Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБСУСО "Психоневрологический интернат N 2" (далее - Заказчик): ,
ООО "МАПО" (далее - Участник, Исполнитель):,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 7299-ЭП/23 от 27.03.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по проведению обучения требованиям охраны труда по программе "Оказание первой помощи пострадавшим" (извещение N 0372200080822000178),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 12.12.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по проведению обучения требованиям охраны труда по программе "Оказание первой помощи пострадавшим" (извещение N 0372200080822000178) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 534 750,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.12.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "МАПО".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "МАПО" заключен государственный контракт N 52-01/2023 от 09.01.2023 на сумму 42 992,58 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 8.4 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе:
8.4.1. если Исполнитель не приступает своевременно к исполнению Контракта или оказывает услуги настолько медленно, что оказание их к сроку становится явно невозможным (п. 2 ст. 715 Гражданского кодекса российской Федерации).
8.4.2. если во время оказания услуг становится очевидным, что они не будут оказаны надлежащим образом, и Исполнителем в установленный Заказчиком разумный срок не устранены выявленные недостатки (п. 3 ст. 715 Гражданского кодекса российской Федерации),
8.4.3. если отступления в услугах от условий контракта или иные недостатки результата оказания услуг в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми (п. 3 ст. 723 Гражданского кодекса российской Федерации).
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 07.03.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "МАПО" в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по Контракту.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее.
В соответствии с п. 2.4.1. Контракта Исполнитель обязан предоставить аккредитацию по соответствующей образовательной программе по Правилам аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2021 г. N 2334 "Об утверждении Правил аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, и требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда".
Согласно п. 5 постановления Правительства РФ от 16.12.2021 г. N 2334, вступившего в силу с 01.09.2022 г., аккредитация организаций, зарегистрированных в реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, в порядке, действовавшем до вступления в силу данного постановления, подлежит приостановлению с 1 марта 2023 г. до подтверждения такими организациями соответствия требованиям, утвержденным данным постановлением.
Пунктом 2 Правил аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, и требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда, утв. постановлением Правительства РФ от 16.12.2021 N 2334, предусмотрено, что организации, индивидуальные предприниматели считаются допущенными к оказанию услуг в области охраны труда с даты регистрации их в реестре организаций, оказывающих услуги в области охраны труда (далее - реестр), или даты внесения в реестр записи о возобновлении действия аккредитации, в случае если ее действие ранее приостанавливалось.
Из записи, имеющейся в реестре, размещённом на сайте Минтруда России (https://akot.rosmintrud.ru), усматривается, что по состоянию на 06.03.2023. Деятельность ООО "МАПО" в области охраны труда в части обучения работодателей и работников по вопросам охраны труда приостановлена. Таким образом, в настоящее время Исполнитель не допущен к оказанию услуг, являющихся предметом Контракта, что влечёт невозможность оказания их в срок.
Согласно пп. "а" п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) перестал соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 настоящего Федерального закона).
На основании изложенного, руководствуясь ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 8.9. Контракта, Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 09.01.2023 г. N 52-01/2023.
На основании изложенного, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 07.03.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 23.03.2023.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Аксель" устранены не были.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии УФАС представитель ООО "МАПО" пояснил следующее.
Исполнение указанного контракта осуществлялось в полном соответствии с требованиями контракта на основании двух заявок Заказчика (согласно Техническому заданию, являющемуся Приложением N2 к контракту).
Указанное выше подтверждается размещенными в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) документами о приемке N 17813 от 13.02.2023, N 17813/2 от 13.02.2023 и N 17813/3 от 16.03.2023, подписанными Исполнителем и Заказчиком, а также экспертными заключениями от 06.02.2023, 13.02.2023 и 16.03.2023, размещенными Заказчиком в ЕИС.
28.02.2023 Заказчик направил новые заявки на обучение в адрес Исполнителя.
В этот же день Исполнитель направил в адрес Заказчика письмо с предложением о согласовании сроков обучения (период обучения устанавливается в согласованные с Заказчиком сроки (в соответствии с Техническим заданием).
Не предоставив никакого ответа, 07.03.2023 Заказчик разместил в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, обоснованное требованиями ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Такое решение Участник считает необоснованным и незаконным по следующим основаниям.
Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупки изложены в Приложении N4 к извещению об осуществлении закупки N 03272200080822000179, по итогам которой был заключен контракт (далее - Требования).
Помимо прочего, в п. 1.2 Требований указано, что Исполнитель "должен в составе заявки представить документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
На основании пп 40 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в целях подтверждения соответствия требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, участникам закупки необходимо предоставить выписку из реестра лицензий по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343, либо копию акта лицензирующего органа о принятом решении на осуществление образовательной деятельности и аккредитацию по соответствующей образовательной программе или копию собственной действующей лицензии на осуществление образовательной деятельности в соответствии с предметом закупки, выданную до дня вступления в силу Закона N 478-ФЗ, подтверждающую наличие у лицензиата лицензии на день вступления в силу Закона N 478-ФЗ."
Таким образом, как следует из буквального толкования п. 1.2 Требований, Исполнитель должен был предоставить ИЛИ выписку из реестра лицензий, ИЛИ решение лицензирующего органа о принятом решении и аккредитацию по соответствующей образовательной программе ИЛИ копию собственной действующей лицензии.
Во исполнение установленных требований Исполнителем была представлена в составе заявки выписка из реестра лицензий, что и позволило Заказчику признать заявку соответствующей требованиям документации.
Аккредитация образовательных программ регулируется ст. 92 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" N273-ФЗ от 29.12.2012. В ч. 1 ст. 92 Закона указано, что аккредитация проводится по основным образовательным программам, к которым программы, предусмотренные Контрактом, предусмотрено не относятся.
Документом, подтверждающим прохождение аккредитации, является свидетельство об аккредитации (ч. 12 ст. 92 Закона).
Пройти аккредитацию и получить свидетельство об аккредитации по программам, указанным в контракте невозможно в силу закона, поэтому предоставить свидетельство об аккредитации не мог ни один участник Закупки.
В своем решении Заказчик указывает, что в соответствии с п.2.4.1. контракта Исполнитель обязан предоставить аккредитацию по соответствующей образовательной программе по Правилам аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2021 N 2334 "Об утверждении Правил аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, и требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда" (далее - Правила).
Участник отметил, что срок для направления указанных документов, Контрактом не установлен. Запросов со стороны Заказчика, а также претензий в связи с непредоставлением документов Заказчиком в адрес Исполнителя не направлялось.
При этом, как отмечалось выше, аккредитация образовательных программ осуществляется на основании ст 92 Закона. Указанными Заказчиком Правилами такая аккредитация не осуществляется. В Правилах речь идет о внесении организаций в реестр организаций, имеющих право оказывать услуги в области охраны труда.
Таким образом, предоставить аккредитацию по соответствующей образовательной программе не представляется возможным в силу Закона.
Вероятно, Заказчик под аккредитацией соответствующей программы подразумевал внесение информации об Исполнителе в реестр Министерства труда и социального развития Российской Федерации, однако из требований, установленных Заказчиком, это явно не следовало.
Вместе с тем Исполнитель отметил следующее.
С 01.09.2022 вступил в силу Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N2464 (далее - Порядок) согласно котором организации, оказывающие услуги по обучению должны соответствовать требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2021 г. N 2334 "Об утверждении Правил аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, и требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда" (пункт 2 Порядка).
В соответствии с Правилами организации, оказывающие услуги в области охраны труда, должны быть включены в реестр Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (п. 2 Правил).
Внесение организации в реестр осуществляется на основании заявления в течение 25 рабочих дней (пункты 5 и 8 Правил).
ООО "МАПО" с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" 16.01.2023 подал соответствующее заявление, которое в установленный Правилами срок не было рассмотрено Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
ООО "МАПО" дважды обращалось в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации с требованием направить уведомление о включении ООО "МАПО" в реестр (пункт 8 Правил) (исх. от 01.03.2023 г N 33/1/2023 и от 15.03.2023 N 40/1/2023), однако до настоящего момента письменный ответ так и не получен.
В ходе устных переговоров с сотрудником Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации было установлено, что переоформлением записей в реестр занимается только четыре человека на всю страну и они физически не успевают это сделать в установленные Правилами сроки.
По состоянию на 29.03.2022 Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации не рассмотрело заявления 1923 организаций из 2332 организаций, внесенных в реестр. То есть рассмотрено только менее 20% поступивших заявлений.
В этих условиях Исполнитель с учетом должной осмотрительности не мог предпринять ничего дополнительно к тому, что было сделано, поскольку не может оказывать влияние на соблюдение государственным органом (Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации) сроков актуализации информации в реестре.
В связи с тем, что информация в реестре не была актуализирована к установленному сроку по вине Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации ООО "МАПО" обратилось к Заказчику с предложением об изменении сроков обучения сотрудников в пределах периода обучения, установленного Техническим заданием, проинформировав о возникновении не зависящих от Исполнителя причин, препятствующих оказанию услуг (п. 2.4.8 Контракта) (исх. от 28.02.2023 N 32/1/2023).
Довод Заказчика, изложенный в решении, о том, что непредоставление аккредитации влечет невозможность оказания услуг в срок, несостоятелен, поскольку срок оказания услуг истекает в декабре 2023 года, ограничений по сроку обучения конкретной группы в рамках заявки Контрактом не предусмотрено.
На основании изложенного, Участник ходатайствовал о не включении ООО "МАПО" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ООО "МАПО" предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение сведений в отношении ООО "МАПО" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "МАПО" (ИНН: 9701176707) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 3 апреля 2023 г. N РНП-78-402/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.04.2023