Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председателя Комиссии - М.А. Дударевой, заместителя руководителя - начальника аналитического отдела, членов Комиссии - А.А. Кирилловой, начальника отдела, М.А. Косенко, специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - ФГБУЗ "Клиническая больница N51 Федерального медико- биологического агентства" (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ООО "Д-Текс" (ИНН 3702609617) (далее - общество) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Оказание услуги по финансовой аренде (лизингу) легкового автомобиля", извещение N 0319100002622000727 (далее - электронный аукцион).
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения Общество условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения электронного аукциона.
Красноярским УФАС России по адресам электронной почты Заказчика и Общества, указанным в Контракте, размещенному в ЕИС, направлено уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседания Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках. Кроме того, указанное уведомление, в силу требований Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 было размещено в ЕИС. Таким образом, Заказчик и Общество считаются надлежащим образом уведомленными о рассмотрении обращения.
До начала рассмотрения обращения Заказчик направил ходатайство о рассмотрении обращения в его отсутствие.
На рассмотрении обращения по существу Общество явку своего представителя не обеспечил.
Ходатайств не направлял.
Из Правил ведения РНП 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей" (далее - Правила) следует, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие.
Из материалов обращения следует, что между Заказчиком и Обществом по итогам проведения Электронного аукциона заключен Контракт N 2/73 от 09.01.2023.
В связи с ненадлежащим исполнением Обществом обязательств по контракту заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, контракт был расторгнут. На основании данного обстоятельства информация об Обществе направлена заказчиком в адрес Красноярского УФАС России для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные Заказчиком и содержащиеся в ЕИС, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
На официальном сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении Электронного аукциона.
Комиссия отмечает, что Общество добровольно принимало участие в Электронном аукционе, выразило согласие исполнить условия Контракта, предусмотренные извещением о проведении Электронного аукциона.
Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями Заказчика, Общество, подав заявку на участие в Электронном аукционе, в полном объеме осознавало, на каких именно условиях и в какие сроки ему будет необходимо оказать услуги, являющиеся предметом Контракта.
Проанализировав Контракт, Комиссия установила:
Раздел 2 Контракта предусматривает следующее: "2.1. Лизингодатель обязуется приобрести в собственность у определенного Лизингодателем Продавца по Договору поставки Имущество и предоставить Имущество Лизингополучателю за плату, во временное владение и пользование в качестве Имущества, а Лизингополучатель обязуется принять его во временное владение и пользование в качестве Имущества на согласованный Сторонами срок, в соответствии с условиями Контракта. Основные условия Договора поставки, затрагивающие интересы Лизингополучателя, такие как технические характеристики Имущества, условия его приобретения, гарантии качества и работоспособности, сроки, место и условия передачи Имущества и другие, должны соответствовать условиям, указанным в Контракте и Спецификации (Приложение N 1 к Контракту).
Раздел 4 контракта регламентирует гарантийные обязательства, а так же порядок и сроки передачи оказанной услуги:
"4.2. Место передачи Имущества: передача предмета лизинга Лизингополучателю осуществляется по месту нахождения Лизингодателя в пределах Российской Федерации.
4.3. Срок передачи Имущества: в течение 5 рабочих дней после получения Лизингодателем Предмета лизинга от Продавца.
За 5 (пять) рабочих дней до момента передачи Имущества Лизингодатель обязан известить об этом Лизингополучателя посредством электронной почты по адресам, указанным в реквизитах настоящего Контракта или через представителя в письменном виде".
Согласно разделу 7 Контракта: "9.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контракта Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Разделом 10 Контракта предусмотрено следующее: "10.3 Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Приложением N 3 к Контракту - Описание объекта закупки (далее-Приложение N3) предусмотрены указание на объект закупки с указанием на наименование услуги, сроков оказание услуг, единицы измерения, а также наименование товара, срок оказания услуг, количество.
Так же Приложение N 3 содержит Требования к транспорту.
Функциональные, технические и качественные характеристики предмета лизинга
Nп/п |
Предмет лизинга |
|
|
1 |
Автомобиль легковой (1 шт) КТРУ 29.10.20.000-00000011
|
Наименование показателя |
Значение показателя |
Количество посадочных мест |
5 шт. |
||
Тип двигателя |
Бензиновый |
||
Тип коробки передач |
Автомат |
||
Тип привода |
Полноприводный |
||
Рабочий объем двигателя, кубический сантиметр |
|
||
Система экстренного оповещения ЭРА-ГЛОНАСС |
Наличие |
||
Мощность двигателя |
|
||
Защита двигателя снизу |
Наличие |
||
Круиз-контроль с ограничителем скорости |
Наличие |
||
Обогреваемые форсунки омывателя лобового стекла |
Наличие |
||
Передние сиденья с подогревом |
Наличие |
||
Передний центральный подлокотник |
Наличие |
||
Подголовники сзади, не менее |
3 |
||
Система "ЭРА-ГЛОНАСС" |
Наличие |
||
Автоматическое управление использованием дальнего света |
Наличие |
||
Система контроля дистанции |
Наличие |
||
Фронтальные подушки безопасности водителя и переднего пассажира, для пассажира - с отключением |
Наличие |
||
Шторки безопасности и боковые подушки безопасности спереди |
Наличие |
||
Электромеханический ручной тормоз |
Наличие |
||
Электронная система курсовой устойчивости |
Наличие |
||
Количество дверей |
5 |
||
Электронный иммобилайзер |
Наличие |
||
Передние и задние датчики парковки |
Наличие |
||
Внутрисалонное зеркало заднего вида с автоматическим затемнением |
Наличие |
||
Индикатор давления воздуха в шинах |
Наличие |
||
Розетка 12В в багажнике |
Наличие |
||
Наружные электрозеркала с обогревом |
Наличие |
||
Передние противотуманные фары |
Наличие |
||
Поясничные опоры в спинках передних сидений, с механической регулировкой |
Наличие |
||
Регулировка высоты передних сидений |
Наличие |
||
Усилитель руля, с регулировкой в зависимости от скорости |
Наличие |
||
2 лампы для чтения спереди и сзади |
Наличие |
||
LED подсветка макияжных зеркал |
Наличие |
||
Заднее сиденье и спинка делимая, спинка складная |
Наличие |
||
Климат-контроль (2 зоны) |
Наличие |
||
Тип кузова |
Универсал |
||
Светодиодные фары (LED) Центральный замок с ДУ |
Наличие |
||
Датчик света/дождя |
Наличие |
||
Задний подлокотник |
Наличие |
||
Индикатор непристегнутого ремня безопасности для всех пассажиров (5 мест) |
Наличие |
||
Кнопка запуска / остановки двигателя |
Наличие |
||
Легкосплавные диски 18 дюймов |
Наличие |
||
Радио - 2DIN, 2x USB-C, MP3, голосовое управление, 8 динамиков |
Наличие |
||
блок управления настройками комфорта с выводом информации на многофункциональный ЖК дисплей |
Наличие |
||
Система выбора режима движения |
Наличие |
||
Многофункциональное кожаное рулевое колесо c обогревом |
Наличие |
||
задние сиденья с подогревом |
Наличие |
||
обогрев лобового стекла |
Наличие |
||
Камера заднего вида с омывателем |
Наличие |
||
электропривод крышки багажника |
Наличие |
||
наружные электрозеркала с электроскладыванием и автоматическим затемнением |
Наличие |
||
матричные фары (LED) |
Наличие |
||
омыватель фар |
Наличие |
||
комплект брызговиков |
Наличие |
||
ковры салона и багажника |
Наличие |
||
шумоизоляция капота |
Наличие |
||
антикор/антишум |
Наличие |
||
сигнализация с противоугонной меткой, GSM и автозапуском |
Наличие |
||
Цвет кузова металик |
Бежевый, серебристый, серый |
||
Количество цилиндров, шт., не менее |
4 |
||
Передние дисковые тормоза |
Наличие |
||
Задние дисковые тормоза |
Наличие |
||
Длина/ширина/высота, мм, не менее |
4690/1880/1680 |
||
Колесная база, мм, не менее |
2750 |
||
Дорожный просвет, мм, не менее |
185-198 (в зависимости от размера колёс) |
||
Число передач вперед, шт., не менее |
6 |
||
Колесная формула |
4х4 |
Кроме того, Комиссией было установлено следующее:
07.02.2023 в адрес общества Заказчик направил претензионное письмо N 09-01/09ю, в котором просит общество исполнить взятые на себя обязательств в соответствии с условиями контракта.
14.03.2023 Заказчик направил в адрес общества претензию N09-01/29ю об уплате неустойки в размере 263 431,32 руб.
28.03.2023 Заказчик в адрес общества направил претензию N09-01/41ю с требованием о возврате аванса по контракту в размере 1 053 725 руб.
На оба письма ответа от общества в адрес Заказчика не поступало. Доказательств обратного комиссии представлено не было.
Из пояснений заказчика следует, что на запросы, направляемые посредством электронной почты по реквизитам, указанным в контракте, Общество не отвечает, телефонные звонки игнорируются. Доказательств обратного комиссии представлено не было.
В соответствии со статьей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требования закона- в соответствии с обычаями или иными предъявляемыми требованиями закона. Одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами. Обязательство должно исполняться точно в срок, установленный соглашением сторон.
Общество не исполнило в срок в полном объеме обязательства, предусмотренные муниципальным контрактом, в связи с чем цели, которые ставил перед собой заказчик, заключая контракт с обществом, не были достигнуты, что расценивается как причинение существенного вреда охраняемым интересам общества и государства, которые в указанном случае определены социальной значимостью, а именно государственной программой Красноярского края "Развитие здравоохранения".
Поскольку потребности заказчика не удовлетворены, доказательств, что имелись препятствия для исполнения обязательств по контракту по вине заказчика общество не представило, ровно как и не представлено доказательств принятия всех мер, направленных на исполнение контракта, Комиссия делает вывод о том, что у общества отсутствовали правовые основания и уважительные причины для неисполнения обязательств по контракту.
В силу частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 указанной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 указанной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 указанной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контактной системе.
На основании изложенного, при рассмотрении обращения необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Исходя из информации, размещенной заказчиком в единой информационной системе (далее - ЕИС), Комиссия установила, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС - 14.03.2023.
Датой надлежащего уведомления поставщика является дата размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС, то есть 14.03.2023.
В случае, если поставщик не устраняет в течение 10 дней с момента надлежащего уведомления нарушения, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, то контракт по истечение указанного срока считается расторгнутым. Комиссией не установлено, что общество устранило нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия заказчиком решения о расторжении контракта. Ввиду чего контракт считается расторгнутым с 27.03.2023.
Таким образом, заказчиком было предоставлено 10 дней для устранения поставщиком нарушений обязательств по контракту, послуживших основанием принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссия, обращая внимание на фактические обстоятельства, также отмечает, что Комиссией не было установлено, что контракт исполнялся надлежащим образом. Доказательств того, что общество не исполнило обязательства по контракту по причинам, зависящим от заказчика, либо в связи с обстоятельствами непреодолимой силы представлено не было. Вместе с тем неисполнение поставщиком обязательств по поставке товара заказчику влекут негативные последствия для учреждения.
Согласно пункту 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о наличии достаточных оснований считать общество нарушившим существенные условия контракта, поскольку как уже было отмечено выше, заказчик лишился того, на что вправе был рассчитывать при заключении контракта с обществом.
Комиссия отмечает, что лицо, принимая решение об участии в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к неудовлетворению нужд заказчика.
На момент рассмотрения обращения у Комиссии отсутствовали доказательства того, что обществом были совершены активные действия по устранению причин, послуживших принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Доказательств своей добросовестности общество Комиссии не представило.
Согласно пункту 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика в реестр, если в результате проведения проверок:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Однако Комиссией не установлено вышеперечисленных обстоятельств, что лишает возможности Комиссию принять решение об отказе во включении информации об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме того, Комиссия отмечает, что частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации закреплен обязательный для применения на территории Российской Федерации принцип соблюдения законов.
Таким образом, принимая решение об участии в государственной или муниципальной закупке, участники такой закупки (а впоследствии исполнители контрактов) обязаны соблюдать требования законодательства о контрактной системе и должны осознавать, что за несоблюдение таких требований указанное законодательство предусматривает санкции, в том числе заключающиеся во внесении в РНП сведений об уклоняющемся от заключения или исполнения контракта лице. Порядок применения такой санкции закрытым не является (открыто предусмотрен нормами законодательства о контрактной системе) и также предусмотрен законодательством о контрактной системе. Ввиду изложенного лицо, принявшее участие в государственной и муниципальной закупке должно было предвидеть возможность наступления негативных последствий своих действий (бездействия) выразившихся в уклонении от заключения или исполнения (в том числе надлежащим образом) контракта.
При этом факт того, что лицо уклоняется от заключения или исполнения (в том числе надлежащим образом) контракта такому лицу также известен. Изложенное, в случае если такое уклонение не является недобросовестным, обуславливает необходимость осуществления совершения им действий, направленных на установления фактов (если по каким-либо причинам такое лицо не получило официального уведомления): принятия заказчиком решения о признании его уклонившемся от заключения контракта, решения о расторжении контракта в одностороннем порядке, о рассмотрении контрольным органом обращения заказчика о включении сведений РНП. Не совершение таких действий не может свидетельствовать о добросовестности лица и должно быть принято во внимание контрольным органом при принятии решения (при условии, что заказчиком и контрольным органом направлялись соответствующие уведомления, которые не были получены таким лицом по причинам, не зависящим от заказчика и контрольного органа).
Кроме того, тот факт, что лицо не осуществляло самостоятельных действий, направленных на устранение негативных последствий своего нарушения требований законодательства о контрактной системе, лишь дополнительно свидетельствует, что такое лицо не готово и не может надлежащим образом осуществлять свою деятельность в рамках законодательства о контрактной системе, поскольку такое законодательство предъявляет к своим субъектам более строгие требования, чем гражданское законодательство.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Красноярского УФАС России решила включить сведения об ООО "Д-Текс" (ИНН 3702609617) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года, с учетом сведений, приведенных в нижеизложенной таблице.
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
27.03.23 |
30.03.23 |
28.03. 23 |
0 |
04.04.23 |
03.04. 23 |
03.04.23 |
0 |
06.04.23 |
06.04.23 |
0 |
0 |
Председатель Комиссии |
М.А. Дударева |
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова |
|
М.А. Косенко |
Исп.Косенко М.А.
тел.(391)2110144
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 3 апреля 2023 г. N 024/10/104-852/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.04.2023