Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
"_" - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Профпроект" (далее - ООО "Профпроект", общество, заявитель) на действия департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска (далее - уполномоченный орган) и бюджетного учреждения города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" (далее - заказчик) при осуществлении закупки в форме запроса котировок в электронной форме "Выполнение работ по разработке проектной документации на снос жилого дома по адресу улица 20-я Линия, дом 25 расположенного в городе Омске (Реестровый номер 53.0197.23)" (извещение N 0152300011923000215) (далее - запрос котировок, закупка),
в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы;
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
заказчика - "_" (доверенность N 59 от 31.03.2023), "_" (доверенность N 99 от 05.05.2022);
уполномоченного органа - "_" (доверенность N 6 от 20.09.2022), "_" (доверенность N 3 от 25.07.2022), "_" (доверенность N 2 от 12.04.2022)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 2695-ЭП/23 от 27.03.2023) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов запроса котировок следует, что 20.03.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение об осуществлении закупки N 0152300011923000215 с начальной (максимальной) ценой контракта 122 115,29 руб.
30.03.2023 размещен протокол подведения итогов определения подрядчика, согласно которому на участие в закупке было подано 11 заявок, заявки трех участников были отклонены. Победителем закупки признан участник с идентификационным номером заявки 113860356.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
По мнению заявителя, в извещении об осуществлении закупки неправомерно установлено требование к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования в отношении объектов капитального строительства.
В материалы дела представлены возражения заказчика на доводы жалобы (вх. N 2958/23 от 31.03.2023), согласно которым приведенное требование установлено в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону (часть 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе).
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе).
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующее единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) (аналогичное требование предусмотрено пунктом 12 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
В силу части 6 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе должно содержать электронный документ - описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона (пункт 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
Абзацем третьим пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации (в том числе путем внесения в них изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства" при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" утверждено Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, которое предусматривает наличие в проектной документации раздела 7 "Проект организации строительства", содержащий, в том числе проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства).
Главой 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено саморегулирование в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и сноса объектов капитального строительства.
Так частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Главой 6.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации регулируется снос объектов капитального строительства.
В соответствии с частями 2, 3, 4 и 8 статьи 55.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях сноса объекта капитального строительства застройщик или технический заказчик обеспечивает подготовку проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства в качестве самостоятельного документа, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 8 настоящей статьи. Подготовка проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства осуществляется специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области архитектурно-строительного проектирования.
Подготовка проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства осуществляется на основании результатов и материалов обследования объекта капитального строительства в соответствии с требованиями технических регламентов, санитарно-эпидемиологическими требованиями, требованиями в области охраны окружающей среды, требованиями безопасности деятельности в области использования атомной энергии, требованиями к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности.
Требования к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Положения настоящей главы не распространяются на случаи сноса объекта капитального строительства в целях строительства нового объекта капитального строительства, реконструкции объекта капитального строительства. Снос объекта капитального строительства осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Кодекса для строительства объектов капитального строительства.
Требования к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 N 509 (далее также Требования к составу и содержанию проекта организации работ).
Пунктом 2 Требований к составу и содержанию проекта организации работ определено, что настоящий документ не применяется в случаях, предусмотренных частями 3 и 8 статьи 55.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из совокупного толкования приведенных положений, следует, что при сносе объекта капитального строительства, не связанном с новым строительством, по общему правилу осуществляется подготовка проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства в соответствии с указанными Требованиями к составу и содержанию проекта организации работ.
При этом требование о членстве в саморегулируемой организации к лицам, осуществляющим подготовку проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства, Градостроительным кодексом Российской Федерации не установлено.
Необходимо отметить, что в случае сноса объекта капитального строительства в целях строительства нового объекта капитального строительства, реконструкции объекта капитального строительства осуществляется подготовка проектной документации. В этом случае лицо, осуществляющее подготовку такой проектной документации, должно являться членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Комиссией установлено, что подготовка проектной документации и проекта организации работ являются самостоятельными видами работ, имеющими различные цели и самостоятельное правовое регулирование.
Согласно электронному документу "Описание объекта закупки", размещенному в составе извещения об осуществлении закупки, объектом закупки является выполнение работ по разработке проектной документации на снос жилого дома по адресу улица 20-я Линия, дом 25 расположенного в городе Омске.
При этом также указано: "Описание объекта закупки: работы выполняются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 11.12.2020 N 883н "Об утверждении Правил охраны труда при строительстве, реконструкции и ремонте", СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования" СНиП 12-04-2002 "Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство", "Градостроительным кодексом Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ, Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Федеральным законом от 27.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 N 509 "Об утверждении требований к составу и содержанию организации работ по сносу объектов капитального строительства"".
В извещении об осуществлении закупки установлено следующее требование к участникам закупки: "Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ членство в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии) в соответствии со статьей 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам должен соответствовать частям 10 и 11 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Указанные требования не применяются к участникам закупки, перечисленным в части 4.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации".
По мнению Комиссии, заказчиком неверно определен объект закупки и установлены требования к выполнению работ - их одновременному соответствию постановлению Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 и постановлению Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 N 509.
Фактически потребность заказчика заключалась именно в подготовке проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства. Доказательств обратного заказчиком в материалы дела не представлено.
Следовательно, в действиях заказчика установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
В действиях уполномоченного органа установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в части неправомерного установления в извещении об осуществлении закупки требования к участникам о членстве в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования.
В связи с указанным, довод жалобы признан обоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Профпроект" на действия департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска и бюджетного учреждения города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" при осуществлении закупки в форме запроса котировок в электронной форме "Выполнение работ по разработке проектной документации на снос жилого дома по адресу улица 20-я Линия, дом 25 расположенного в городе Омске (Реестровый номер 53.0197.23)" (извещение N 0152300011923000215).
2. Признать в действиях департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
Признать в действиях бюджетного учреждения города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать департаменту контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска и бюджетному учреждению города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства", оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы электронного аукциона должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя комиссии |
"_" "_" |
Член Комиссии |
"_" |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 3 апреля 2023 г. N 055/06/106-379/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.04.2023