Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Бедаревой О.Е. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
Соколовой Е.С. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
с участием представителей:
от заказчика - администрации Рубцовского района Алтайского края, Костина Василия Николаевича, Ядриной Натальи Валентиновны;
от АО "Проектный институт "Алтайкоммунпроект" - Киль Виталия Сергеевича,
рассмотрев обращение заказчика администрации Рубцовского района Алтайского края о включении сведений об АО "Проектный институт "Алтайкоммунпроект" в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N 08172000003210019000001 от 19.04.2021 г. Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту "Рубцовский район, с. Веселоярск, строительство пристройки на 300 учащихся к зданию МБОУ "Веселоярская СОШ имени Героя России Сергея Шрайнера", заключенного по итогам закупки N 0817200000321001900 согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение заказчика - администрации Рубцовского района Алтайского края о включении сведений об АО "Проектный институт "Алтайкоммунпроект" в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N 08172000003210019000001 от 19.04.2021 г. Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту "Рубцовский район, с. Веселоярск, строительство пристройки на 300 учащихся к зданию МБОУ "Веселоярская СОШ имени Героя России Сергея Шрайнера", заключенного по итогам закупки N 0817200000321001900.
Из решения об одностороннем отказе следует и представители заказчика пояснили, что 19.04.2021 г. между заказчиком и АО "Проектный институт "Алтайкоммунпроект" заключен государственный контракт N 08172000003210019000001 "Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту "Рубцовский район, с. Веселоярск, строительство пристройки на 300 учащихся к зданию МБОУ "Веселоярская СОШ имени Героя России Сергея Шрайнера".
Согласно п. 1.1, п. 1.2, п. 1.3, п. 1.4 контракта подрядчик обязуется собственными и (или) привлеченными силами своевременно по заданию Заказчика выполнить проектно-изыскательские работы по объекту "Рубцовский район, с. Веселоярск, строительство пристройки на 300 учащихся к зданию МБОУ "Веселоярская СОШ имени Героя России Сергея Шрайнера" (далее - "работа") и сдать ее результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Результатом выполненной работы являются проектная документация, рабочая документация и документ, содержащий результаты инженерных изысканий (при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий).
Состав и объем работы определяется приложением N1 к Контракту.
Работы по Контракту выполняются в соответствии с Графиком выполнения работы (приложение N2 к Контракту).
В соответствии с п. 4.1, п. 4.2 контракта подрядчик приступает к выполнению работы с момента подписания Контракта Сторонами.
Работа выполняется в соответствии с Графиком (Приложение N2 к Контракту), последний этап работы должен быть закончен не позднее 31.03.2022 года.
Однако на момент принятия решения об одностороннем отказе 14.03.2023 г. работы подрядчиком не исполнены. Таким образом, подрядчиком допущено существенное нарушение срока выполнения работ, в связи с чем заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Представитель общества пояснил, что нарушение срока выполнения работ возникло по вине заказчика, указывал на несвоевременную передачу документации (технические условия), необходимой для выполнения работ, а также на длительное согласование между сторонами существенных и не предусмотренных условий контракта (по сейсмомикрорайонированию площадки проектирования) и наличие на объекте препятствий к проектированию (необходимость изменения охранных зон на земельном участке объекта проектирования). Кроме того, представитель указывал на обстоятельства, не зависящие от общества, а именно разработка проектной документации осуществлялась на лицензионных программных продуктах, в связи с введенными экономическими санкциями, компания уведомила о полной приостановке деятельности в Российской Федерации, что повлекло невозможность осуществления работы на установленных программах и необходимость поиска их аналогов.
Заслушав пояснения представителей, изучив представленные документы, Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок пришла к следующим выводам.
19.04.2021 г. между заказчиком и АО "Проектный институт "Алтайкоммунпроект" заключен государственный контракт N 08172000003210019000001 "Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту "Рубцовский район, с. Веселоярск, строительство пристройки на 300 учащихся к зданию МБОУ "Веселоярская СОШ имени Героя России Сергея Шрайнера".
Согласно п. 1.1, п. 1.2, п. 1.3, п. 1.4 контракта подрядчик обязуется собственными и (или) привлеченными силами своевременно по заданию Заказчика выполнить проектно-изыскательские работы по объекту "Рубцовский район, с. Веселоярск, строительство пристройки на 300 учащихся к зданию МБОУ "Веселоярская СОШ имени Героя России Сергея Шрайнера" (далее - "работа") и сдать ее результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Результатом выполненной работы являются проектная документация, рабочая документация и документ, содержащий результаты инженерных изысканий (при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий).
Состав и объем работы определяется приложением N1 к Контракту.
Работы по Контракту выполняются в соответствии с Графиком выполнения работы (приложение N2 к Контракту).
В соответствии с п. 4.1, п. 4.2 контракта подрядчик приступает к выполнению работы с момента подписания Контракта Сторонами.
Работа выполняется в соответствии с Графиком (Приложение N2 к Контракту), последний этап работы должен быть закончен не позднее 31.03.2022 года.
В материалы дела представлена переписка сторон, письма и документы (постановления и т.д.), свидетельствующие об исполнении подрядчиком работ, о запросах необходимой документации для исполнения контракта, о предоставлении заказчиком необходимой документации, о приостановки и возобновлении выполнения работ, о согласовании дополнительных работ, не предусмотренных контрактом, о согласовании существенных условий контракта, о наличии препятствий к выполнению работ, устранение заказчиком, выявленных препятствий и послуживших основанием для приостановки работ. Из представленной переписки следует, что условия выполнения работ и согласования существенных обстоятельств по исполнению контракта осуществлялись между сторонами, в том числе за пределами сроков, установленных в контракте.
Доказательств того, что при вышеуказанных обстоятельствах (согласование, передача необходимой документации, наличие препятствий) подрядчик имел возможность исполнить контракт в полном объеме (до принятия решения об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта) в материалы дела не представлено.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии п. 11.1, п. 11.2 контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта.
Порядок принятия сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения контракта устанавливается Федеральным законом о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по следующим основаниям:
Подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет работу настолько медленно, что завершение работы к установленному в Контракте сроку становится явно невозможным.
во время выполнения работы стало очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, и Подрядчик не устранил недостатки в назначенный срок после получения требования об их устранении от Заказчика;
отступления в работе от условий Контракта или иные недостатки результата работы в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми;
отсутствие у Подрядчика (субподрядчика, соисполнителя) лицензии на осуществление деятельности, необходимой для исполнения обязательства по Контракту;
по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В соответствии с ч. 2 ст. 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
14.03.2023 г. заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, ГК РФ, п. 11.2 контракта в связи с тем, что предусмотренные контрактом работы не выполнены.
Данное решение об одностороннем отказе размещено в единой информационной системе 14.03.2023 г. и получено поставщиком в этот же день. Решение об одностороннем отказе вступило в силу.
Из пояснений представителей и анализа представленной на обозрение комиссии переписки сторон, невозможно однозначно установить, что нарушение срока выполнения работ и неисполнение работ в полном объеме возникло только по вине подрядчика.
На момент рассмотрения обращения было установлено, что подрядчиком предпринимались действия, направленные на исполнение контракта (неоднократные обращения к заказчику, согласование работ, не предусмотренных контрактом, осведомление заказчика о ходе выполнения работ).
В соответствии с пп. а) п. 15 Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
На дату рассмотрения обращения заказчика Комиссия УФАС по Алтайскому краю находит недостаточными доказательства существенного нарушения подрядчиком условий контракта (в частности нарушение срока, только по вине подрядчика), а также установлено принятие мер для надлежащего исполнения условий контракта (неоднократные обращения к заказчику, согласование работ, не предусмотренных контрактом, осведомление заказчика о ходе выполнения работ).
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Комиссия полагает, что размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения закупки от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, о добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Рассмотрев представленные сторонами документы и сведения, заслушав пояснения представителей, учитывая недостаточность доказательств существенного нарушения подрядчиком условий контракта, направленность действий подрядчика на исполнение контракта, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
не включать АО "Проектный институт "Алтайкоммунпроект" в реестр недобросовестных поставщиков сведения об его директоре (учредителе).
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
О.Е. Бедарева |
|
_____________________________ |
Е.С. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 3 апреля 2023 г. N РНП-22-64/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.04.2023