООО "РТС-тендер" открытых конкурсов в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку продуктов питания (номера извещений в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0373100095223000001, 0373100095223000002, 0373100095223000003, 0373100095223000004, 0373100095223000010, 0373100095223000013, 0373100095223000014, далее - Конкурсы), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в случае получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц,в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения обращений и осуществления в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В ходе проведения внеплановой проверки в отношении действий Заказчика, Комиссии по осуществлению закупок 24.03.2023 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения информации о признаках нарушения Закона о контрактной системе в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 28.03.2023.
1. Согласно обращению Заявителя Комиссией по осуществлению закупок ненадлежащим образом осуществлена оценка заявок Заявителя на участие в Конкурсах по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель) критерия "Квалификация участника закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий).
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий "Квалификация участников закупки".
Согласно пункту 8 Положения в случае применения показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному, подпунктом "г" пункта 3 Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" применяется показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
В силу подпункта "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, применяется в том числе детализирующий показатель оценки - общая цена исполненных участником закупки договоров.
В соответствии с порядком оценки заявок, установленных в извещениях о проведении Конкурсах, по Детализирующему показателю Критерия к оценке принимаются исполненные договоры (контракты) на поставку продуктов питания и (или) оказания услуг по организации питания и копии документов о приемке поставленного товара и (или) оказанной услуги, подтверждающие исполнение представленных участником закупки договоров (контрактов).
Подпунктом "б" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
Согласно протоколам рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсах заявке Заявителя по Критерию присвоено 0 баллов.
Представители Заказчика на заседании Комиссии сообщили, что в составе заявки Заявителя представлен 21 договор (контракт), по результатам рассмотрения которых Комиссией по осуществлению закупок принято решение о принятии к оценке 20 договоров (контрактов) на общую сумму 153 309 214,30 руб., при этом договор от 27.01.2019 N 2701/19/11, заключенный с ООО "Веста", на поставку продовольственной продукции по общей стоимости партий товаров в пределах 150 млрд. руб. (далее - Договор) не принят к оценке.
Так, представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что в соответствии с пунктом 3.2 Договора оплата по Договору осуществляется по факту поставки партии Товара в течение 30-ти календарных дней на основании товарно-сопроводительных документов (товарная накладная,счет-фактура, счет), полученных покупателем.
Исходя из положений пункта 3.11 Договора оригиналы товарно-сопроводительных и транспортных документов являются документами, подтверждающими исполнение обязательств по Договору.
Также пунктом 3.12 Договора установлено, что право собственности на товар с рисками случайной гибели и утраты переходит от поставщика к покупателю в момент передачи товара после полного оформления товарно-сопроводительных и транспортных документов с момента их подписания уполномоченными представителями сторон.
Таким образом, исходя из положений Договора, документами, подтверждающим поставку товара по Договору, являются в том числе товарно-сопроводительные документы и транспортные документы.
Вместе с тем в заявке Заявителя содержится исключительно Акт об исполнении обязательств и приемки-передачи товара от 15.02.2023 на сумму 146 587 000 000 руб. без указания предмета приемки, объема принятой продовольственной продукции.
Кроме того, представители Заявителя не представили на заседании Комиссии, в составе обращений товарно- сопроводительные документы и транспортные документы.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Комиссии по осуществлению закупок не противоречат положениям Закона о контрактной системе, в связи с чем довод обращений Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного, Комиссия в рассматриваемой части не может согласиться с выводами Московского УФАС России, изложенными в решении от 10.03.2023 по делу N 077/06/106-3109/2023, поскольку территориальным органом ФАС России не в полной мере выяснены обстоятельства, имеющие значение для объективного разрешения дела, не установлены имеющие значение для дела обстоятельства, которые Московское УФАС России сочло установленными; имело место несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права.
2. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
Комиссией установлено, что Заказчиком в структурированной форме извещений об осуществлении Конкурсов установлено дополнительное требование к участникам Конкурса в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
При этом согласно пункту 12 приложения N 3 к извещениям об осуществлении Конкурсов дополнительные требования к участникам Конкурса установлены в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что указанные противоречивые сведения размещены в ЕИС по технической ошибке.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в ЕИС противоречивые сведения о требованиях к участникам Конкурсов, нарушают пункт 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Вместе с тем указанное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку в структурированных формах извещений о проведении Конкурсов Заказчиком установлено надлежащее требование к участникам Конкурсов.
С учетом изложенного, руководствуясь подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что указанное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы от 28.03.2023 по делу N 23/44/99/П6 в адрес Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 28 марта 2023 г. N 23/44/99/П6
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.04.2023