Резолютивная часть оглашена
31.03.2023 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобы ООО ЧАСТНАЯ ОХРАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "РЕСУРС" (далее - ООО ЧОО "РЕСУРС") на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме по объекту закупки: "Оказание услуг по охране территории, зданий, помещений и имущества Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарская областная клиническая офтальмологическая больница имени Т.И. Ерошевского"." (извещение N 0142200001323005580, начальная (максимальная) цена контракта - 14 493 600,00 руб.),
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО ЧОО "РЕСУРС" на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и приложений к нему.
Согласно доводам Заявителя:
1) Конкурсная документация не устанавливает конкретных условий по видам оказываемых услуг на соответствующие посты охраны (вооруженные или невооруженные);
2) Конкурсная документация не содержит конкретных требований к Исполнителю относительно наличия конкретного количества единиц служебного огнестрельного оружия, в том числе короткоствольного.
3) Требования конкурсной документации о наличии у привлекаемых сотрудников охранного предприятия личных медицинских книжек является избыточным и нарушает Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
4) Конкурсная документация (Приложение N1 Технического задания) устанавливает необоснованные и избыточные требования к потенциальным участникам закупки, а именно количество вооружённых мобильных групп немедленного реагирования должно быть не менее количества охраняемых объектов Заказчика, выставление дополнительных автомобилей ГН в количестве 3 единиц с экипажем, ежедневное патрулирование территории Заказчика силами вооруженной ГНР не менее 1 раза в 2 часа и не менее 6 раз в сутки с отметкой в журнале.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобы обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных при осуществлении Закупки нарушений.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами жалобу не согласились, предоставили письменные пояснения на жалобу, запрашиваемые документы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалоб, извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме, приложения к нему, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
При проведении закупок товаров, работ, услуг для нужд Учреждения Заказчик руководствуется принципами обеспечения добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, установленными статьей 3 Закона о контрактной системе, не допуская действий, приводящих к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Извещение об осуществлении закупки, сформированное и размещенное в единой информационной системе (далее - ЕИС) согласно статье 42 Закона N 44-ФЗ содержит описание объекта закупки в соответствии с правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Объект закупки по охране территории, зданий, помещений включен в реестр групп регионального каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и является генерируемой документацией. В связи с этим Заказчик применяет типовой контракт, типовые условия контрактов, установленные положениями "Порядка разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 г. N 606, а так же шаблон типовой генерируемой документации разработанный Главным управление организации торгов Самарской области (далее - ГУОТ СО).
Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Закон N 44-ФЗ, предусматривающие с 01.01.2022 возможность установления типовых условий контрактов, подлежащих применению заказчиками при осуществлении закупок, исключительно Правительством Российской Федерации. Однако условия типовых контрактов и типовые условия контрактов, утвержденные до 01.01.2022, применяются в части, не противоречащей редакции Закона о контрактной системе которая действует на момент применения, до утверждения Правительством РФ 1Г соответствии с ч. 11 ст. 34 Закона о контрактной системе типовых условий контрактов (Письмо Минфина России от 12.10.2021 N 24-06-06/82500).
Согласно приказа Министерства здравоохранения Самарской области от 31.01.2014 N 104 бюджетные учреждения, подведомственные министерству типовые контракты обязательны для их использования при осуществлении закупок товаров, работ, услуг. При этом типовые контракты применяются для закупки товаров, работ, услуг, качественные и технические характеристики которых соответствуют стандартным показателям и значениям; типовые контракты являются универсальными и используются для закупки товаров, работ, услуг путем проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (пункт 2 приказа).
Форма типового контракта на оказание услуг по охране утверждена приказом Главным управление организации торгов Самарской области от 04.06.2020 N 76.
Типовое техническое задание к контракту на оказание услуг по охране, разработанное ГУОТ СО размещено на его официальном сайте https://webtorgi.samregion.ru в разделе "Группы регионального каталога т/р/у".
Закупочная документация устанавливает конкретные условия к виду оказываемых охранных услуг (извещение N 0142200001323005580), а именно: физическая невооруженная с использованием кнопки тревожной сигнализации (пультовая). Но по отдельному требованию Заказчика на Постах N 1, N 5, N 6, N 7, N 8 охранники должны быть оснащены служебным, короткоствольным огнестрельным оружием - 1 шт. на Пост. При этом, требование в части вооружения охранников направляется Заказчиком Исполнителю в период праздничных дней, массовых мероприятий, массового поступления больных и т.д., но не ранее, чем за 1 рабочий день до его осуществления.
В табличной части и Приложении N 1 к Техническому заданию указано оснащение и вооружение охранников на постах, в которое помимо указанного входят мобильные устройства (брелоки) для передачи экстренного вызова ГНР.
Кроме того, согласно п. 5.2. ГОСТ Р 59044-2020 "Национальный стандарт Российской Федерации. Охранная деятельность. Оказание охранных услуг, связанных с принятием соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны. Общие требования", утвержденного и введенного в действие Приказом Госстандарта от 24.09.2020 N 674-ст "Состав мобильной группы охраны (группы быстрого реагирования), используемой для охраны иной категории объектов, в отношении которых не установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, рекомендуется формировать не менее чем из двух охранников, которые должны быть вооружены служебным огнестрельным оружием из расчета не менее одного вооруженного охранника на группу".
Соответственно 1 (один) человек с оружием в составе прибывающих на объекты вооруженных групп немедленного реагирования должен быть вооружен служебным огнестрельным оружием.
На основании изложенного, данный довод признается необоснованным.
Согласно пункту 2 части 5 Технического задания привлекаемые сотрудники охранного предприятия должны являться гражданами РФ, прошедшими профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и имеющие удостоверение охранника, выданное территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, личную карточку охранника, выданную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом и личную медицинскую книжку.
Заказчик пояснил, что данное требование применимо к учреждениям - заказчикам, осуществляющих закупки работ, входящих в Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, утвержденному приказом Минтруда России N 988н, Минздрава России N 1420н от 31.12.2020. Об этом свидетельствует сноска "3" к вышеуказанному пункту Технического задания, являющегося типовым и генерируемым ГУОТ СО при размещении в ЕИС извещения об осуществлении закупки на оказание услуг по охране. Таким образом, данное требование к участникам конкретной закупки не применимо.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя признается необоснованным.
Так же, Заказчик пояснил, что в связи с тем, что Учреждение является местом массового скопления людей, а так же в связи с внешнеполитической ситуацией в том числе в связи со спецоперацией на Украине в настоящее время существует риск возникновения чрезвычайных ситуаций (вооруженные нападения на пост охраны, обнаружение ВУ, массовые беспорядки и т.д.) Заказчик в рамках антитеррористической безопасности вынужден предъявлять повышенные требования к участникам закупки, в том числе в части вооружения охранников, количество оружия указано в конкурсной документации.
Довод признается необоснованным.
В Приложением N 1 к Техническому заданию (страница 3) установлено, что Исполнитель обязан по требованию Заказчика, в случае чрезвычайной ситуации, выставить автомобили ГНР в количестве 3 (трех) единиц с экипажем, состоящих из двух охранников вооруженных огнестрельным оружием и специальными средствами.
Кроме того, территория объекта Заказчика должна патрулироваться вооруженной мобильной группой немедленного реагирования (ГНР) в соответствии с графиком, указанном Техническом задании: не менее 1 раза в 2 часа, не менее 6 раз в сутки с отметкой в журнале. Необходимости круглосуточного нахождения ГНР на территории Заказчика нет.
Требования к мобильной группе немедленного реагирования, в том числе к ее составу и оснащению установлены ГОСТ Р 59044-2020.
Довод признается необоснованным.
На участие в конкурсе подано 2 заявки, которые соответствуют требованиям конкурсной документации.
Доказательств того, что установленные требования влекут за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в закупке, Заявителем не предоставлено.
Учитывая изложенное, в действиях Заказчика отсутствует нарушение Закона о контрактной системе, требования к участникам закупки являются обоснованными.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО ЧОО "РЕСУРС" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 5 апреля 2023 г. N 135-1834-23/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.04.2023