На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 28.09.2022 N 684/22 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ГКУ НСО "УКСис" (далее - Заявитель, Уполномоченный орган), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ООО "ЭТП ГПБ" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении ГКУ НСО "Новосибоблфарм" (далее - Заказчик), Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг частной охраны (охранный (технический) мониторинг) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0851200000623001095) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, Оператором электронной площадки неправомерно размещены документы и сведения об участнике закупки с идентификационным номером заявки "32" (далее - Участник закупки) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке (далее - Реестр), что привело к неправомерному направлению заявки Участника закупки Заказчику.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводом обращения Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при проведении Аукциона:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 28.02.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 948 979,44 руб.;
4) источник финансирования - областной бюджет Новосибирской области;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 09.03.2023;
6) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
7) дата проведения процедуры подачи ценовых предложений - 09.03.2023;
8) в период проведения процедуры подачи ценовых предложений 3 участника закупки подавали предложения о цене контракта;
9) по результатам рассмотрения заявок на участие в Аукционе принято решение о соответствии 2 заявок участников закупки требованиям извещения о проведении Аукциона и Закона о контрактной системе;
10) ООО АБ "ОСПАС" признано победителем Аукциона с минимальным предложением о цене контракта в размере 30 000 руб.;
11) Между Заказчиком и ООО АБ "ОСПАС" заключен государственный контракт от 21.03.2023 N 0851200000623001095.
По мнению Заявителя, Оператором электронной площадки неправомерно размещены документы и сведения об Участнике закупки в Реестре, что привело к неправомерному направлению заявки Участника закупки Заказчику.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с позицией 34 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) к участникам закупок на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) устанавливаются дополнительные требования о наличии у участника закупки опыта исполнения договора, предусматривающего оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий).
При этом цена оказанных услуг должна составлять не менее 20 процентов НМЦК, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Документами, подтверждающими наличие опыта, предусмотренного дополнительными требованиями к участникам закупки, установленными позицией 34 приложения к Постановлению N 2571, являются:
1) исполненный договор;
2) акт приемки оказанных услуг, подтверждающий цену оказанных услуг.
В соответствии с частью 12 статьи 24.2 Закона о контрактной системе в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида информацию и документы, предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.
Согласно части 13 статьи 24.2 в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения в соответствии с частями 12 и 12.1 статьи 24.2 Закона о контрактной системе информации и документов, оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки по каждому виду товаров, работ, услуг, в отношении которых участником закупки предоставлены такие информация и документы, принимает решение:
1) о размещении таких информации и документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, реестре участников закупок, аккредитованных на специализированной электронной площадке;
2) об отказе в размещении таких информации и документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, реестре участников закупок, аккредитованных на специализированной электронной площадке, в случае:
а) несоответствия перечня представленных информации и документов перечню, который установлен Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе;
б) нарушения порядка, установленного Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 15 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, при направлении таких информации и документов.
Согласно пункту 2 Правил взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2019 N 1202 "О порядке взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки" (далее - Правила взаимодействия) в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке, специализированной электронной площадке закупках, в отношении участников которых установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, участник закупки после идентификации и аутентификации на электронной площадке, специализированной электронной площадке направляет оператору соответствующей площадки информацию и документы, предусмотренные перечнем, установленным Постановлением N 2571, путем формирования и подписания электронной подписью, вид которой предусмотрен Законом о контрактной системе, информации и документов, предусмотренных пунктом 4 Постановления N 2571, а также указанных в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" приложения к Постановлению N 2571. При этом:
а) документы формируются в форме электронного документа или образа бумажного документа с указанием даты подписания документа;
б) при формировании информации и документов, предусмотренных приложением к дополнительным требованиям в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям", участник закупки указывает:
номера позиции приложения к дополнительным требованиям;
цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг по договору (контракту), предусмотренному приложением к дополнительным требованиям в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям", определяемую с учетом абзаца пятого подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571;
в) в случае наличия правопреемства участник закупки также формирует и подписывает информацию и (или) документы, подтверждающие такое правопреемство.
Пунктом 4 Правил взаимодействия установлено, что оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки рассматривают информацию и документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 Правил взаимодействия, на предмет:
а) наличия информации и документов, предусмотренных Правилами взаимодействия;
б) наличия информации об участнике закупки (с учетом информации и документов, предусмотренных подпунктом "в" пункта 2 Правил взаимодействия) в таких информации и документах;
в) непревышения ценой поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг по договору (контракту), предусмотренной абзацем третьим подпункта "б" пункта 2 Правил взаимодействия, цены такого договора (контракта);
г) соответствие информации и документов, сформированных и предусмотренных приложением к дополнительным требованиям в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям", положениям абзацев шестого, восьмого и одиннадцатого подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571.
Согласно извещению о проведении Аукциона к участникам закупки установлены дополнительные требования в соответствии с позицией 34 приложения к Постановлению N 2571.
В соответствии с протоколом подведения итогов Аукциона от 10.03.2023 N 0851200000623001095-2 заявка Участника закупки отклонена в связи с непредставлением документов и информации, предусмотренных позицией 34 приложения к Постановлению N 2571, а именно в Реестре отсутствует исполненный договор, цена оказанных услуг по которому составляет не менее 20 процентов НМЦК, т.е. не менее 189 795,89 руб.
На заседании Комиссии установлено, что в Реестре по позиции 34 приложения к Постановлению N 2571 размещены следующие документы Участника закупки:
1) Муниципальный контракт от 24.12.2021 N 0351300018121000025 (далее - Контракт N 1), заключенный между Участником закупки и МБУ "КЦСОН" Первомайского района, на оказание охранных услуг по цене контракта в размере 80 750,94 руб.;
2) Акты сдачи-приемки оказанных услуг по Контракту N 1;
3) Государственный контракт от 18.03.2021 N 0351300113621000062 (далее - Контракт N 2), заключенный между Участником закупки и ГБУЗ НСО "ГДКБСМП", на оказание услуг по охране объектов по цене контракта в размере 60 083,94 руб.;
4) Акты сдачи-приемки оказанных услуг по Контракту N 2;
5) Муниципальный контракт от 07.06.2022 N 0351600002422000029 (далее - Контракт N 3), заключенный между Участником закупки и МБУ "ГКЦСОН", на оказание услуг по охране объектов с применением технических средств охраны и реагированием мобильных групп, с выводом сигнала "Тревога" на пульт центрального наблюдения по цене контракта в размере 54 462,38 руб.;
6) Акты сдачи-приемки оказанных услуг по Контракту N 3;
7) Муниципальный контракт от 28.12.2021 N 123 (далее - Контракт N 4), заключенный между Участником закупки и МБУ "КЦСОН" Кировского района, на оказание услуг по охране с помощью пульта централизованного наблюдения объекта по цене контракта в размере 72 000 руб.;
8) Акты сдачи-приемки оказанных услуг по Контракту N 4;
9) Муниципальный контракт от 24.12.2021 N 0351300018121000025 (далее - Контракт N 5), заключенный между Участником закупки и МБУ "КЦСОН" Первомайского района на оказание охранных услуг по цене контракта в размере 80 750,94 руб.;
10) Акты сдачи-приемки оказанных услуг по Контракту N 5.
Также на заседании Комиссии представитель Оператора электронной площадки пояснил, что Оператором электронной площадки 26.02.2023 принято решение о размещении указанной информации и документов в Реестре, в связи с чем Контракты NN 1-5 направлены Заказчику.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что цены Контрактов NN 1-5, направленных Оператором электронной площадки Заказчику, составляют менее 189 795,89 руб.
Кроме того, Комиссией установлено, что при направлении Контрактов NN 1-5 Оператору электронной площадки для размещения Контрактов NN 1-5 в Реестре, Участником закупки указана цена оказанных услуг по контракту - 80 750,94 руб.
Согласно абзацу шестому подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571 договором, предусмотренным позицией 34 приложения к Постановлению N 2571 считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Вместе с тем, исходя из системного толкования Постановления N 2571 следует, что при рассмотрении информации и документов участников, предусмотренных пунктами 2 и 3 Правил взаимодействия, оператор электронной площадки принимает в качестве подтверждающих документов один исполненный контракт, заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе или договор, заключенный в соответствии с Законом о закупках, либо номер реестровой записи в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре контрактов, заключенных заказчиками.
С учетом изложенного действия Оператора электронной площадки, выразившиеся в неправомерной размещении документов и сведений, подтверждающих соответствие Участника закупки дополнительным требованиям, установленным позицией 34 приложения к Постановлению N 2571, в Реестре, нарушают часть 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 10 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение части 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы от 30.03.2023 по делу N П-95/23 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 30 марта 2023 г. N П-95/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.04.2023