Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель - начальник отдела А.А. Кириллова, члены Комиссии - О.П. Чупрунова, главный специалист-эксперт, М.А. Косенко - специалист-эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ОФ Ягуар" (далее - податель жалобы) на действия заказчика - КГБУЗ "Красноярская межрайонная клиническая больница N20 имени И.С. Берзона" (далее - заказчик), Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - Уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по устройству охранно-пожарной сигнализации (Взрослый хирургический корпус) для КГБУЗ "КМКБ N20 им. И.С. Берзона", размещенного на электронной площадке "ЭТП Газпромбанк" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0119200000123003165 (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "ОФ Ягуар" на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Существо жалобы: составление извещения об осуществлении закупки с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, ввиду чего была принята к рассмотрению по существу.
В адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление, в том числе содержащее информацию о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
До начала рассмотрения жалобы по существу в целях объективного и всестороннего рассмотрения доводов жалобы Комиссия Красноярского УФАС России посчитала необходимым запросить дополнительные пояснения и доказательства у субъектов контроля и объявить перерыв до 10:00 30.03.2023.
На рассмотрение жалобы по существу, состоявшемся 30.03.2023 в 10:00, Заказчик обеспечил явку своего представителя, личность удостоверена, полномочия подтверждены.
Податель жалобы явку своего представителя не обеспечил. Ходатайств не заявлял.
Из доводов подателя жалобы следует, что заказчиком неправомерно установлены требования в соответствии с позицией 10 раздела 2 приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N2571 (далее - Постановление N2571).
Субъекты контроля с доводами жалобы не согласились, полагая, что извещение в полной мере соответствует требованиям законодательства.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по устройству охранно- пожарной сигнализации для КГБУЗ "КМКБ N20 им. И.С. Берзона".
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Комиссией установлено, что начальная (максимальная) цена контракта, заключаемого по результатам рассматриваемой закупки, составляет 7 668 920,00 рублей.
Как установлено в пункте 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о проведении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки, в том числе в соответствии с частью 2 статьи 31 Закон о контрактной системе.
В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
С целью реализации требований, установленных, в том числе частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Правительством РФ было издано Постановление от 29.12.2021 N 2571, из системного толкования положений которого (в том числе, учитывая содержание позиции 10 раздела II приложения к Постановлению N 2571) следует, что для участия в закупке работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) к участникам предъявляются дополнительные требования о наличии них следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Цена выполненных работ по таким договорам должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
При этом в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Постановления N 2571 позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей;
Согласно подпункту "б" пункта 3 Постановления N 2571 договором, предусмотренным пунктом 1 позиции 10 приложения в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Проанализировав описание объекта закупки, включенное в состав извещения, а так же проект муниципального контракта, Комиссия установила, что объектом закупки является "Выполнение работ по устройству охранно-пожарной сигнализации для КГБУЗ "КМКБ N20 им. И.С. Берзона".
Согласно пункту 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГРК РФ) капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейного объекта) - это, в том числе замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов.
Из пункта 3.8 ГОСТа Р 53195.1-2008 "Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность функциональная связанных с безопасностью зданий и сооружений систем" следует, что инженерная система (здания или сооружения) - это система здания или сооружения, предназначенная для обеспечения безопасности (система пожарной сигнализации, охранной сигнализации).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что система охранно-пожарной сигнализации относится к системам инженерно-технического обеспечения.
Кроме того, Комиссия, проанализировав документы, представленные заказчиком и размещенные в составе извещения, установила, что проектная документация на выполнение работ по устройству охранно-пожарной сигнализации прошла государственную экспертизу и получила положительное заключение с наименованием вида работ: Капитальный ремонт.
Учитывая изложенные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу, что устройство охранно-пожарной сигнализации выполняется в рамках работ по капитальному ремонту.
Проанализировав извещение о проведении рассматриваемой закупки, Комиссия установила, что заказчиком установлены требования в соответствии с позицией 10 раздела II приложения к Постановлению N 2571.
Относительно довода подателя жалобы о неправомерном объединении лицензионных и нелицензионных видов работ, Комиссия отмечает следующее.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Таким образом, в случае если деятельность, являющаяся объектом закупки, подлежит обязательному лицензированию в соответствии с Законодательством Российской Федерации, заказчик, руководствуясь пунктом 1 части 1 стаи 31 Закона о контрактной системе, обязан установить в извещении требования о наличии соответствующей лицензии.
При этом тот факт, что рассматриваемый вид работ может выполняться только лицами, получившими соответствующий разрешительный документ, не свидетельствует о том, что такие работы не могут быть отнесены к работам по капитальному ремонту, а лишь свидетельствует о том, что участниками данной закупки могут быть только те лица, которые обладают соответствующей лицензией и опытом в соответствии с позицией 10 раздела II приложения к Постановлению N 2571. При этом данный вид работ (устройство охранно-пожарной сигнализации) является в рассматриваемом случае основным и единственным.
Кроме того, Комиссия отмечает, что поскольку устройство охранно-пожарной сигнализации относится к работам по капитальному ремонту, то и профессиональные участники рынка работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности не лишены возможности представить для подтверждения опыта работ по капитальному ремонту в целях участия в государственных и муниципальных закупках контракты на выполнение работ по устройству охранно-пожарной сигнализации.
На заседании Комиссии представитель уполномоченного органа пояснил Комиссии, что в рассматриваемой закупке приняли участие лица, представившие контракты на выполнение работ по устройству охранно-пожарной сигнализации, такие контракты были признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям извещения.
Комиссия также считает возможны согласиться с позицией субъектов контроля, представленной на рассмотрении жалобы, из которой следуют, что необходимо различать работы по устройству охранно-пожарной сигнализации и работы по обслуживанию такой сигнализации, при закупке которых необходимым и достаточным будет является установление требования о наличии опыта работ, услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений, поскольку обслуживание сигнализации не требует от исполнителя вмешательств в конструктив здания и проведения работ, которые отнесены градостроительным законодательством к работам по капитальному ремонту.
Ввиду изложенного довод подателя жалобы является необоснованным.
Вместе с тем Комиссия считает возможным и необходимым рекомендовать субъектам контроля в целях минимизации числа участников, которым не понятны требования извещения, количества отклонений заявок, случаев включения в состав заявок ненадлежащих документов, количества жалоб, а также в целях соблюдения прав победителей аналогичных закупок:
1. При формировании требований к документам, которыми возможно подтвердить наличие необходимого опыта, уточнять, что контракты на устройство охранно-пожарной сигнализации также подлежат учету в качестве подтверждения наличия опыта;
2. Включать в проекты контрактов информацию, что закупаемые работы отнесены к капитальному ремонту.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение признать жалобу ООО "ОФ Ягуар" необоснованной.
Председатель Комиссии А.А. Кириллова
Члены Комиссии О.П. Чупрунова
М.А. Косенко
Исп.Косенко М.А.
тел.(391)2110144
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 30 марта 2023 г. N 024/06/106-812/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.04.2023