Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<_> - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
<_> - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
<_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя <_> на действия федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта" (далее - заказчик, ФГБОУ ВО СибГУФК) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Капитальный ремонт кровли общежития N2" (извещение N 0352100009923000001) (далее - электронный аукцион, аукцион, закупка),
в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
при участии посредством видео-конференц-связи представителя заказчика - <_> (доверенность от 31.03.2023 N 346/1/01-01)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 2821-ЭП/23 от 28.03.2023) жалоба заявителя на действия заказчика, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 17.03.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение N 0352100009923000001 об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 8886990,55 руб.
17.03.2023 и 20.03.2023 внесены изменения в извещение об осуществлении закупки.
28.03.2023 размещен протокол подачи ценовых предложений, согласно которому была подана двадцать одна заявка на участие в аукционе, ценовые предложения поданы пятнадцатью участниками, наименьшее ценовое предложение сделано участником закупки с идентификационным номером заявки 113851443 (6149797,37 руб.), при этом снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 30,8 %.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 29.03.2023 заявки всех участников были признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки. Победителем признан участник закупки с идентификационным номером заявки 113851443 (ООО "СК-БООММАНА 18") с ценой контракта 6149797,37 руб.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, установлено следующее.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению заявителя, в извещении об осуществлении закупки установлены противоречивые сведения относительно возможности одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения.
Заказчиком представлены (вх. N 2960-ЭП/23 от 31.03.2023) следующие пояснения на доводы жалобы: "В проект контракта согласно пункту 14 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ включено условие: "12.7. Расторжение настоящего контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны настоящего контракта от исполнения настоящего контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федерального закона статьей 95 N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В интерактивной части извещения, размещенного в ЕИС, не было установлено условие: "Предусмотрена возможность одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии со ст. 95 закона N 44-ФЗ", что, по мнению Заказчика, относится к возможности одностороннего отказа Исполнителя, а возможность изменения контракта, в том числе расторжение по соглашению сторон, допускается проектом контракта согласно статье 95 Закона N 44-ФЗ".
Согласно статье 7 Федерального закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в", пунктом 5 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе.
Пунктом 20 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее помимо прочего следующую информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ проект контракта.
Частью 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
Важно учитывать, что законодательство о контрактной системе не допускает, чтобы информация, размещенная на официальном сайте ЕИС, содержала в себе разночтения и имела двусмысленное толкование. Вся информация должна быть понятной как для заказчиков, так и для участников закупок. Недопустимо введение участников закупки в заблуждение.
В извещении об осуществлении закупки было установлено: "Предусмотрена возможность одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии со ст. 95 Закона N44-ФЗ - Нет".
При этом пунктом 12.7 проекта контракта, размещенного в составе извещения об осуществлении закупки, было установлено: "Расторжение настоящего контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны настоящего контракта от исполнения настоящего контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 95 44-Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Следовательно, условие проекта контракта, предусмотренное пунктом 12.7, противоречит извещению об осуществлении закупки.
Таким образом, Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение статьи 7, части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе, в связи с чем признает довод жалобы обоснованным.
4. В результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее:
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Абзацем третьим пункта 1 статьи 49 ГК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Согласно абзацу второму пункта 3 статьи 49 ГК РФ право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений
Постановлениеи Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128 утверждено Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Положение).
Согласно части 3 Положения лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно перечню работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, предусмотренному приложением к настоящему Положению.
В соответствии с абзацем 9 Перечня к таким видам работ и услуг относится выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
В электронном документе "Описание объекта закупки" указано, что работы выполняются в объеме, определенном Техническим заданием на выполнение работ по капитальному ремонту кровли общежития N2 (Приложение N 1 к контракту (документ "Проект контракта")), а также приложенной сметой и дефектной ведомостью.
Пунктом 23 локального сметного расчета предусмотрена обработка конструкций антисептиком-антипиреном при помощи аппарата аэрозольно-капельного распыления.
Вместе с тем в нарушение части 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе, абзаца второго пункта 3 статьи 49 ГК РФ в проекте контракта не предусмотрено требование о наличии у подрядчика или у субподрядчика лицензии на осуществление деятельности по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу индивидуального предпринимателя <_> на действия федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Капитальный ремонт кровли общежития N2" (извещение N 0352100009923000001).
2. Признать в действиях федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта" нарушение части 1 статьи 2, статьи 7, части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе, абзаца второго пункта 3 статьи 49 ГК РФ.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
<_> |
Заместитель председателя Комиссии |
<_> |
Члены Комиссии |
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 4 апреля 2023 г. N 055/06/106-345/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.04.2023