Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председателя Комиссии - М.А. Дударевой, заместителя руководителя - начальника аналитического отдела, членов Комиссии - Н.А. Ворсиной, главного специалиста-эксперта, Г.Г. Мамедовой, специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ООО "ЧОО "Вулкан" (ИНН 2320190900 ) (далее-Общество) в реестр недобросовестных поставщиков (далее-РНП) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Оказание услуг по невооруженной охране объекта - мост металлический через р. Енисей, расположенный по адресу: Республика Хакасия, г. Саяногорск, пгт. Черемушки, район СШГЭС им Непорожнего П.С., составляющего государственную казну Российской Федерации", извещение N 0119100009222000082, идентификационный код закупки 221246622218624660100100230078010244 (далее-электронный аукцион(), установила следующее.
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения Обществом условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения электронного аукциона.
Красноярским УФАС России по адресам электронной почты Заказчика и Общества, указанным в Контракте, размещенному в ЕИС, направлено уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и
времени заседания Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках. Кроме того, указанное уведомление, в силу требований Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 было размещено в ЕИС. Таким образом, Заказчик и Общество считаются надлежащим образом уведомленными о рассмотрении обращения.
На рассмотрении обращения по существу явились представитель Заказчика по доверенности (личность установлена, полномочия подтверждены), представители Общества (личности установлены, полномочия подтверждены).
Из Правил ведения РНП 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей" (далее - Правила) следует, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие.
Представитель Заказчика настаивал на внесении сведений об Обществе в РНП.
Представители Общества пояснили, что оснований для включения сведений в РНП не имеется, просили в удовлетворении требований - отказать.
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные Заказчиком и содержащиеся в ЕИС, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
Между Заказчиком и Обществом по итогам проведения электронного аукциона заключен Контракт от 29.12.2022.
В связи с ненадлежащим исполнением Обществом обязательств по контракту заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, контракт был расторгнут. На основании данного обстоятельства информация об Обществе направлена заказчиком в адрес Красноярского УФАС России для включения в РНП.
На официальном сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении Электронного аукциона.
Комиссия отмечает, что Общество добровольно принимало участие в электронном аукционе, выразило согласие исполнить условия Контракта, предусмотренные извещением о проведении электронного аукциона.
Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями Заказчика, Общество, подав заявку на участие в электронном аукционе, в полном объеме осознавало, на каких именно условиях и в какие сроки ему будет необходимо оказать услуги, являющиеся предметом Контракта.
В соответствии с разделом 1 Контракта предусматривает: "1.1. Предметом Контракта является оказание Исполнителем услуг по невооруженной охране объекта - мост металлический через р. Енисей, расположенный по адресу: Республика Хакасия, г. Саяногорск, пгт. Черемушки, район СШГЭС им Непорожнего П.С., составляющих государственную казну Российской Федерации (далее - Объект), в соответствии с Техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта (Приложение N1).
1.1. Сроки оказания услуг: с 00 ч. 00 мин. "01" января 2023 года до 23 ч. 59 мин. "31" мая 2023 года (круглосуточно, включая выходные и праздничные дни)".
Согласно пояснениям представителя Заказчика, Заказчиком проведен осмотр охраняемого объекта, в том числе суточный пост охраны, вследствие чего установлено, что охрану осуществлял сотрудник ООО ЧОО "Щит", а не Общества, что подтверждается нашивкой с указанием наименования ООО ЧОО "Щит" на форме охранника, вывеской на двери поста охраны с указанием на Исполнителя услуг - ООО ЧОО "Щит", предъявлении копии документов ООО ЧОО "Щит". Указанное подтверждается актом от 20.01.2023.
Представитель Общества пояснил, что ООО ЧОО "Щит" до декабря 2022 года оказывало услуги по охране объекта, являющегося предметом Контракта. ООО ЧОО "Щит" и Общество образуют группу компаний, сотрудники группы компаний оказывают услуги ООО ЧОО "Щит" и Обществу. В последующем форма охранника приведена в соответствие, произведена замена нашивок и смена вывески на посту охранника. Доказательств указанному Комиссии не представлено. Согласно пояснениям представителя Общества, документального подтверждения указанному не имеется.
В соответствии с разделом 2 Контракта: "2.1. Исполнитель обязан:
2.1.1. Оказать услуги Заказчику лично согласно Техническому заданию.
2.1.2.Предоставить Заказчику в течение 1 (одного) рабочего дня после заключения контракта список работников, на которых возложено непосредственное выполнение обязанностей по охране объектов и лиц, указанных в части 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - объект), с указанием сведений по каждому работнику, подтверждающих его право замещать указанную должность и исполнять функциональные обязанности в соответствии с Техническим заданием (далее - Список).
Количество работников в Списке должно обеспечивать оказание услуг в объеме, установленном Техническим заданием, с учетом требований статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации.
В случае внесения изменений в состав работников, осуществляющих охрану объекта, Исполнитель направляет в течение 1 (одного) рабочего дня со дня принятия такого решения Заказчику уточненный Список.
2.1.3. По требованию Заказчика в течение 3 (трех) рабочих дней представить Заказчику надлежащим образом заверенные Исполнителем копии документов, подтверждающих сведения о работниках, указанных в Списке, в соответствии с частью первой статьи 11.1, частью седьмой статьи 12 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", подпунктом "ж" пункта 10 и подпунктом "б" пункта 11 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 г. N 498.
2.1.5. Разработать и утвердить по согласованию с Заказчиком для работников, указанных в Списке, должностную инструкцию частного охранника на объекте не позднее чем за 5 (пять) дней до начала оказания охранных услуг.
Представители Общества пояснили, что список работников, на которых возложено непосредственное выполнение обязанностей по охране объектов и должностная инструкция частного охранника направлена Заказчику посредством электронной почты 19.01.2023. Доказательств указанному не представлено.
Представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные документы в адрес Заказчика не поступали.
Ввиду изложенного, Комиссия установила, что Обществом нарушены сроки предоставления списка работников, на которых возложено непосредственное выполнение обязанностей по охране объектов и лиц, указанных в части 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - объект), с указанием сведений по каждому работнику, подтверждающих его право замещать указанную должность и исполнять функциональные обязанности в соответствии с Техническим заданием, а также разработанной и утвержденной по согласованию с Заказчиком для работников, указанных в Списке, должностной инструкции частного охранника на объекте, что является нарушением вышеуказанных условий Контракта.
Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 2.4.1. Контракта Заказчик имеет право в любое время проверять ход и качество услуг, оказываемых Исполнителем, не вмешиваясь в его хозяйственную деятельность.
В соответствии со статьей 780 Гражданского Кодекса РФ (далее-ГК РФ) если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.
Так, согласно актам осмотра объекта с фотофиксацией от 20.01.2023, 21.02.2023, 26.02.2023, 06.03.2023, составленным Заказчиком, были выявлены существенные нарушения исполнения Контракта, а именно: 20.01.2023 и 21.02.2023 - отсутствие на объекте представителей Исполнителя-фактически мероприятия по охране объекта осуществлялись сотрудниками ООО ЧОО "Щит", удостоверение охранника ООО ЧОО "Вулкан" не представлено по причине его отсутствия, отсутствие должностной инструкции охранника, утвержденной Заказчиком, отсутствие ограждающих устройств для предотвращения допуска на охраняемый объект транспортных средств и пешеходов, осуществление движения автотранспортных средств по мосту; 26.02.2023 и 06.03.2023 отсутствие на представителя Исполнителя, отсутствие ограждающих устройств для предотвращения допуска на охраняемый объект транспортных средств и пешеходов, осуществление движения автотранспортных средств по мосту.
Представители Общества пояснили, что мост является частью охраняемой территории, статус аварийности указанного сооружения снят в январе 2023 года, вследствие чего, Исполнитель не имел права препятствовать проезду автотранспорта по мосту и проходу пешеходов. Доказательств указанного Комиссии не представлено. Согласно пояснениям представителя Общества, документального подтверждения указанному не имеется.
Также представители Общества обратили внимание Комиссии на представленные письменные пояснения лиц (свидетелей), согласно которым охранники находились на посту или территории, осуществляли свои достодолжные обязанности. Кроме того, в подтверждение исполнения обязанностей сотрудниками Общества представлены копии журнала учета транспортных средств, проезжающих по мосту, с указанием даты и времени, марки и государственного номера транспортного средства.
Комиссия, оценив представленные материалы, пришла к выводу о невозможности принятия указанного в качестве подтверждения изложенных пояснений, поскольку из представленных письменных пояснений лиц не представляется возможным идентифицировать о каком объекте, охраннике идет речь, кроме того, в указанных пояснениях отсутствует дата. Из представленных копий журнала не представляется возможным идентифицировать какой журнал представлен на обозрение и что он подтверждает.
Согласно приложению к Контракту (Техническому заданию) установлены требования к Исполнителю:
Наличие у Исполнителя действующей лицензии (на момент подписания Государственного контракта) на право осуществления частной охранной деятельности с разрешенным видом услуг по охране объекта и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 части 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности, в соответствии со ст.11 Закона РФ N 2487-1 от 11.03.1992, федеральным законом N 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности", положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным постановлением правительства РФ N 498 от 23.06.2011, Административным регламентом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденным приказом Росгвардии от 30.11.2020 N 477 (для частных охранных организаций), Административным регламентом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденным Росгвардии от 28.06.2019 N 228 (для частных охранных организаций).
Наличие собственных групп быстрого реагирования;
Наличие круглосуточной службы оперативных дежурных;
Возможность ежедневной проверки руководством охранной фирмы правильности несения службы сотрудниками охраны.
Наличие у Исполнителя - обученных, физически подготовленных и имеющих удостоверения частных охранников. (К выполнению обязанностей по охране объекта не допускаются стажеры).
Оказание услуг по охране объекта осуществляется силами и средствами Исполнителя, без привлечения сторонних организаций и соисполнителей.
Обеспечивает невооруженную охрану от преступных и иных незаконных посягательств на охраняемом объекте, не допускает проникновения на охраняемую территорию транспортных средств и пешеходов.
Осуществляет визуальное наблюдение за проезжей частью, подмостовым пространством; внимательно осматривает подступы, элементы конструкций охраняемого объекта и проезжую часть на предмет нахождения посторонних предметов, подкопов, нарушения функционирования элементов конструкции.
Посты охраны несут службу путем визуального наблюдения, а также патрулирования (не реже одного раза в 1,5 часа) территории объекта с осмотром опорных конструкций моста.
Обеспечивает установку ограждающих устройств для предотвращения допуска на охраняемый объект транспортных средств и пешеходов.
Принимает возможные меры для удаления транспортных средств с охраняемого объекта.
Организует обеспечение охранников: форменной одеждой, специальными средствами (механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами; электрошоковые устройства и искровые разрядники, резиновые дубинки), соответствующих требованиям ГОСТов, работоспособных электрических фонарей.
Организует обеспечение охранников средствами оперативной радио- и телефонной связи в момент осуществления охранной деятельности, а также современными средствами связи с программным обеспечением, позволяющим оперативно предоставить Заказчику фото и видео материалы с места охраняемого объекта.
Обеспечивает организацию оперативного взаимодействия сил и средств дежурной смены охраны с сотрудниками органов внутренних дел, ГИБДД, УВО, МЧС и аварийно-техническими службами.
Сотрудник охраны не имеет право покидать свой пост.
В случае возникновения чрезвычайных ситуаций Исполнитель обеспечивает усиление охраны за счёт собственных сил и средств выставлением минимум двух круглосуточных дополнительных постов охраны до ликвидации чрезвычайной ситуации. При этом время выставления дополнительных постов охраны для усиления охраны в случае возникновения чрезвычайных ситуаций не должно превышать 1-го часа с момента поступления сигнала тревоги.
В течение всего времени исполнения обязанностей по настоящему Контракту обеспечивает соблюдение своими сотрудниками правил пожарной безопасности на охраняемой территории. При обнаружении на охраняемом объекте пожара, немедленно сообщать об этом в пожарную часть и Заказчику, принимать все меры по ликвидации пожара.
Осуществляет иные мероприятия по выполнению своих обязательств перед Заказчиком (по согласованию устанавливает дополнительные охранные средства на охраняемом объекте и т.д.).
Пресекает акты вандализма и иные противоправные действия третьих лиц, направленные на повреждение имущества, расположенного на территории охраняемого объекта, а также на повреждение и ухудшение внешнего вида объекта и периметра прилегающей территории.
Исполнитель обязуется безвозмездно выделить для исполнения государственного контракта мобильный пост (будка) охраны, обеспечить пост (будка) необходимым инвентарным имуществом. Организует регулярную уборку поста, обеспечивает необходимые бытовые условия для работы (подвоз воды для бытовых нужд, содержание туалета, вывоз мусора и т.п.).
С учетом совокупности вышеуказанного, Комиссия установила, что оказание услуг по охране объекта не осуществлялось силами и средствами Исполнителя, согласно акту осмотра Заказчика, на объекте присутствовали привлеченные сторонняя организация - ООО ЧОО "Щит".
Кроме того, Исполнителем допущено проникновение на охраняемую территорию транспортных средств и пешеходов, на что указано пояснениями представителя Общества, в качестве подтверждения которому просили принять во внимание представленные письменные пояснения граждан, проходивших и проезжавших по охраняемому объекту (мосту), а также журналом учета, представленного представителями Общества, как журнал учета транспортных средств, запись в котором осуществляли сотрудники Исполнителя.
Также сотрудниками Исполнителя не обеспечена установка ограждающих устройств для предотвращения допуска на охраняемый объект транспортных средств и пешеходов, что подтверждается актами, составленными Заказчиком. Доказательств обратного Комиссии не представлено. Согласно пояснениям представителя Общества, документального подтверждения указанному не имеется.
Помимо указанного, Исполнителем не соблюдены условия Контракта, согласно которым сотрудник охраны не имеет право покидать свой пост. В подтверждение нарушения данного условия представителем Заказчика представлены акты осмотра охраняемого объекта. Доказательств обратного Комиссии не представлено.
Комиссия принимает во внимание пояснение представителя Общества, согласно которому Заказчиком необъективно произведены осмотры объекта, поскольку сотрудник Исполнителя в период проверки Заказчика мог осуществлять обход и осмотр охраняемой территории, и, как следствие, отсутствовать продолжительное время на посту охраны. Доказательств указанному Комиссии не представлено. Согласно пояснениям представителя Общества, документального подтверждения указанному не имеется.
Согласно пункту 3.2. Контракта в течение 3 (трех) рабочих дней после окончания календарного месяца в котором оказывались услуги Исполнитель формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает в единой информационной системе документ о приемке, который должен содержать:
а) включенные в контракт: идентификационный код закупки, наименование, место нахождения заказчика, наименование объекта закупки, место поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, информацию о поставщике (подрядчике, исполнителе), предусмотренную подпунктами "а", "г" и "е" части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, единицу измерения поставленного товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), выполненной работы, оказанной услуги;
б) наименование поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
в) наименование страны происхождения поставленного товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг);
г) информацию о количестве поставленного товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг);
д) информацию об объеме выполненной работы, оказанной услуги;
е) стоимость исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, с указанием цены за единицу поставленного товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), выполненной работы, оказанной услуги;
ж) иную информацию с учетом требований, установленных в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о контрактной системе.
Раздел 4 Контракта предусматривает: "4.5. Услуги по настоящему контракту оказываются поэтапно в соответствии с Приложением N 4.
4.6. Оплата по настоящему Контракту осуществляется Заказчиком за фактически оказанные услуги путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя в течение 7 (семи) рабочих дней с даты подписания Заказчиком документа о приёмке с использованием Единой информационной системы в сфере закупок (далее по тексту - ЕИС), за услуги оказанные:
- в период с 01.01.2023 по 31.01.2023 на основании электронного документа о приемке, представленного Исполнителем Заказчику в срок не позднее 7 числа месяца (включительно) следующего за расчетным;
- в период с 01.02.2023 по 28.02.2023 на основании электронного документа о приемке, представленного Исполнителем Заказчику в срок не позднее 7 числа месяца (включительно) следующего за расчетным;
- в период с 01.03.2023 по 31.03.2023 на основании электронного документа о приемке, представленного Исполнителем Заказчику в срок не позднее 7 числа месяца (включительно) следующего за расчетным;
- в период с 01.04.2023 по 30.04.2023 на основании электронного документа о приемке, представленного Исполнителем Заказчику в срок не позднее 10 числа месяца (включительно) следующего за расчетным;
- в период с 01.05.2023 по 31.05.2023 на основании электронного документа о приемке, представленного Исполнителем Заказчику в срок не позднее 7 числа месяца (включительно) следующего за расчетным.
В случае изменения расчетного счета Исполнитель обязан в срок, установленный п. 13 Контракта, сообщить Заказчику новые реквизиты расчетного счета.
4.7. Все риски, связанные с несообщением или несвоевременным сообщением Исполнителем указанных выше сведений, повлекшим перечисление Заказчиком денежных средств на указанный в Контракте счет, несет Исполнитель.
4.8. Заказчик вправе полностью или частично отказаться от оплаты оказанных услуг в случае нарушения Исполнителем объемов, периодичности, видов оказываемых услуг, требований к качеству, результатам услуг, предусмотренных настоящим Контрактом и Приложением N 1 к нему".
Комиссия отмечает, что Обществом в адрес Заказчика не заявлены требования об оплате осуществленных услуг. Доказательств обратного Комиссии не представлено. Согласно пояснениям представителя Общества, документального подтверждения указанному не имеется.
Согласно разделу 10 Контракта: "10.1. Стороны принимают все меры для того, чтобы любые спорные вопросы, разногласия либо претензии, касающиеся исполнения настоящего Контракта, были урегулированы путем переговоров.
10.2. Стороны предусматривают претензионный порядок урегулирования споров, срок рассмотрения претензий не более 10 дней.
10.3. В случае не достижения взаимного согласия все споры, разногласия или требования, возникающие из настоящего Контракта или в связи с ним, в том числе касающиеся его исполнения, нарушения, прекращения или недействительности, подлежат разрешению в Арбитражном суде Красноярского края.
10.4. К отношениям Сторон по настоящему Контракту и в связи с ним применяется законодательство Российской Федерации".
Комиссия отмечает, что Заказчиком в ЕИС размещены претензии (требования) от 24.01.2023 и 14.03.2023, согласно которым Заказчик требует надлежащее исполнение условий Контракта и уплату штрафа.
Представителем Общества представлены пояснения, согласно которым Общество не согласилось с размером штрафа, изложив указанное в ответе на претензию N 62 от 30.01.2023.
В соответствии с пунктом 2.2.5. Контракта Заказчик обязан Принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если Исполнитель не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения Исполнителя.
Пункт 9.5. Контракта предусматривает следующее: "Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством и статьи 95 Закона о контрактной системе".
В силу статьи 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (пункт 1 статьи 314 ГК РФ).
Согласно статье 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что Обществом были нарушены существенные условия Контракта, поскольку услуги, предусмотренные Контрактом, оказаны не оказаны, ввиду чего Заказчик лишается того, на что рассчитывал при заключении Контракта.
В связи с тем, что Обществом были допущены существенные нарушения условий Контракта, выразившиеся в неисполнении обязательств по оказанию услуг, Заказчик на основании статьи 95 Закона о контрактной системе и пункта 9.5. Контракта и пункта 1 статьи 782 ГК РФ 15.03.2023 принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 782 ГК РФ Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
В силу частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 указанной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 указанной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 указанной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контактной системе.
На основании изложенного, при рассмотрении обращения необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно информации, представленной Заказчиком, а также размещенной в ЕИС, Заказчиком 15.03.2023 принято решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС - 27.03.2023.
Датой надлежащего уведомления поставщика является дата размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС, то есть 27.03.2023.
В случае, если поставщик не устраняет в течение 10 дней с момента надлежащего уведомления, нарушения, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, то контракт по истечение указанного срока считается расторгнутым. Комиссией не установлено, что Общество устранило нарушение условий Контракта, послужившее основанием для принятия заказчиком решения о расторжении Контракта.
Решение вступило в законную силу 27.03.2023, таким образом Заказчиком был представлен десятидневный срок для устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Доказательств того, что Обществом были устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в адрес Комиссии представлены не были.
Комиссия принимает во внимание пояснения представителя Общества, согласно которым с целью подтверждения исполнения условий Контракта, представителем Общества Махориным С.В. 21-23 марта 2023 в разное время суток были совершены видеозвонки на пост охраны. При совершении видеозвонков факт нахождения сотрудников охраны на объекте подтверждается, вследствие чего, Общество приходит к выводу о том, что Контракт исполняется надлежащим образом - услуги охраны осуществляются, однако доказательств указанного Комиссии не представлено. Согласно пояснениям представителя Общества, документального подтверждения указанному не имеется.
Комиссия, обращая внимание на фактические обстоятельства, также отмечает, что Комиссией не было установлено, что Контракт исполнен надлежащим образом. Доказательств того, что Общество не исполнило обязательства по Контракту по причинам, зависящим от Заказчика, либо в связи с обстоятельствами непреодолимой силы представлено не было. Вместе с тем ненадлежащее исполнение Обществом обязательств по Контракту влекут негативные последствия для учреждения. Доказательств обратного Комиссии не представлено.
Комиссия отмечает, что лицо, принимая решение об участии в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к неудовлетворению нужд заказчика.
На момент рассмотрения обращения у Комиссии отсутствовали доказательства того, что Обществом были совершены активные действия по устранению причин, послуживших принятию Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта. При этом доказательств своей добросовестности при исполнении Контракта Общество Комиссии не представило.
Кроме того, Комиссия принимает во внимание социальную значимость охраняемого объекта, принадлежащего Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва. В состав охраняемой территории входит в том числе мост, расположенный в непосредственной близости с Саяно-Шушенской гидроэлектростанции имени П. С. Непорожнего - крупнейшей по установленной мощности электростанцией России, являющейся стратегическим объектом.
Комиссия отмечает, что ввиду сложившейся ситуации в Российской Федерации в настоящее время, охрана указанного объекта играет особо важную роль в антитеррористической защищенности объекта.
Согласно пункту 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика в реестр, если в результате проведения проверок:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Однако Комиссией не установлено вышеперечисленных обстоятельств, что лишает возможности Комиссию принять решение об отказе во включении информации об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме того, Комиссия отмечает, что частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации закреплен обязательный для применения на территории Российской Федерации принцип соблюдения законов.
Таким образом, принимая решение об участии в государственной или муниципальной закупке, участники такой закупки (а впоследствии исполнители контрактов) обязаны соблюдать требования законодательства о контрактной системе и должны осознавать, что за несоблюдение таких требований указанное законодательство предусматривает санкции, в том числе заключающиеся во внесении в РНП сведений об уклоняющемся от заключения или исполнения контракта лице. Порядок применения такой санкции закрытым не является (открыто предусмотрен нормами законодательства о контрактной системе) и также предусмотрен законодательством о контрактной системе. Ввиду изложенного лицо, принявшее участие в государственной и муниципальной закупке должно было предвидеть возможность наступления негативных последствий своих действий (бездействия) выразившихся в уклонении от заключения или исполнения (в том числе надлежащим образом) контракта.
При этом факт того, что лицо уклоняется от заключения или исполнения (в том числе надлежащим образом) контракта такому лицу также известен. Изложенное, в случае если такое уклонение не является недобросовестным, обуславливает необходимость осуществления совершения им действий, направленных на установления фактов (если по каким-либо причинам такое лицо не получило официального уведомления): принятия заказчиком решения о признании его уклонившемся от заключения контракта, решения о расторжении контракта в одностороннем порядке, о рассмотрении контрольным органом обращения заказчика о включении сведений РНП. Не совершение таких действий не может свидетельствовать о добросовестности лица и должно быть принято во внимание контрольным органом при принятии решения (при условии, что заказчиком и контрольным органом направлялись соответствующие уведомления, которые не были получены таким лицом по причинам, не зависящим от заказчика и контрольного органа).
Кроме того, тот факт, что лицо не осуществляло самостоятельных действий, направленных на устранение негативных последствий своего нарушения требований законодательства о контрактной системе, лишь дополнительно свидетельствует, что такое лицо не готово и не может надлежащим образом осуществлять свою деятельность в рамках законодательства о контрактной системе, поскольку такое законодательство предъявляет к своим субъектам более строгие требования, чем гражданское законодательство.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Красноярского УФАС России решила включить сведения об ООО ЧОО "Вулкан" в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года, с учетом сведений, приведенных в нижеизложенной таблице.
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
27.03.23 |
30.03.23 |
27.03.23 |
0 |
27.03.23 |
03.04.23 |
31.03.23 |
0 |
04.04.23 |
04.04.23 |
0 |
0 |
* дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента его принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии Н.А. Ворсина
Г.Г. Мамедова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 31 марта 2023 г. N 024/10/104-856/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.04.2023