Резолютивная часть решения оглашена 31 марта 2023 года.
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N115 от 03.11.2020 (далее - Комиссия), в составе: < >, председателя Комиссии, врио заместителя руководителя; членов Комиссии: < >, начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, < >, специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, при участии представителя Министерства здравоохранения Рязанской области < > (доверенность б/н от 06.03.2023), представителя Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" < > (доверенность N2 от 09.01.2023), представителя Государственного казенного учреждения Рязанской области "Агентство по закупкам в сфере здравоохранения" < > (доверенность б/н от 30.03.2023), представителей ЗАО "Диамед" < > (доверенность б/н от 27.03.2023), < > (доверенность б/н от 27.03.2023), в отсутствие представителей АО "Сбербанк-АСТ, уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ЗАО "Диамед" (вх. N1756-ЭП/23 от 28.03.2023) на действия Заказчика (Министерство здравоохранения Рязанской области) при проведении электронного аукциона на поставку медицинского изделия (Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинского изделия (извещение N 0859200001123002973 от 17.03.2023) и проведя внеплановую проверку указанного электронного аукциона,
у с т а н о в и л а:
Министерством здравоохранения Рязанской области (далее - Заказчик) инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинского изделия (Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинского изделия (далее - электронный аукцион).
17 марта 2023 года извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Уполномоченным учреждением выступило Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" (далее - Уполномоченное учреждение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 42 354 000 рублей 00 копеек.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС), а именно: действия Заказчика, выразившиеся в установлении в описании объекта закупки требований к товару, влекут за собой ограничение количества участников закупок и соответствуют единственному производителю АО "НПО "Сканер".
В ходе заседания представители Заявителя поддержали доводы, изложенные в жалобе.
В отзыве на жалобу N96 от 30.03.2023 (вх. N1825-ЭП/23 от 30.03.2023) Уполномоченное учреждение сообщило, что описание объекта закупки соответствует требованиям Закона о ФКС и не нарушает законных интересов участников закупки. Кроме того, Заказчиком использованы обязательные к применению характеристики позиции КТРУ.
В отзыве на жалобу NАС/11-4735 от 30.03.2023 (вх. N1849/23 от 30.03.2023) Заказчик сообщил, что жалоба является необоснованной, а также описание объекта закупки соответствуют требованиям Закона о ФКС и не нарушает законных интересов участников закупки.
В ходе заседания Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного учреждения поддержали возражения, изложенные в отзыве на жалобу, и считают жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнение сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о ФКС в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о ФКС описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Объектом рассматриваемой закупки является поставка медицинского изделия (Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинского изделия.
Согласно доводам заявителя, в Реестре радиоэлектронной продукции, помимо ультразвуковых аппаратов производства АО "НПО "Сканер" содержится информация об ультразвуковых аппаратах ЗАО "НИПК "Электрон". Вместе с тем, требование о наличии "Допплеровского/карандашного" датчика в описании объекта закупки ограничивает возможность поставки аппаратов УЗИ производства ЗАО "НИПК "Электрон". При установлении ограничений по Постановлению Правительства N878, совокупности требований Технического задания будут соответствовать товары, только произведенные на территориях государств - членов Евразийского экономического союза. Вместе с тем, аппараты УЗИ производства ЗАО "НИПК "Электрон" не соответствуют по позиции - наличие "Допплеровского/карандашного" датчика. Следовательно, в Извещении установлены требования, которым соответствует только аппараты одного конкретного Поставщика и Производителя, а именно на АО "НПО "Сканер".
В описании объекта закупки Заказчиком установлены характеристики товара, требуемого к поставке в соответствии с позицией КТРУ 26.60.12.132-00000036: Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети.
Также Заказчик в письменных пояснениях сообщает, что ГБУ РО "Агентство по закупкам в сфере здравоохранения" проводился предварительный запрос ценовой информации у производителей ультразвуковых систем, ответ получен от разных производителей: АО "НПО "Сканер", Samsung Medison.
Также Заказчик и Уполномоченное учреждение сообщили, что характеристики аппаратов ультразвукового сканирования, указанные Заказчиком в описании объекта закупки, являются клинически значимыми и не являются излишними.
Ультразвуковой датчик карандашный необходим заказчику в соответствии с потребностями лечебного учреждения и также не противоречит нормам нормативно-правовых актов, поскольку многие ультразвуковые системы оснащаются подобным датчиком.
Карандашный датчик необходим для регистрации высокоскоростных потоков крови при исследованиях в кардиологии и ангиологии. Он обладает большей чувствительностью для регистрации пороков развития клапанов сердца и нарушений физиологичности кровотока (для определения скоростей регургитации), а также для транскраниальных исследований для четкой оценки скорости кровотока в передней и задней ветвях мозговых артерий, таким образом, фазированные датчики не отвечают требованиям диагностического процесса по сравнению с карандашными датчиками.
Принципиальное значение наличие карандашного датчика имеет для исследований сосудов у пациентов с плохим акустическим окном.
Заказчиком в извещение об осуществлении закупки, а также в документы, являющиеся его неотъемлемой частью, заказчиком включены характеристики товара в соответствии с данной позицией КТРУ.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145 (далее - Правила N145), следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно письму Министерства Финансов РФ N 24-03-06 75744 от 04.08.2022, направленному в адрес ГКУ УКС РБ и в адрес ФАС России по вопросу об осуществлении закупок систем ультразвуковой визуализации с использованием каталога товаров, работ, услуг, отмечено, что рабочей группой Экспертного совета сформированы позиции КТРУ по результатам анализа всех характеристик всех конкретных зарегистрированных медицинских изделий, содержащихся в соответствующих регистрационных досье. Таким образом, использование характеристик, установленных в каталоге товаров, работ, услуг, как обязательных, так и необязательных к применению, не может привести к ограничению конкуренции.
В письме от 06.10.2020 N АК/86629/20 ФАС России выразила свою позицию по вопросу обязанности Заказчиком применять характеристики КТРУ даже в случае, если совокупности указанных в нем характеристик отвечает товар одного производителя.
Указание Заказчиком характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Исходя из пояснений Заказчика, описание объекта закупки сформировано в соответствии с его потребностями, с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, при этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Вместе с тем Заявитель не предоставил документального подтверждения довода жалобы с точки зрения достаточности доказательств, которые бы позволяли сделать вывод об установлении характеристик товаров, ограничивающих количество участников закупки, а также вывод о наличии избыточных характеристик к закупаемой продукции, установленных с целью ограничения конкуренции и закупки конкретного товара у конкретного производителя.
Комиссия также отмечает, что указание в разделе "Описание объекта закупки" кодов КТРУ не противоречит требованиям Закона о ФКС.
Кроме того, Комиссия Рязанского УФАС обращает внимание на то обстоятельство, что постановление N878 не устанавливает запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, а имеет ограничительный характер и "срабатывает" при определенных обстоятельствах.
Таким образом, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу, что довод Заявителя не обоснован, поскольку извещение об осуществлении закупки и описание объекта закупки не противоречат требованиям Закона о ФКС.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 закона о ФКС нарушений законодательства о контрактной системе, не выявила.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3 и частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ЗАО "Диамед" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 3 апреля 2023 г. N 062/06/33-181/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.04.2023