Резолютивная часть решения оглашена 31.03.2023 г.
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Авангард" (г.Электросталь Московской области ) (далее заявитель) на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации горячего питания учащихся для нужд муниципальных казенных общеобразовательных учреждений Киржачского района Владимирской области (извещение N 0828600002423000048) в присутствии представителей
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/42-195/2023 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
24.03.2023 года во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Авангард" (г.Электросталь Московской области ) (далее заявитель) на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации горячего питания учащихся для нужд муниципальных казенных общеобразовательных учреждений Киржачского района Владимирской области (извещение N 0828600002423000048).
По мнению заявителя, в нарушение требований пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчиком в разделе "Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке" извещения о проведении закупки по критерию оценки "Цена контракта" установлен порядок оценки не соответствующей действующей редакции Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении в пункт 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Также по критерию оценки "Характеристика объекта закупки" показателя "Качественные характеристики объекта закупки" (показатель оценки, детализирующий показатель оценки - достижение высокого качества оказания услуг по организации горячего питания школьников) заказчиком установлен следующий показатель оценки:
Оценка заявок осуществляется комиссией исходя из предложений участников конкурса с точки зрения достижения высокого качества оказания услуг по организации горячего питания школьников по следующим аспектам: 1. Автоматизация процесса организации питания; 2. Повышение квалификации и переподготовка сотрудников.
Баллы по показателю начисляются в соответствии со шкалой. 100 балов: за предоставление наиболее детализированного и содержательно проработанного предложения по реализации мероприятий, позволяющих достичь высокого качества услуг по организации горячего питания школьников с учетом дополнительных предложений, в том числе по каждому аспекту: 1. Автоматизация процесса организации питания; 2. Повышение квалификации и переподготовка сотрудников. 50 баллов: за предоставление предложения по реализации мероприятий, позволяющих достичь высокого качества услуг по организации горячего питания школьников, в том числе по каждому аспекту: 1. Автоматизация процесса организации питания; 2. Повышение квалификации и переподготовка сотрудников. 25 баллов: за предоставление предложения по реализации мероприятий, позволяющих достичь высокого качества услуг по организации горячего питания школьников, в том числе по одному из аспектов: 1. Автоматизация процесса организации питания; 2. Повышение квалификации и переподготовка сотрудников. 0 баллов: - за предоставление предложения по реализации мероприятий, позволяющих достичь высокого качества услуг по организации горячего питания школьников, не содержащего информацию по аспектам: 1. Автоматизация процесса организации питания; 2. Повышение квалификации и переподготовка сотрудников. - за непредоставление предложения по реализации мероприятий, позволяющих достичь высокого качества услуг по организации горячего питания школьников.
Количество баллов, присваиваемых заявке по данному показателю, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии, присуждаемых заявке по данному показателю в соответствии со шкалой с учетом коэффициента значимости показателя. |
Заявитель полагает, что установленный заказчиком порядок оценки заявок по данному показателю дает заказчику возможность предоставлять антиконкурентные преимущества определенным участникам закупки, основываясь на субъективной и произвольной оценке информации, представленной в заявке.
Кроме того, порядок оценки заявок по данному показателю не содержит инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию, отсутствуют конкретные требования к составу документов, которые должен представить участник закупки для оценки конкурсной комиссии. Также в данном параметре заказчиком оценивается наличие кадровых ресурсов, повышение их квалификации и переподготовка не относимого к объекту.
Также заявитель выражает несогласие с порядком оценки заявок участников закупки по детализирующему порядку оценки "Наличие системы производственного контроля в предприятии (в организации) участника" показателя "Качественные характеристики объекта закупки" критерия "Характеристики объекта закупки".
В соответствии с извещением о проведении закупки заказчиком в порядке рассмотрения и оценки заявок по указанному показателю установлено в том числе следующее: "Оценка заявок осуществляется комиссией исходя из предложений участников конкурса. Подтверждается копией утвержденной программы (плана) производственного контроля, и нижеуказанными документами, подтверждающими её выполнение за III квартал 2022 года с предоставлением копий документов в соответствии с Санитарными правилами СП 1.1.1058-01. "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"
Заказчик, установив требование о выполнении программы (плана) производственного контроля именно за 3 квартал 2022 года с предоставлением ежеквартальных протоколов результатов лабораторных испытаний, исследований готовой продукции, необоснованно установил ограничение конкуренции по отношению к участникам закупки.
Заявитель выражает несогласие с порядком оценки заявок участников по показателю "Общее количество исполненных закупки договоров" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе опыта работы, связанного с предметом контракта".
В соответствии с извещением о проведении закупки заказчиком в порядке рассмотрения и оценки заявок по указанному показателю установлено в том числе следующее: "Предметом договора, оцениваемого по детализирующему показателю: оказание услуг по организации горячего питания в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях, стационарных детских оздоровительных лагерях".
Вместе с тем, для участия в закупке участнику необходимо иметь опыт выполнения работ, предусматривающий оказание услуг для общественного питания для любых организаций социальной сферы, перечисленных в Положении 2604.
Вышеуказанное требование заказчика не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта, не основано на федеральном законодательстве, влечет за собой ограничение количества участников закупки.
По указанному критерию установлено, в том числе следующее:
"К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом.
К оценке принимаются вышеуказанные документы в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями". "В случае отсутствия (несоответствия) подтверждающих документов заявке присваивается 0 баллов".
Непонятно в соответствии с каким конкретно Федеральным законом будут приниматься к оценке гражданско-правовые договоры, какие-именно документы на предоставлять в составе заявки, что будет являться несоответствие. Данное обстоятельство может создать предпосылки для недобросовестного использования своего права членами конкурсной комиссии при рассмотрении и оценки заявок на участие в закупке.
В силу изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной, признать заказчика нарушившим требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок, выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Представители заказчика признали обоснованность доводов жалобы относительно того, что в нарушение требований пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчиком в разделе "Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке" извещения о проведении закупки по критерию оценки "Цена контракта" установлен порядок оценки не соответствующей действующей редакции Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении в пункт 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Вместе с тем, относительно иных доводов жалобы полагают, что извещение о проведении закупки составлено с соблюдением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, положений ограничивающих количество участников закупки не содержит и просят признать жалобу, по доводам, изложенным в ней, частично обоснованной.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
21.03.2023 на официальном сайте в Единой Информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации горячего питания учащихся для нужд муниципальных казенных общеобразовательных учреждений Киржачского района Владимирской области (извещение N 0828600002423000048).
Начальная (максимальная) цена контракта 5 470 498,50 рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
В настоящее время порядок оценки заявок на участие в открытых конкурсах в электронной форме установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении в пункт 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила, что в нарушение требований пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчиком в разделе "Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке" извещения о проведении закупки по критерию оценки "Цена контракта" установлен порядок оценки не соответствующей действующей редакции Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении в пункт 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Указанный довод жалобы является обоснованным.
Также Комиссия полагает обоснованным довод жалобы относительно несоответствующего требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок, ограничивающего количество участников и дающего возможность двусмысленного, неоднозначного толкования, предоставления необоснованных преимуществ определенным участникам закупки при проведении процедуры оценки и рассмотрения заявок по критерию оценки "Характеристика объекта закупки" показателя "Качественные характеристики объекта закупки" (показатель оценки, детализирующий показатель оценки - достижение высокого качества оказания услуг по организации горячего питания школьников).
В соответствии с извещением о проведении закупки заказчиком в порядке рассмотрения и оценки заявок по указанному показателю установлено в том числе следующее: "Оценка заявок осуществляется комиссией исходя из предложений участников конкурса. Подтверждается копией утвержденной программы (плана) производственного контроля, и нижеуказанными документами, подтверждающими её выполнение за III квартал 2022 года с предоставлением копий документов в соответствии с Санитарными правилами СП 1.1.1058-01. "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"
Вместе с тем, заказчик не смог пояснить, какими нормами законодательства или потребностями заказчика он руководствовался при установлении вышеуказанного требования (предоставление копии утвержденной программы (плана) производственного контроля, и нижеуказанными документами, подтверждающими её выполнение именно за III квартал 2022 года).
В силу изложенного, комиссия считает данное положение извещения о проведении закупки, ограничивающим количество участников закупки, а жалобу по данному доводу обоснованной.
В соответствии с извещением о проведении закупки в порядке рассмотрения и оценки заявок по указанному показателю установлено в том числе следующее: "Предметом договора, оцениваемого по детализирующему показателю: оказание услуг по организации горячего питания в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях, стационарных детских оздоровительных лагерях".
Согласно пункту 13 Приложения No 2 к Положению No 2604 наименование товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки объединены также, как и в пункте 33 приложения к Постановлению No 2604 в одну общую категорию - услуги общественного питания и (или) поставка пищевых продуктов, закупаемых для: организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления. Таким образом, по смыслу указанного Постановления Правительства РФ N 2604 не разделяются услуги общественного питания по специфике организации для которой они оказываются.
Таким образом, требование о принятии к оценке исключительно договоров на оказание услуг по организации по организации питания в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях, стационарных детских оздоровительных лагерях противоречит положениям законодательства о контрактной системе в сфере закупок и приводит к ограничению количества участников закупки.
Кроме того, по мнению Комиссии, порядок оценки и сопоставления заявок по данному критерию, установленный в извещении о проведении закупки ("К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом. К оценке принимаются вышеуказанные документы в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями". "В случае отсутствия (несоответствия) подтверждающих документов заявке присваивается 0 баллов") носит двусмысленный, неоднозначный характер и может привести предоставления необоснованных преимуществ определенным участникам закупки. В частности непонятно в соответствии с каким конкретно Федеральным законом будут приниматься к оценке гражданско-правовые договоры, какие-именно документы необходимо предоставлять в составе заявки, чем будет являться несоответствие.
В силу изложенного, жалоба по данному доводу является обоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Авангард" на положения извещения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации горячего питания учащихся для нужд муниципальных казенных общеобразовательных учреждений Киржачского района Владимирской области (извещение N 0828600002423000048) по доводам, изложенным в ней, обоснованной.
2.Признать в действиях уполномоченного органа нарушение требований пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Вынести в отношении заказчика, конкурсной комиссии, оператора электронной площадки, предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4.Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 31 марта 2023 г. N 033/06/42-195/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.04.2023