Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ИП Касьян А.А. на действия Заказчика ГУЗ Саратовской области "Балашовская районная больница" и Уполномоченного учреждения ГКУ Саратовской области "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении аукциона в электронной форме N 0860200000823002128 "Поставка порошка стирального дезинфицирующего",
УСТАНОВИЛА:
29.03.2023 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ИП Касьян А.А. на действия Заказчика ГУЗ Саратовской области "Балашовская районная больница" и Уполномоченного учреждения ГКУ Саратовской области "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении аукциона в электронной форме N 0860200000823002128 "Поставка порошка стирального дезинфицирующего" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком и Уполномоченным учреждением в описании объекта закупки установлены необоснованные характеристики товара.
Представитель Заявителя не присутствовал при рассмотрении жалобы, извещен надлежащим образом.
Представитель Заказчика не присутствовал при рассмотрении жалобы, извещен надлежащим образом, направил письменные пояснения, согласно которым считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Представитель Уполномоченного учреждения, присутствующий на рассмотрении жалобы, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
22.03.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении Аукциона.
Заказчиком по данному Аукциону является ГУЗ Саратовской области "Балашовская районная больница".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 456 264,00 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В силу п.1 ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно извещению, объектом закупки является поставка порошка стирального дезинфицирующего.
Описание объекта закупки содержится в приложении N 1 к извещению об осуществлении закупки "Описание объекта закупки":
N |
Код по ОКПД2 |
Наименование товара |
Технические характеристики |
Единица измерения |
Количество |
1 |
20.20.14.000 |
Порошок стиральный дезинфицирующий |
Обладает: вирулицидными, бактерицидными, фунгицидными (в отношении грибов рода Кандида и Трихофитон). Способ применения1: для одновременного обеззараживания, стирки и отбеливания текстильных изделий в автоматических стиральных машинах согласно режимам дезинфекции - по бактериальным, вирусным инфекциям 60°С - согласно МУ 3.5.736-99 "Технология обработки белья в медицинских учреждениях" приложение N2 - программа N 07, по туберкулезу 90°С. - согласно МУ 3.5.736-99 "Технология обработки белья в медицинских учреждениях", приложение N2 - программа N 10. Упаковка: не более 10 кг.2 |
кг |
800 |
1. Связано с потребностью Заказчика - режимы стирки установлены в необходимых Заказчику программах.
2. Порошок стиральный используется в прачечной медицинского учреждения,поэтому длительное нахождение большого объёма упаковки в помещении с повышенной влажностью способствует впитыванию и комкованию порошкообразного средства".
Заявитель полагает, что с 01.01.2021 года действует механизм "регуляторной гильотины", по общему правилу которого в рамках государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, вступивших в силу до 01.01.2020, а также в правовых актах исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и СССР. В связи с этим требование Заказчика о соответствии поставляемого товара "МУ 3.5.736-99. 3.5. Дезинфектология. Технология обработки белья в медицинских учреждениях. Методические указания" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 16.03.1999) (далее- МУ 3.5.736-99) является завышенным и ограничивает конкуренцию.
МУ 3.5.736-99 утверждены и введены в действие Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, Первым заместителем министра здравоохранения Российской Федерации Г.Г.Онищенко 16.05.1999.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ) Правительством Российской Федерации до 1 января 2021 года в соответствии с определенным им перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора).
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона N 247-ФЗ независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли нормативные правовые акты, указанные в части 1 настоящей статьи, с 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах, если они вступили в силу до 1 января 2020 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Закона N 247-ФЗ независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли нормативные правовые акты, указанные в части 1 настоящей статьи, с 1 января 2021 года несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности, если они вступили в силу до 1 января 2020 года.
Таким образом, до отмены МУ 3.5.736-99 органами государственного контроля и надзора у Заказчика есть право применять данные методические указания в работе.
Согласно пояснениям Заказчика, в соответствии с п. 1.2. "МУ 3.5.736-99. 3.5. Дезинфектология. Технология обработки белья в медицинских учреждениях. Методические указания", утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 16.03.1999, методические указания содержат требования, направленные на снижение риска возникновения и распространения внутрибольничных инфекций за счет совершенствования организации бельевого режима и внедрения современных технологий обработки текстильных изделий. Таким образом, данный нормативный акт является обязательным к исполнению со стороны медицинских организаций, несоблюдение технологии обработки белья может привести к возникновению инфекционных заболеваний как у сотрудников ГУЗ СО "Балашовская РБ", так и к широкому распространению среди пациентов медицинского учреждения, ввиду того, что белье из медицинских организаций относится к сильно загрязненному белью 3-4 степени загрязнения. Оно может быть загрязнено не только органическими веществами в виде крови, мочи и других биологических жидкостей, но и контаминировано разнообразными микроорганизмами: бактериями, вирусами, грибами, в том числе возбудителями инфекционных болезней.
То есть изложенные в технических характеристиках объекта закупки требования Заказчика относятся к качественным характеристикам товара, связаны с его эффективностью в отношении определенных бактерий, микобактерий, вирусов, основаны исключительно на объективных потребностях Заказчика, в связи с чем требования Заказчика к товару, установленные в Извещении, являются обоснованными, обусловлены спецификой лечебного процесса, качественные характеристики товара определены исключительно с целью уменьшения риска заражения инфекцией (в т.ч. микобактериями туберкулеза) как персонала, осуществляющего обработку инструментов, так и пациентов, что не является необоснованным ограничением конкуренции.
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В силу ст. 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
В соответствии с пунктом 2 указанного Обзора нарушением является включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, лишь в отсутствие специфики использования такого товара.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 N 11017/10 и поддержанной Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 18.12.2015 N 306-КГ15-16795 и от 31.07.2017 N 305-КГ17-2243, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать обоснованным потребностям заказчика. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих целям торгов, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Согласно ч.1 ст. 12 Закона о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупки, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики).
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы.
Объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, следовательно, принять участие в данной закупке может любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, дилеры, дистрибьютеры, поставщики, производители, готовые поставить товар, отвечающий требованиям описания объекта закупки и удовлетворяющий потребности заказчика.
Отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.
Заявителем не предоставлено каких-либо доказательств, относительно невозможности закупить товар необходимый заказчику.
Кроме того, в соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.04.2023 NИЭА1 заявки девяти участников были признаны соответствующими установленным в извещении требованиям.
Таким образом, довод жалобы признан необоснованным.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ИП Касьян А.А. на действия Заказчика ГУЗ Саратовской области "Балашовская районная больница" и Уполномоченного учреждения ГКУ Саратовской области "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении аукциона в электронной форме N 0860200000823002128 "Поставка порошка стирального дезинфицирующего" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 4 апреля 2023 г. N 064/06/33-387/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.04.2023