Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: Горячевой Н.В. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии; Парнищевой М.М. - начальника отдела контроля закупок; Бутковской Н.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
в присутствии представителей: от заказчика - Плотникова А.И., действующего на основании доверенности от 29.03.2023,
от общества с ограниченной ответственностью Научно-исследовательскому институту "Земля и город" - Биоюковой Е.Ю., действующей на основании доверенности от 17.01.2023 N 004-2023
(лицам, присутствующим на заседании комиссии, разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудио- и видеозаписи заседания Комиссии Амурского УФАС России),
заседание Комиссии Амурского УФАС России осуществлено в дистанционном режиме, без очного участия представителей заинтересованных сторон, посредством плагина "TrueConf" в режиме видеоконференцсвязи,
рассмотрела поступившую в Амурское УФАС России жалобу от общества с ограниченной ответственностью Научно-исследовательского института "Земля и город" на действия муниципального заказчика - администрации Тамбовского муниципального округа Амурской области при осуществлении закупки в форме открытого конкурса в электронной форме на выполнение научно-исследовательской работы по разработке документов территориального планирования, градостроительного зонирования Тамбовского муниципального округа Амурской области, объявленной извещением от 04.03.2023 N 0123600005923000023 на электронной площадке РТС-тендер http://www.rts-tender.ru, выразившиеся, по мнению заявителя, в нарушении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон).
Из жалобы заявителя следует, что документы открытого конкурса не соответствуют требованиям законодательства.
Представитель заказчика с доводами, заявленными в жалобе, не согласился. Представил письменные возражения, которые приобщены к материалам дела. Просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобу, исследовав материалы дела, проведя в соответствии с частями 3, 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
04.03.2023 муниципальным заказчиком - администрацией Тамбовского муниципального округа Амурской области на электронной площадке РТС-тендер http://www.rts-tender.ru опубликовано извещение N 0123600005923000023 на выполнение научно-исследовательской работы по разработке документов территориального планирования, градостроительного зонирования Тамбовского муниципального округа Амурской области.
Соответствующая информация размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 12 300 000,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок - 27.03.2023 в 09:00, дата окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок - 29.03.2023, дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта - 30.03.2023, дата окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 03.04.2023, дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 04.04.2023.
Комиссия Амурского УФАС России, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе закреплено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Порядок оценки заявок определен постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение N 2604).
Из доводов жалобы следует, что заказчиком неправомерно установлены предельные значения по показателям критерия "Квалификация участников закупки" в части количества контрактов в количестве 40 и наличия оборудования в количестве 2 единиц.
Пунктом 2 Положения N 2604 предусмотрено, что оценка заявок - это действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Вместе с тем, критерии оценки - это предусмотренные частью 1 статьи 32 Федерального закона критерии оценки заявок, в соответствии с которыми осуществляется оценка заявок в отношении цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги, расходов на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ (далее - расходы), качественных, функциональных и экологических характеристик объекта закупки (далее - характеристики объекта закупки), квалификации участников закупки, в том числе наличия у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее соответственно - квалификация участников закупки, характеристика квалификации участников закупки).
Пунктом 24 Положения N 2604 предусмотрено, что по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации,
Пунктом 25 Положения N 2604 предусмотрено, что для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
Порядком рассмотрения и оценки заявок участников по нестоимостному критерию оценки "Квалификация участников закупки" (приложение N 5 к извещению об осуществлении закупки) Заказчиком предусмотрено следующее:
- показатель "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта", показатель которого - общее количество исполненных участником закупки договоров, предмет работ - работы по разработке (корректировке) генеральных планов и (или) правил землепользования и застройки, при этом предельное максимальное значение - 40 контрактов(договоров);
- показатель "наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов", детализирующий показатель "наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании БЛА", оценивается наличие БЛА, при этом предельное максимальное значение - 2 единицы;
- показатель "наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов", детализирующий показатель "наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании геодезических GPS/GNSS приемников, оценивается наличие приемников, при этом предельное максимальное значение - 2 единицы.
- показатель "наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании программного обеспечения для выполнения работ ГП, ПЗЗ" - 1 единица.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в совокупности с требованиями Положения об оценки (подпункт "е" пункта 20 Положения) предусматривают возможность установления заказчиком предельного максимального значения характеристики объекта закупки, что закреплено в соответствующей формуле. Установление предельных величин ставит всех участников в равные условия оценки (сопоставления заявок) согласно порядку рассмотрения и оценки заявок участников и не может расцениваться как ограничение прав одних и предоставление преимуществ другим субъектам.
Из письменных пояснений заказчика следует, что каждый участник на равных и единых для всех участников условиях вправе предоставить документы, подтверждающие наличие необходимого заказчику опыта, что соответствует принципам контрактной системы - создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. При этом, согласно подпункту "р" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе не предоставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.
Таким образом, в случае если участник закупки не предоставляет документы по указанным выше показателям, его заявка также подлежит оценке на равных условиях в соответствии с извещением. Сам по себе факт установления нестоимостных критериев не свидетельствует об ограничении количества участников.
В соответствии с пунктом 18 Положения N 2604, если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в документе, предусмотренном приложением N 1 к настоящему Положению, указываются единица ее измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (при наличии), предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок. Закон о контрактной системе и Положение об оценке не обязывает Заказчика предоставлять надлежащее обоснование установления предельных значений.
Частью 4 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие, в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
Прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, а также значимость каждого показателя в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения принадлежит заказчику. Главным правилом в таком случае выступает условие об отсутствии противоречий основным нормативно-правовым актам Российской Федерации, регламентирующих оценку заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, Закон о контрактной системе позволяет заказчику самостоятельно определять содержание критериев оценки исходя из своих потребностей, но в рамках законодательства о контрактной системе.
При этом, довод заявителя, согласно которому предельное максимальное значение, установленное заказчиком, не позволяет получить заявителю преимущество по количеству баллов в случае, если суммарное количество контрактов, подтверждающих опыт выполнения работ, будет превышать указанный предел (40 контрактов/договоров), еще не свидетельствует об ограничении количества участников закупки.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом;
Довод заявителя о том, что заказчиком нарушен пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе не находит своего подтверждения, поскольку указанным пунктом установлено лишь требование к размещению критериев оценки заявки и величины значимости критериев.
Представитель заказчика на заседании комиссии Амурского УФАС России сообщил, что доводы заявителя об ограничении количества участников закупки установленным заказчиком порядком оценки не отвечают существу проведения процедуры конкурса, поскольку положения порядка оценки влияют на присвоение баллов в отношении поданных заявок, но не определяют условия допуска участников к конкурсу.
При таких данных, иное видение заявителем методики оценки не может свидетельствовать о нарушении заказчиком Закона о контрактной системе. Заявитель не указывает в жалобе, в чем заключается несоответствие оспариваемых критериев и порядка оценки требованиям законодательства о контрактной системе, не представил обоснование и доказательства, каким образом нарушены права и законные интересы заявителя, в том числе в части ограничения его участия в закупке.
В свою очередь, требование заказчика о подтверждении в качестве нестоимостного критерия оценки о подтверждении опыта выполнения работ связанных с предметом контракта посредством предоставления договоров (контрактов) обусловлено необходимостью обеспечения реального исполнения участником закупки принятых на себя обязательств по контракту и само по себе (в отсутствие подтвержденных фактов ограничения количества участников закупки, проведения торгов в пользу определенного лица) не может быть положено в обоснование того, что такое требование заведомо определено с целью ограничения количества участников закупки.
Исполнение заказчиком требований части 4 статьи 24 Закона о контрактной системе по определению победителя конкурса профессионального, квалифицированного и опытного участника, предложившего лучшие условия исполнения контракта не свидетельствует об ограничении доступа к участию в конкурсе. Отсутствие (либо наличие) у заявителя опыта выполнения работ не ограничивает его право на участие в конкурсе.
Установленный заказчиком в извещении об осуществлении закупки нестоимостной критерий оценки не препятствует участию подателя жалобы в конкурсе и не означает невозможность стать победителем, не предрешает исхода закупки.
Таким образом, установленный порядок оценки соответствует действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 24 Положения N 2604 одним из показателей критерия "квалификация участников закупки" может быть "наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов" (подпункт "б").
При этом в соответствии с пунктом 27 Положения N 2604 при использовании данного показателя оценки порядком оценки устанавливается: а) перечень оборудования и других материальных ресурсов, оцениваемых по показателю и необходимых для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки; б) перечень документов, подтверждающих наличие оборудования и других материальных ресурсов.
Согласно разделу 9 подпункт 14 Технического задания подготовка итогового отчёта о научно-исследовательской работе, включающий в себя концепцию пространственного развития территории Тамбовского муниципального округа Амурской области, а именно выполнение аэрофотосъемки с помощью беспилотного летательного аппарата над населенными пунктами село Жариково, село Козьмодемьяновка, село Куропатино, село Лермонтовка, село Муравьёвка, село Николаевка, село Новоалександровка, село Раздольное, село Садовое, село Тамбовка, село Толстовка округа в качестве исходной геодезической основы должны быть использованы пункты государственной геодезической сети в системе координат МСК-28 на территорию выполнения работ. Перед началом аэрофотосъемочных работ Исполнитель самостоятельно за свой счет получает необходимые разрешения и согласования в соответствии с Инструкцией по определению и обеспечению секретности топографо-геодезических, картографических, гравиметрических, аэросъемочных материалов и материалов космических съемок на территории СССР (СТГМ-90) и дополнения к Инструкции ПАРО- 90.
По окончании аэрофотосъемочных работ Исполнитель направляет полученные материалы на контрольный просмотр в уполномоченные органы, указанные в разрешительных документах на аэрофотосъемочные работы, и получает от них акты контрольного просмотра (получение актов контрольного просмотра не входит в объем услуг по 1 пункту).
Из письменных пояснений заказчика следует, что при установлении предельных максимальных значений критериев оценки заказчик исходил из следующих соображений:
- наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании БЛА - 2 единицы. Заказчик предполагает, что указанный в описании объекта закупки объем аэрофотосъемки в установленные сроки возможно выполнить с использованием одного БЛА. при этом лучшим предложением заказчик будет считать наличие двух единиц БЛА, так как в случае поломки одного БЛА потенциальный подрядчик сможет продолжить работы с использованием второй единицы;
- наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании геодезических: GPS/GNSS приемников - 2 единицы. Предельное максимальное значение критерия установлено по соображениям, аналогичным при установлении предельного максимального значения критерия по БЛА.
Таким образом, исходя из определенных в закупке целей, потребностей заказчика, требование о подтверждении наличия квалификации участников закупки, предусмотренной приложением N 5 к извещению о проведении конкурса, не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, и Положению N 2604. Указанные критерии оценки не создают преимуществ конкретным хозяйствующим субъектам, направлены на выбор победителя закупки, имеющего опыт выполнения работ по предмету контракта, являющегося потребностью заказчика.
Участник закупки, не набравший баллов по данным критериям, имеет возможность набрать большее количество баллов по другому показателю.
Также следует отметить, что установленные в конкурсной документации критерии оценки были выбраны заказчиком исходя из его права на установление критериев, позволяющих определить участника закупки, наиболее удовлетворяющего потребностям заказчика. Действующее законодательство о закупках не содержит норм, непосредственно конкретизирующих содержание критериев, сведений, относящихся к критериям, порядок оценки и сопоставления заявок.
Заявитель жалобы указал о не однозначной трактовке детализирующего показателя "программное обеспечение, необходимое для выполнения работ ГП, ПЗЗ согласно техническому заданию".
Согласно пункту 14 описания объекта закупки определено, что материалы предоставляемого электронного графического формата векторного изображения - MID, MIF, TAB (форматТИС Maplnfo Professional 8.5 или новее) в МСК-28.
Таким образом, любое программное обеспечение позволяющее сформировать и передать материалы проекта в указанных форматах будет соответствовать установленному критерию.
Не находит подтверждение доводы заявителя жалобы о несоответствии шкалы оценки требованиям Положения N 2604. Шкала оценки дает четкие формулировки за какую детализированность предложения участника закупки будет присвоено то или иное количество баллов.
На основании вышеизложенного, Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу, что заявителем не подтверждено нарушение заказчиком требований Закона о контрактной системе.
Рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью Научно-исследовательскому институту "Земля и город", руководствуясь пунктом 1 части 3, части 15 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Амурского УФАС России приняла
Р Е Ш Е Н И Е:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью Научно-исследовательскому институту "Земля и город" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: Н.В. Горячева
Члены Комиссии: М.М. Парнищева
Н.В. Бутковская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 31 марта 2023 г. N 028/06/106-233/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.04.2023