На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 28.09.2022 N 684/22 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ООО НИИ "Земля и город" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении МКУ "УКС города Курска" (далее - Заказчик), Оператором электронной площадки открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на разработку проекта планировки и межевания территории по объекту: "Реконструкция пешеходной части ул. Ленина от Знаменского собора до площади Перекальского в г. Курске" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0844300079422000002) (далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно не направившего в банк информацию о реквизитах специального счета Заявителя для осуществления операции по прекращению блокирования денежных средств Заявителя, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе.
Представитель Оператора электронной площадки в письменных пояснениях не согласился с доводом обращения Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Оператор электронной площадки действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 24.03.2023 Комиссией в целях полного и всестороннего изучения материалов объявлен перерыв, заседание продолжилось 30.03.2023.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурсе (далее - Извещение), протоколами, составленными при проведении Конкурса:
1) Извещение размещено в ЕИС - 05.05.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 7 484 225,04 руб.;
4) источник финансирования - средства бюджета города Курска;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 21.06.2022;
6) на участие в Конкурсе подано 18 заявок от участников закупки;
7) дата проведения процедуры рассмотрения и оценки вторых заявок на участие в Конкурсе - 23.06.2022;
8) победителем Конкурса признано ООО "Терпланпроект" с предложением о цене контракта в размере 2 040 346 руб.
Согласно пункту 1 части 9 статьи 44 Закона о контрактной системе (в редакции действующей на дату размещения Извещения) режим использования специального счета должен предусматривать осуществление банком на основании информации, полученной от оператора электронной площадки, осуществление блокирования и прекращения блокирования денежных средств в соответствии с требованиями статьи 44 Закона о контрактной системе.
Частью 10 статьи 44 Закона о контрактной системе установлен перечень случаев направления в банк информации о реквизитах специального счета для осуществления банком по такому счету операции, предусмотренной частью 9 статьи 44 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 части 10 статьи 44 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки направляет в банк информацию о реквизитах специального счета для осуществления банком по такому счету операции, предусмотренной частью 9 статьи 44 Закона о контрактной системе, в течение одного часа в следующем случае: заключение контракта в соответствии с Законом о контрактной системе с участником закупки. В этом случае оператор электронной площадки направляет также информацию о реквизитах специальных счетов всех участников закупки, заявки которых не были отклонены, отстранены, отозваны в соответствии с Законом о контрактной системе, за исключением участников закупки, признанных в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимися от заключения контракта.
Согласно пункту 4 части 10 статьи 44 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки направляет в банк информацию о реквизитах специального счета для осуществления банком по такому счету операции, предусмотренной частью 9 статьи 44 Закона о контрактной системе, в течение одного часа с момента отмены закупки в соответствии со статьей 36 Закона о контрактной системе. В этом случае оператор электронной площадки направляет информацию о реквизитах специальных счетов всех участников закупки, подавших заявки на участие в закупке.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.
Частью 1 статьи 36 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе отменить закупку с учетом требований, предусмотренных статьей 36 Закона о контрактной системе. По истечении сроков, предусмотренных статьей 36 Закона о контрактной системе, и до заключения контракта заказчик вправе отменить закупку только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 36 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке формирует с использованием единой информационной системы извещение об отмене закупки, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает его в единой информационной системе. С момента размещения указанного извещения в единой информационной системе закупка считается отмененной.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником закупки не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с Законом о контрактной системе, обязаны подписать контракт в порядке, установленном статьей 51 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Согласно извещению о проведении Конкурса размер обеспечения заявки на участие в Конкурсе составляет 37 421,13 руб.
Протоколом подведения итогов Конкурса от 22.06.2022 N 0844300079422000002 (далее - Протокол) установлено, что ООО "Терпланпроект" является победителем Конкурса.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком 29.06.2022 в ЕИС размещена информация об отмене процедуры заключения контракта на основании заключения о результатах обследования Муниципального казенного учреждения "Управления капитально строительства города Курска" (далее - Заключение), подписанного и.о. заместителя начальника Контрольно-ревизионного управления города Курска О.В. Шилиной.
При этом в Заключении не указаны обстоятельства непреодолимой силы, которые могут послужить основанием для принятия заказчиком решения об отмене процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) вне сроков, установленных статьей 36 Закона о контрактной системе.
Таким образом Комиссия усматривает признаки нарушения части 1 статьи 36 Закона о контрактной системе в вышеуказанных действиях Заказчика в связи с чем Комиссия приходит к выводу о необходимости передачи материалов от 30.03.2023 по делу N П-92/23 в Курское УФАС России для рассмотрения вопроса о проведении контрольных мероприятий в отношении действий Заказчика.
Дополнительно Комиссией установлено, что Заказчиком не размещено в ЕИС извещение об отмене процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в разделе ЕИС "Отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя)".
Кроме того, представитель Оператора электронной площадки на заседании комиссии пояснил, что Заказчиком, по результатам Конкурса сформировано на электронной площадке два проекта государственного контракта.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что процедура определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не завершена, в связи с чем у Оператора электронной площадки отсутствуют правовые основания для направления в банк реквизитов специального счета Заявителя для прекращения блокирования денежных средств Заявителя в размере обеспечения на участие в Конкурсе в соответствии с частью 10 статьи 44 Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что в соответствии с Извещением срок действия контракта заключаемого по результатам проведения Конкурса - до 23.12.2022, срок окончания выполнения работ - до 05.12.2022, в связи с чем заключение контракта не может быть осуществлено на условиях, предусмотренных Извещением, что нарушает часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать действия Оператора электронной площадки не противоречащими требованиям Закона о контрактной системе.
2. Признать нарушение части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 30.03.2023 по делу N П-92/23 в Курское УФАС России для рассмотрения вопроса о проведении контрольных мероприятий в части действий Заказчика при проведении Конкурса.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 30 марта 2023 г. N П-92/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.04.2023