Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии: "_" - руководитель управления;
"_" - заместитель начальника отдела контроля закупок и торгов, член Комиссии;
"_" - старший государственный инспектор отдела контроля закупок и торгов, член Комиссии,
с участием по видео-конференц-связи представителя уполномоченного органа Министерства экономического развития Республики Алтай "_" (доверенность от 09.01.2023), рассмотрела жалобу АО "Б" на действия заказчика БУЗ РА "Онгудайская районная больница" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона N0177200000923000913 на поставку расходного материала для клинико-диагностической лаборатории.
От заказчика БУЗ РА "Онгудайская районная больница" поступило ходатайство (вх. N1290 от 31.03.2023) о рассмотрении жалобы в отсутствие их представителя.
АО "Б" надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения жалобы, участие представителя на комиссии УФАС по РА не обеспечило.
УСТАНОВИЛА:
В Алтайское республиканское УФАС России 24.03.2023 (вх. N1173) поступила жалоба АО "Б" на действия заказчика БУЗ РА "Онгудайская районная больница" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона N0177200000923000913 на поставку расходного материала для клинико-диагностической лаборатории.
Заявитель в жалобе указывает, что извещение составлено с нарушением Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Не согласившись с доводом жалобы, уполномоченным органом Министерством экономического развития Республики Алтай (вх. N1231 от 28.03.2023), заказчиком БУЗ РА "Онгудайская районная больница" (вх. N1258 от 29.03.2023) представлены письменные возражения.
Комиссия УФАС по РА, рассмотрев материалы дела, заслушав представителя уполномоченного органа, установила следующее.
16.03.2023 уполномоченным органом Министерством экономического развития Республики Алтай на официальном сайте ЕИС в сфере закупок (zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении электронного аукциона N0177200000923000913 на поставку расходного материала для клинико-диагностической лаборатории. Начальная цена - 300000,00 руб. Заказчиком является БУЗ РА "Онгудайская районная больница".
Заявитель в жалобе указывает, что заказчиком неправомерно не установлены ограничения допуска товаров, в соответствии с Постановлением N102, так как объекты закупки по позициям 8-9, 11 лота: "Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с К3EDТА" - Код КТРУ 32.50.50.000-00002841 (Номенклатурная классификация медицинских изделий 167460), "Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с К3ЭДТА" - Код КТРУ 32.50.50.000-00001118 (Номенклатурная классификация медицинских изделий 293660), "Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с активатором свертывания" - Код КТРУ 32.50.50.000-00001483 (Номенклатурная классификация медицинских изделий 293570) включены в Перечень N1, утвержденный Постановлением N 102. Медицинские изделия, включенные и не включенные в Перечень N1, включенные и не включенные в Перечень, утвержденный Постановлением N 616, должны закупаться в рамках отдельных закупок с установлением соответствующих ограничений и условий допуска.
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с данной частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N102) утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N1); перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N2).
Согласно извещению, заказчиком в отношении предмета закупки установлены коды ОКПД2 32.50.50.190, 32.50.50.000.
Комиссией УФАС по РА установлено, что вышеуказанные коды ОКПД2 включены в Перечень N2, утвержденный Постановлением N102. При этом, заказчиком в извещении не установлены ограничения допуска товаров в соответствии с Постановлением N102.
Согласно письменным пояснениям БУЗ РА "Онгудайская районная больница" (вх. N1258 от 29.03.2023) следует, что закупаемые пробирки вакуумные для взятия образцов крови ИВД, с К3ЕДТА, К3ЭДТА и активатором свертывания предназначены для одноразового использования и изготовлены из пластика. Следовательно, при рассмотрении вопроса о применении Постановления N102 необходимо руководствоваться Перечнем N2. Согласно примечанию к Перечню N2 "При применении настоящего перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия". При этом, закупаемые товары, отнесенные к вышеуказанным кодам ОКПД2 не включены в предусмотренный Постановлением N102 Перечень N2.
Комиссия УФАС по РА ввиду несостоятельности указанного довода отмечает, что приведенное заказчиком примечание не относится к Перечню N2 Постановления N102.
Таким образом, предмет рассматриваемой закупки включен в Перечень N2, утвержденный Постановлением N102, что свидетельствует о необходимости установления ограничений допуска в соответствии с Постановлением N102.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что заказчиком нарушены ч. 3 ст. 14, п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, в связи с неустановлением ограничений допуска в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Довод жалобы является обоснованным.
За данное нарушение законодательства о контрактной системе предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Заявитель в жалобе указывает, что заказчиком неправомерно не установлен запрет в рамках Постановления N616, так как объект закупки по позиции 10 лота: "Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с натрия цитратом" - Код КТРУ 32.50.50.000-00000954 (Номенклатурная классификация медицинских изделий 293540) включен в Перечень, утвержденный Постановлением N 616.
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N616) установлены запреты на: допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - перечень); допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.
Вместе с тем, согласно пп. б) п. 3 Постановления N616 запреты не применяются в случае закупки одной единицы товара, стоимость которой не превышает 300 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей.
Комиссией УФАС по РА установлено, что в извещении стоимость одной единицы товара не превышает 300 тыс. рублей, и суммарная стоимость товаров составляет менее 1 млн. рублей.
Таким образом, заказчик правомерно не установил в извещении запрет в соответствии с Постановлением N616.
Довод жалобы является необоснованным.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N0177200000923000913 от 24.03.2023 на участие в закупке поступила одна заявка.
Принимая решение об отсутствии необходимости выдачи предписания, Комиссия УФАС по РА исходит из количества поданных на участие в электронном аукционе заявок, а также из обстоятельств отсутствия запросов на разъяснение положений извещения N0177200000923000913. Кроме того, указанное выше нарушение не повлияло на возможность подачи заявок на участие в электронном аукционе N0177200000923000913. Заявителем в жалобе не представлено подтверждений невозможности подготовки заявки на участие в электронном аукционе, а также доказательств того, каким образом действия заказчика нарушают его права и законные интересы.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь ст. 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "Б" на действия заказчика БУЗ РА "Онгудайская районная больница" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона N0177200000923000913 на поставку расходного материала для клинико-диагностической лаборатории, частично обоснованной.
2. Признать заказчика БУЗ РА "Онгудайская районная больница" нарушившим ч. 3 ст. 14, п. 15 ч. 1 ст. 42 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в связи с неустановлением ограничений допуска в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Не выдавать заказчику БУЗ РА "Онгудайская районная больница", уполномоченному органу Министерству экономического развития Республики Алтай предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по РА для возбуждения производства об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика, виновного в нарушении законодательства о контрактной системе (по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 31 марта 2023 г. N 004/06/42-111/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.04.2023