Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Логошин А.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;
- Тельпов И.А. - заместитель начальника отдела, член Комиссии,
- Коростылева Е.В. - специалист 1 разряда, член Комиссии,
в отсутствие представителей ООО "Байер" (о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом)
в присутствие представителя департамента строительной политики:
- Мелла Оксаны Николевны (доверенность N 61-11/1050 от 27.05.2021 года)
в присутствие представителей управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области:
- Григоряна Артема Самвеловича (доверенность N 7 от 10.01.2023 года)
- Рыжковой Юлии Владимировны (доверенность N 8 от 10.01.2023 года)
рассмотрев жалобу ООО "Байер" на действия департамента строительной политики при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение подрядных работ для государственных нужд по разработке специальных технических условий по объекту "Реставрация с приспособлением под современное использование объекта культурного наследия регионального значения "Здание мещанской управы" (г. Воронеж, ул. Плехановская, 3) и размещение подразделения государственного бюджетного учреждения культуры Воронежской области Воронежского областного литературного музея им. И.С. Никитина" (номер извещения 0131200001023001217),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО "Байер" (далее - Заявитель) на действия департамента строительной политики (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение подрядных работ для государственных нужд по разработке специальных технических условий по объекту "Реставрация с приспособлением под современное использование объекта культурного наследия регионального значения "Здание мещанской управы" (г. Воронеж, ул. Плехановская, 3) и размещение подразделения государственного бюджетного учреждения культуры Воронежской области Воронежского областного литературного музея им. И.С. Никитина" (номер извещения 0131200001023001217), (далее - Конкурс).
По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования к работам и их согласованию не соответствующие законодательству и нормативным актам Минстроя России, что выразилось в нижеследующем:
1. В Задании на выполнение работ и в Обосновании начальной (максимальной) цены контракта, требуется разработать специальные технические условия, как в части отступлений от требований пожарной безопасности, так и в части отступлений от общестроительных норм. При этом в конкурсной документации отсутствует какое-либо упоминание о наличии отступлений от обязательных требований нормативных документов, не относящихся к пожарной безопасности, что подтверждается п. 3.8 Задания, в котором указано, что результатом выполнения работ будет передача Заказчику СТУ с Письмом о согласовании СТУ с уполномоченными органами с заключением нормативно-технического совета.
2. В нарушение федерального законодательства Заказчик установил излишние требования в Задании - требования об обязательном согласовании результатов работ в ГАУ ВО "Центр госэкспертизы по Воронежской области".
3. В нарушение федерального законодательства и п. 3 Приказа Минстроя России N 734 от 30 ноября 2020 года Заказчик установил излишние требования в Задании - требования об обязательном согласовании результатов работ в Минстрое России.
Заказчик, Уполномоченный орган с доводами, изложенными в жалобе не согласен и считает их необоснованными, предоставлены письменные возражения на жалобу Заявителя.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия Воронежского УФАС России пришла к следующим выводам.
Извещение N 0131200001023001217 размещено: 02.03.2023 года в сети "Интернет" в единой информационной системе по адресу www.zakupki.gov.ru
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется путём проведения открытого конкурса в электронной форме.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет - 2 680 000,00 рублей.
Предметом рассматриваемого аукциона является выполнение подрядных работ для государственных нужд по разработке специальных технических условий по объекту "Реставрация с приспособлением под современное использование объекта культурного наследия регионального значения "Здание мещанской управы" (г. Воронеж, ул. Плехановская, 3) и размещение подразделения государственного бюджетного учреждения культуры Воронежской области Воронежского областного литературного музея им. И.С. Никитина".
Согласно п. 2 ст. 78 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) для зданий, сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, на основе требований настоящего Федерального закона должны быть разработаны специальные технические условия (далее - СТУ), отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
В соответствии с п. 8 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в случае, если для подготовки проектной документации требуется отступление от требований, установленных включенными в указанный в части 1 настоящей статьи перечень национальными стандартами и сводами правил, недостаточно требований к надежности и безопасности, установленных указанными стандартами и сводами правил, или такие требования не установлены, подготовка проектной документации и строительство здания или сооружения осуществляются в соответствии со специальными техническими условиями, разрабатываемыми и согласовываемыми в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 4 Порядка разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства, утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 ноября 2020 года N 734/пр (далее - Приказ N 734/пр) разработка СТУ проводится в соответствии с техническим заданием застройщика, технического заказчика (далее - заинтересованное лицо) проектной организацией и (или) научно-исследовательской организацией (далее - разработчик).
Пунктом 5 вышеуказанного Приказа установлено, что СТУ применительно к конкретному объекту капитального строительства являются обязательными к применению техническими требованиями в области безопасности, обеспечивающими соблюдение требований Технического регламента, и могут содержать дополнительные к установленным национальными стандартами и сводами правил (частями таких стандартов и сводов правил), включенными в указанный в части 1 статьи 6 Технического регламента перечень, требования (далее - Обязательные требования), отступления от Обязательных требований, а также отсутствующие технические требования в области безопасности и отражающими особенности инженерных изысканий, проектирования, строительства, реконструкции, демонтажа (сноса) объекта капитального строительства. Допускается разработка СТУ на единый недвижимый комплекс.
В соответствии с абз. 2 пункта 8 Приказа N 734/пр в случае наличия отступлений от требований национальных стандартов и (или) сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента, в состав СТУ должны быть включены требования, компенсирующие отступления.
Так, согласно п. 3.3 Задания, Заказчиком предусмотрены следующие отступления от действующих норм и правил:
Отсутствует возможность выполнить требования:
1) Приказа МЧС России от 19.03.2020 N 194 "Об утверждении свода правил СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы":
- отсутствует 2-й эвакуационный выход с этажей здания класса Ф2.2 (отступление от п.4.2.9 СП 1.13130.2020).
- отсутствует обеспечение доступа к требуемым эвакуационным выходам для каждого помещения (отступление от п.4.2.14 СП 1.13130.2020).
- отсутствует рассредоточение требуемых эвакуационных выходов (отступление от п.4.2.16 СП 1.13130.2020).
- ширина эвакуационных выходов из помещений на этажах менее 0,8-м (отступление от п.4.2.19 СП 1.13130.2020).
- ширина горизонтальных участков путей эвакуации на этажах менее 1,0-м (отступление от п.4.3.3 СП 1.13130.2020).
- ширина тамбур-шлюза, расположенного на пути эвакуации, на 1-м этаже менее требуемого 1,85-м (отступление от п.4.3.11 СП 1.13130.2020).
- глубина тамбур-шлюза, расположенного на пути эвакуации, на 1-м этаже менее требуемого 1,85-м (отступление от п.4.3.11 СП 1.13130.2020).
- ширина выхода из лестничной клетки наружу, а также выхода из лестничной клетки в вестибюль для класса Ф2.2, менее ширины марша лестницы, определяемой расстоянием между ограждениями или между стеной и ограждением (отступление от п.4.2.20 СП 1.13130.2020).
- ширина пути эвакуации по лестнице, предназначенной для эвакуации людей, менее 1,35-м для здания класса Ф2.2 (отступление от п.4.4.1 СП 1.13130.2020).
- ширина лестничных площадок менее нормируемой ширины марша (отступление от п.4.4.2 СП 1.13130.2020).
- в объеме лестничной клетки под маршем 1-го этажа встроено техническое помещение (отступление от п.4.4.9 СП 1.13130.2020).
- путь эвакуации с единственной лестничной клетки проходит через вестибюль 1-го этажа, который не отделен от примыкающих коридоров и помещений перегородками с дверями, имеющими устройства для самозакрывания и уплотнения в притворах (отступление от п.4.4.11 СП 1.13130.2020).
- выход из единственной лестничной клетки в вестибюль 1-го этажа не оборудован тамбуром с конструктивным исполнением, аналогичным тамбур-шлюзу 1-го типа (отступление от п.4.4.11 СП 1.13130.2020).
- единственная лестничная клетка, сообщающаяся с вестибюлем 1-го этажа, не имеет выхода непосредственно наружу (отступление от п.4.4.11 СП 1.13130.2020).
- в коридорах без естественного проветривания длиной более 15-м отсутствует противодымная вентиляция (отступление от п.7.2 в) СП 7.13130.2013 Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности" (утв. и введен в действие Приказом МЧС России от 21.02.2013 N 116) (в действующей редакции).
- в здании класса Ф2.2, количество этажей - 4, отсутствует противопожарный водопровод с расходом 2 струи по 2,5 л/с (отступление от п.6 в табл.7.1 СП 10.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектирования" утв. приказом МЧС России от 27.07.2020 N 559).
- эвакуационные пути включают в себя участки, ведущие через лестничные клетки, если площадка лестничной клетки является частью коридора (отступление от п.2 ч.14 ст.89 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 (в действующей редакции).
- конфигурация путей эвакуации на 1-м этаже не соответствует требованиям п.1 ч.3 ст.89 N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 (в действующей редакции).
2) "СП 118.13330.2022. Свод правил. Общественные здания и сооружения. СНиП 31-06-2009" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 19.05.2022 N 389/пр) (в действующей редакции)
- п.5.5 требуется наличие в общественном здании вестибюля.
3) "СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр) (в действующей редакции)
- глубина тамбура менее требуемых 2,45-м при требуемой ширине не менее 1,6-м (отступление от п.6.1.8, п.6.2.1 СП 59.13330.2020).
Исходя из вышеизложенного, Комиссия считает, что довод Заявителя об отсутствии отступлений от требований от общестроительных норм не нашел своего подтверждения, так как Заказчиком предусмотрены данные отступления в подпунктах 2,3 пункта 3.3 Задания.
По второму доводу жалобы Комиссией установлено следующее.
Согласно п. 3.7 Задания, требуется обеспечивать сопровождение и защиту выполненных работ при прохождении в ГАУ ВО "Центр госэкспертизы по Воронежской области" государственной экспертизы проектной документации объекта "Реставрация с приспособлением под современное использование объекта культурного наследия регионального значения "Здание мещанской управы" (г. Воронеж, ул. Плехановская, 3) и размещение подразделения государственного бюджетного учреждения культуры Воронежской области Воронежского областного литературного музея им. И.С. Никитина", включая устранение замечаний экспертов, в т. ч. оперативную корректировку и /или доработку в соответствии с замечаниями, представление пояснительного и иного материала по требованиям и вопросам экспертов.
Сопровождение осуществляется до момента получения положительного заключения государственной экспертизы.
Вместе с тем, Комиссия делает вывод о том, что в Задании на выполнение работ по разработке СТУ по объекту не предусмотрено согласование СТУ в ГАУ ВО "Центр госэкспертизы по Воронежской области". Задание содержит требование обеспечивать сопровождение и защиту выполненных работ при прохождении государственной экспертизы проектной документации объекта.
Также, Комиссия поясняет, что указанное требование не влияет на приемку работ, а подразумевает исполнение Подрядчиком гарантийных обязательств, установленных Заказчиком.
Следовательно, данный довод жалобы также не нашел своего подтверждения, а доказательств данного утверждения, Заявителем в материалы настоящего дела не предоставлено.
По третьему доводу жалобы Комиссия поясняет следующее:
Согласно п. 3.6. Задания необходимо согласовать СТУ:
- с МЧС РФ
Приказ МЧС России от 28.11.2011 N 710 (в действующей редакции) "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по согласованию специальных технических условий для объектов, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности"
- с Минстроем РФ
Приказ Минстроя России от 30.11.2020 N 734/пр (в действующей редакции) "Об утверждении Порядка разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства" Сопровождение процедур ведомственных согласований разрабатываемой документации (СТУ, расчет пожарного риска, "Отчета предварительного планирования действий пожарных подразделений по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ") предшествующих государственной экспертизе в ФАУ "Главгосэкспертиза России" (сопровождение осуществляется до момента получения соответствующих согласований).
В соответствии с п.13. Приказа N 734/пр подготовленные в соответствии с требованиями глав I и II Порядка СТУ, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14 Порядка, подлежат согласованию с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу о том, что требование об обязательном согласовании СТУ в Минстрое РФ установлено Заказчиком в соответствии с положениями Приказа N 734/пр. Тем самым, данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного, изучив предоставленные документы и информацию Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы ООО "Байер".
Также, Комиссия отмечает, что в адрес заявителя посредством функционала Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) направлено уведомление о принятии жалобы к рассмотрению, согласно которого, в целях реализации прав предусмотренных ч.1 ст. 105 Закона о контрактной системе, Заявителю необходимо было предоставить сведения и информацию, свидетельствующие о нарушении прав и законных интересов общества, информацию о намерении участвовать в вышеназванном аукционе и претендовать на заключение соответствующего контракта и обеспечить явку представителей с соответствующей доверенностью для принятия участия в рассмотрении указанной жалобы.
Заявитель явку своих полномочных представителей не обеспечил, сведения (информацию) и документы, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов не предоставил.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России не находит оснований для признания нарушений в действиях заказчика.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком, Уполномоченным органом, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Воронежского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Байер" на действия департамента строительной политики при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение подрядных работ для государственных нужд по разработке специальных технических условий по объекту "Реставрация с приспособлением под современное использование объекта культурного наследия регионального значения "Здание мещанской управы" (г. Воронеж, ул. Плехановская, 3) и размещение подразделения государственного бюджетного учреждения культуры Воронежской области Воронежского областного литературного музея им. И.С. Никитина" (номер извещения 0131200001023001217), необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.В. Логошин
Члены комиссии И.А. Тельпов
Е.В. Коростылева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 4 апреля 2023 г. N 036/06/106-508/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.04.2023