Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- зам. руководителя управления - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- специалиста 1 разряда отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
рассмотрев жалобу ООО "Савир", и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
У С Т А Н О В И Л А:
22.03.2023 года в Единой информационной системе в сфере закупок размещена жалоба ООО "Савир" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - КОГБСЭУЗ "Кировское областное бюро СМЭ" при проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств (извещение N 0340200003323002765).
Заявитель сообщает, что Заказчиком неправомерно указаны дополнительные, не предусмотренные каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), требования к характеристикам товара по позициям 1, 4, 5 без надлежащего обоснования необходимости таких характеристик. По позиции 6 установил излишнее требование к сроку годности рабочих растворов.
Рассмотрение жалобы назначено на 28.03.2023 г., откладывалось на 29.03.2023 г. Стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Заказчик направил письменные пояснения, согласно которым, извещение согласовано с министерством здравоохранения Кировской области. Дополнительные характеристики, установленные на основании СанПиН, клинических и методических рекомендаций, в техническое задание включены с целью приобретения товаров, соответствующих объективным потребностям Заказчика, для достижения целей, установленных санитарно-эпидемиологическим законодательством. По позиции 1 указывает, что средства на основе ЧАС применяют для обработки поверхностей в помещениях при текущей и профилактической дезинфекции, приборов, оборудования. ЧАС входят в состав кожных антисептиков, а также разных по назначению дезинфицирующих средств, в том числе многих композиционных препаратов для дезинфекции медицинских изделий и других объектов. По позиции 4 дополнительные характеристики указаны на основании п. 125,3558 СанПиН 3.3.3686-21, клинических и методических рекомендаций. По позиции 5 указан усредненный показатель веса таблетки, при котором достигается необходимая для дезинфекции концентрация активного хлора. По позиции 6 - не менее 5 дней вскрытый флакон. Во многих инструкциях не указаны производителем дополнительные характеристики по вскрытому флакону. Просит рассмотреть жалобу без участия представителя.
Уполномоченное учреждение - КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" направило письменные пояснения, в которых указало, что в соответствии с пунктами 2.6 и 2.7 Порядка взаимодействия проект контракта и техническое задание утверждаются Заказчиком. Уполномоченное учреждение не принимает участие в формировании извещения, не формирует условия для закупки. Просит рассмотреть жалобу без участия представителя.
Изучив представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
10.03.2023 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003323002765 о проведении электронного аукциона поставку дезинфицирующих средств. Заказчиком в извещении указаны КТРУ - 20.20.14.000-00000007, 20.20.14.000-00000005, 20.20.14.000-00000009, ОКПД2 - 20.20.14.000. Начальная (максимальная) цена контракта - 356 750,00 руб.
Согласно Техническому заданию (описание объекта закупки), требуется поставить "средство дезинфицирующее", по позиции 1 обладающее, в том числе, со следующими характеристиками: "Содержит этиловый спирт, %", "Содержит комплекс ЧАС: алкилдиметилбензиламмоний хлорид и дидецилдиметиламмоний хлорид, % суммарно". По позиции 4 "Обладает антимикробной активностью в отношении грамотрицательных и грамположительных (включая микобактерии туберкулеза)", "Обладает спороцидной активностью". По позиции 5 "Вес 1 таблетки 3 грамма". По позиции 6 "Срок годности рабочих растворов, суток".
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - постановление Правительства РФ N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
В соответствии с п. 4 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п. 5 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно п. 6 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Техническое задание содержит обоснование включения дополнительных характеристик, а именно: "Согласно пунктам 5 и 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства от 08.02.2017 N 145, заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. В связи с необходимостью соблюдения требований ч.1 ст.33 Закона N44-ФЗ в части указания функциональных, технических и качественных характеристик объекта закупки, заказчиком определены значимые для осуществления медицинской деятельности характеристики объекта закупки.".
Правилами и Законом о контрактной системе не определена форма либо критерии допустимости к обоснованию указания дополнительных характеристик в описание объекта закупки.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
В рассматриваемой ситуации Заявителем не доказано отсутствие у Заказчика соответствующей потребности при указании дополнительных характеристик требуемого к поставке товара по позициям 1, 4, 5.
Довод Заявителя не обоснован.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что по позиции 6 Заказчиком установлен КТРУ 20.20.14.000-00000005, который содержит, в том числе, следующие дополнительные характеристики "Упаковка - флакон с распыливающей насадкой", "Срок годности рабочих растворов, суток" со значением "не менее 5".
На заседание Комиссии Заказчик не представил документального подтверждения анализа рынка дезинфицирующих средств, соответствующих установленным требованиям по позиции 6, а также инструкции по применению дезинфицирующего средства в упаковке флакон с распыливающей насадкой с характеристикой срок годности рабочих растворов.
Кроме того, по позиции 2 технического задания установлен КТРУ 20.20.14.000-00000005, который так же содержит, дополнительную характеристику "Упаковка - флакон с распыливающей насадкой", однако не содержит характеристику "Срок годности рабочих растворов, суток".
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя об установил излишнего требования к сроку годности рабочих растворов по позиции 6 обоснован.
Вместе с тем, Заявитель явку представителей не обеспечил, не представил документы и сведения, позволяющие утверждать, что выявленное нарушение повлияло на его права и законные интересы.
Таким образом, Комиссией принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "Савир" на действия Заказчика - КОГБСЭУЗ "Кировское областное бюро СМЭ" при проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств (извещение N 0340200003323002765).
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
4. Передать материалы соответствующему должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам. Председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 29 марта 2023 г. N 043/06/106-289/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.04.2023