Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
- Рощупкина Ю.В. - член Комиссии, заместитель председателя Комиссии, начальник отдела контроля закупок,
- Сисева Н.И. - член Комиссии, старший государственный инспектор,
в отсутствии представителя ООО "БИЗНЕС АВТО", о времени и месте рассмотрения деда, уведомленного, надлежащим образом,
в присутствии представителя Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области: Ложкиной М.А. (доверенность N 43-01-23/7273 от 12.09.2022),
рассмотрев обращение Департамента природных ресурсов и экологии о включении ООО "БИЗНЕС АВТО" в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с расторжением заказчиком контракта на оказание услуг по осуществлению строительного контроля за ходом выполнения работ по мероприятию: "расчистка русла реки Усмань в районе с. Горки Новоусманского муниципального района Воронежской области", в связи с вступлением в законную силу решения арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-8007/2021 от 26.07.2021, которым решение Воронежского УФАС России от 26.04.2021 N 036/10/104-441/2021 признано недействительным,
у с т а н о в и л а :
Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) приняло к рассмотрению обращение Департамента природных ресурсов и экологии о включении ООО "БИЗНЕС АВТО" в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с расторжением заказчиком контракта на оказание услуг по осуществлению строительного контроля за ходом выполнения работ по мероприятию: "расчистка русла реки Усмань в районе с. Горки Новоусманского муниципального района Воронежской области", в связи с вступлением в законную силу решения арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-8007/2021 от 26.07.2021, которым решение Воронежского УФАС России от 26.04.2021 N 036/10/104-441/2021 признано недействительным.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, Комиссией Воронежского УФАС России установлено следующее.
08.10.2020 на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок (http://www.zakupki.gov.ru) опубликовано извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по осуществлению строительного контроля за ходом выполнения работ по мероприятию: "Расчистка русла реки Усмань в районе с. Горки Новоусманского муниципального района Воронежской области" (номер извещения 0131200001020009655).
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме 0131200001020009655 от 20.10.2020 победившей признана заявка ООО "Бизнес Авто".
28.10.2020 между Департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области (заказчик) и ООО "Бизнес Авто" (исполнитель) на основании результатов определения подрядчика путем проведения запроса котировок в электронной форме заключен государственный контракт N01312000010200096550001 на оказание услуг по осуществлению строительного контроля за ходом выполнения работ по мероприятию: "Расчистка русла реки Усмань в районе с. Горки Новоусманского муниципального района Воронежской области", по условиям которого исполнитель обязался оказать услуги по осуществлению строительного контроля за ходом выполнения работ по мероприятию: "Расчистка русла реки Усмань в районе с. Горки Новоусманского муниципального района Воронежской области" в соответствии с техническим заданием (приложение N1 к контракту) и передать полученные при оказании услуг результаты в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом, а заказчик обязался принять и оплатить надлежащим образом оказанные услуги, предусмотренные пунктом 1.1 контракта, в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом (далее - Контракт, т.1 л.д.22-32).
В соответствии с пунктом 1.4 контракта во исполнение функций контроля за ходом выполнения работ исполнитель: 1.4.1. осуществляет контроль качества выполнения работ по мероприятию: "Расчистка русла реки Усмань в районе с. Горки Новоусманского муниципального района Воронежской области" в соответствии с проектной документацией "Расчистка русла реки Усмань в районе с. Горки Новоусманского муниципального района Воронежской области" (подготовлена ООО "ЕвроГеоПроект", г. Самара, 2019; далее - проектная документация), требованиями технических регламентов (норм и правил, технических условий), государственным контрактом на выполнение работ по мероприятию: "Расчистка русла реки Усмань в районе с. Горки Новоусманского муниципального района Воронежской области" от 24.08.2020 N01312000010200072960001.
В соответствии с п. 1.4.2 контракта, исполнитель участвует в приемке выполненных работ, в том числе осуществляет промежуточную приемку выполненных работ по законченным этапам, приемку скрытых работ, окончательную приемку с оформлением актов по установленным формам.
Согласно пункту 3.1 контракта начало оказания услуг - с даты заключения контракта, окончание оказания услуг - до 15.12.2021.
В соответствии с пунктом 5.2 контракта исполнитель обязан, в том числе, своевременно и надлежащим образом оказать услуги и представить Заказчику отчетную документацию; своевременно выполнить требования, предусмотренные контрактом; фиксировать результаты контроля за ходом выполнения работ в отдельном журнале, составлять акты, в которых должно быть указано, какие отступления от проекта, дефекты и нарушения технических условий при выполнении работ были обнаружены и по чьей вине они произошли, конкретные требования, направленные на устранение выявленных дефектов, отступлений от проекта и нарушений технических условий с указанием сроков их устранения.
В соответствии с пунктом 5.2.4 контракта, раз в месяц, с момента заключения настоящего контракта, по пятницам, направлять в адрес заказчика письменный отчет за отчетный период о ходе оказания услуг, ходе выполнения работ, с обязательным приложением к отчету: копий журнала, указанного в пункте 5.2.3 настоящего контракта, а так же копий журналов работ контролируемого подрядчика; информацию о проводимом контроле за ходом выполнения работ; фототаблиц, на которых отражено выполнение работ контролируемым подрядчиком в отчетном периоде.
По письменному требованию заказчика, исполнитель должен представить в трехдневный срок отчет, указанный в пункте 5.2.4. настоящего контракта без приложения фототаблиц, но с приложением оптического носителя информации, содержащей текст отчета и фотографии, сделанные на дату его представления (п. 5. 2. 5 контракта).
При обнаружении любых дефектов, отступлений от проектной документации, иных требований руководящих документов, возникновении аварийных ситуаций на объекте, проведении проверки предписаний государственных органов немедленно сообщать об этом Заказчику и требовать приостановления выполнения работ до получения от него необходимых указаний (п. 5.2.6 контракта).
Немедленно извещать Заказчика телефонограммой и дублируя сообщение письменным уведомлением о приостановлении выполнение работ по мероприятию "Расчистка русла реки Усмань в районе с. Горки Новоусманского муниципального района Воронежской области" (п. 5.2.7 контракта).
Уведомлять заказчика за 3 (три) дня до начала приемки о готовности ответственных конструкций и скрытых работ, о выполнении этапов работ, об окончании выполнения работ. 5.2.14. Оказать услуги по настоящему Контракту в полном соответствии с Контрактом (п. 5.2.8 контракта).
В соответствии с п. 5.2.15 контракта, исполнитель обязан гарантировать соответствующую квалификацию персонала и качество оказания услуг.
В соответствии с пунктом 5.2.17 контракта, Исполнитель обязан представить по запросу Заказчика в сроки, указанные в таком запросе, информацию о ходе исполнения обязательств по контракту. Исполнитель гарантирует качество оказанных услуг по осуществлению контроля за ходом на выполнение работ по мероприятию: "Расчистка русла реки Усмань в районе с. Горки Новоусманского муниципального района Воронежской области", а также строгое соответствие выполняемых контролируемым подрядчиком работ требованиям проектной документации, СНиП, ТУ и других нормативных документов (пункты 7.1-7.2 Контракта).
Пунктом 11.6 Контракта предусмотрено право одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе в случае отступления исполнителя в оказании услуг от условий контракта или иные недостатки результата услуг в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми.
Пунктом 2 Технического задания определены выполняемые исполнителем по Контракту функции (т.1 л.д.33-34), в том числе: 1. контроль за соблюдением проектных решений, сроков выполнения работ по мероприятию "Расчистка русла реки Усмань в районе с. Горки Новоусманского муниципального района Воронежской области" и требований нормативных документов; 2. строительный контроль за проведением подрядных работ, соответствием объема, стоимости и качества выполняемых работ сметным расчетам, строительным нормам и правилам на производство и приемку этих работ; 3. Контроль за соответствием применяемых конструкций, изделий, материалов и поставляемого оборудования проектным решениям, требованиям норм и правил, стандартов, технических условий и других нормативных документов; 4. принятие своевременных мер и контроль за устранением выявленных дефектов в проектной документации, ее пересмотр (в случае необходимости) и недопущение необоснованного увеличения сметной стоимости; 5. Проверка наличия документов, удостоверяющих качество используемых изделий и материалов (технических паспортов, сертификатов, результатов лабораторных испытаний и др.); 6. Контроль за соответствием объемов выполняемых и предъявленных к оплате подрядных работ проектной документации; 7. проведение учета объемов и стоимости принятых и оплаченных работ, а также объемов и стоимости некачественно выполненных работ и затрат на устранение дефектов; 8. контроль наличия и правильности ведения первичной исполнительной технической документации и внесение в нее изменений в связи с выявленными недостатками и дефектами при производстве подрядных работ; 9. контроль за исполнением организациями указаний и предписаний авторского надзора, а также требований заказчика, относящихся к вопросам применяемых конструкций, изделий и материалов, обеспечение своевременного устранения дефектов и недоделок, выявленных при приемке отдельных видов работ, объекта в целом; 2.10. участие в проведении рабочими комиссиями проверок качества отдельных конструкций и узлов, видов ремонтных работ при их приемке.
Проведение фото и видеофиксации каждого аспекта оказания услуг до, во время и после окончания их оказания на объекте.
Письмом от 06.11.2020 Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области сообщил ООО "Бизнес Авто" об осуществлении выездной проверки хода выполнения работ контролируемым Обществом лицом (ООО "ЮМакс"), по результатам которой были выявлены недостатки и нарушения, в связи с чем указало на необходимость выполнения Обществом обязательств, предусмотренных пунктами 5.2.6 и 5.2.7 Контракта, и запросило отчет о выполнении строительного контроля за ходом проведения работ с приложением подтверждающих документов (журналов, фотоматериалов и пр.) (т.1 л.д.41-44).
Письмом от 09.11.2020 исполнитель запросил у заказчика рабочую документацию проекта "Расчистка русла реки Усмань в районе с. Горки Новоусманского муниципального района Воронежской области" и раздел 3 "Технологические и конструктивные решения линейного объекта" проектной документации (т.1 л.д.48), письмом от 23.11.2020 заказчик сообщил, что испрашиваемая проектная документация размещена на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок при объявлении закупки N0131200001020009655 (т.1 л.д.118).
Письмом от 03.12.2020 Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области потребовал от ООО "Бизнес Авто" во исполнение условий заключенного контракта - предоставить отчетную документацию, предусмотренную пунктом 5.2.4 в кратчайшие сроки (т.1 л.д.120-121), в ответ на которое письмом от 04.12.2020 Общество представило Департаменту отчет о ходе выполнения работ и попикетную ведомость объемов работ по изъятию донных отложений без приложения фотоматериалов и журналов (т.1 л.д.49-50).
01.03.2021 Департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, поскольку по состоянию на 18.02.2021 исполнителем не выполнены обязательства по Контракту, а именно нарушены пункты 1.1, 1.4.1, 5.2.1, 5.2.2, 5.2.4, 5.2.6, 5.2.8, 5.2.17, 7.1, 7.2 Контракта, требования пункта 2 Технического задания:
- в адрес заказчика не направлялись ежемесячные письменные отчеты за отчетный период о ходе оказания услуг, ходе выполнения работ, с обязательным приложением к отчету;
- письмом от 06.11.2020 N43-01-23/6543 исполнителю было предъявлено требование о представлении в адрес Заказчика отчета о выполнении строительного контроля за ходом проведения работ по расчистке русла р. Усмань в районе с. Горки Новоусманского муниципального района Воронежской области с приложением подтверждающих документов. Данное требование выполнено не было;
- заказчику не было сообщено об отступлении ООО "ЮМакс" от проектной документации при выполнении работ, также не было сообщено о возникновении аварийной ситуации, связанной с утоплением экскаватора на месте проведения работ; - при подписании директором ООО "Бизнес Авто" Васильковским И.И. акта о приемке выполненных работ от 07.12.2020 N1, в нарушение пункта 5.2.8 Контракта исполнитель, осуществляющий контроль за ходом выполнения работ не уведомил заказчика за 3 (три) дня до начала приемки выполненных этапов работ (т.1 л.д.38).
Таким образом, ООО "Бизнес Авто" в нарушение условий Контракта не сообщило заказчику о выполнении контролируемым лицом работ не в соответствии с проектной документацией (с существенными нарушениями), а также при необоснованности доводов о приостановлении подрядчиком работ не направляло в адрес заказчика письменные отчеты за отчетный период о ходе оказания услуг, ходе выполнения работ, с обязательным приложением к отчету.
Иными словами, некачественное оказание услуг, а также бездействие по исполнению Контракта в рассматриваемой ситуации не может свидетельствовать о наличии признаков добросовестности ООО "Бизнес Авто" при исполнении своих обязательств по заключенному Контракту.
Как следует из материалов дела, 20.04.2021года в Воронежское УФАС России поступило обращение Департамента природных ресурсов и экологии о включении ООО "БИЗНЕС АВТО" в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с расторжением заказчиком контракта на оказание услуг по осуществлению строительного контроля за ходом выполнения работ по мероприятию: "расчистка русла реки Усмань в районе с. Горки Новоусманского муниципального района Воронежской области".
26.04.2021 года Комиссией Воронежского УФАС России по делу N 036/10/104-441/2021 было принято решение об отказе во включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "БИЗНЕС АВТО".
Решением арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-8007/2021 от 26.07.2021, решение Воронежского УФАС России от 26.04.2021 N 036/10/104-441/2021 признано недействительным.
В связи с тем, что решение Арбитражного суда Воронежской области вступило в законную силу, Комиссией Воронежского УФАС России по настоящему делу рассмотрено обращение Департамента природных ресурсов и экологии о включении ООО "БИЗНЕС АВТО" в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с расторжением заказчиком контракта на оказание услуг по осуществлению строительного контроля за ходом выполнения работ по мероприятию: "расчистка русла реки Усмань в районе с. Горки Новоусманского муниципального района Воронежской области" и Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Возможность расторжения контракта в одностороннем порядке установлена в п. 11.6 контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
Документов, подтверждающих намерение добросовестного исполнения условий контракта, Подрядчик не предоставил.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что информация, предусмотренная частью 3 статьи 104 Закона о контрактной системе, исключается из Реестра по истечении двух лет с даты ее включения в Реестр.
По данному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в пункте 24 обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016, высказана позиция, согласно которой, срок для исключения информации об исполнителе из этого реестра исчисляется с момента, в который контрольный орган в сфере закупок должен был разместить указанную информацию в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Таким образом, срок исключения информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) из Реестра исчисляется с даты, когда контрольный орган в сфере закупок должен был разместить указанную информацию в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
По результатам рассмотрения обращения Департамента природных ресурсов и экологии о включении ООО "БИЗНЕС АВТО" в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с расторжением заказчиком контракта на оказание услуг по осуществлению строительного контроля за ходом выполнения работ по мероприятию: "расчистка русла реки Усмань в районе с. Горки Новоусманского муниципального района Воронежской области" от 20.04.2021, информацию о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о ООО "БИЗНЕС АВТО" необходимо было разместить 26.04.2021года.
Следовательно, информация в отношении ООО "БИЗНЕС АВТО" из реестра недобросовестных поставщиков должна быть исключена по истечении двух лет - 27.04.2023года.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС Росси, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" и статьей 104 Закона N 44-ФЗ,
р е ш и л а :
Включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком до 27.04.2023 (включительно) сведения об ООО "БИЗНЕС АВТО", адрес: 356800, Ставропольский край, р-н Буденновский, г. Буденновск, ул. Сиреневая, д. 15, ОГРН 1162651055379, ИНН 2635217793, КПП 262401001, дата постановки на учет в налоговом органе 14.07.2017, Директор Васильковский Игорь Иванович ИНН 262405068389.
Датой включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "БИЗНЕС АВТО" считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Резолютивная часть решения объявлена: 14.03.2023 года.
В полном объеме решение изготовлено: 17.03.2023 года.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке в установленный законом срок.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Заместитель председателя Комиссии Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии Н.И. Сисева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 14 марта 2023 г. N 036/06/104-396/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.04.2023