Резолютивная часть решения оглашена 03 апреля 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 06 апреля 2023 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 10.02.2023 N9 в составе:
<_>
в присутствии представителей от:
заказчика - Бюджетное учреждение "Канашская центральная районная больница" Министерства здравоохранения - <_>, представителя по доверенности,
в отсутствие представителя от заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения обращения,
рассмотрев путем видео-конференц-связи жалобу ООО "МЕДГРУПП" на положения извещения, установленные заказчиком при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (изв. N 0815500000523001829) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 27.03.2023 поступила жалоба ООО "МЕДГРУПП" на положения извещения, установленные заказчиком при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (изв. N 0815500000523001829) (далее - электронный аукцион).
Заявитель указывает, что в нарушение ч. 1 ст. 8 и п.1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик составил извещение об осуществлении закупки (описание объекта закупки) которое приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа (количества) участников закупки.
ООО "МЕДГРУПП" считает, что в нарушение ч.1 ст. 8 и п.1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки составлено (подогнано) так, что под описание требуемой заказчику установки для обезвреживания и деструкции медицинских отходов подходит установка только одного производителя. Система для обезвреживания медицинских отходов "Медисота 35.02". Изготовитель ООО "МВ Пауер Лимитед".
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
09.03.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0815500000523001829 о проведении элек
тронного аукциона на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, с начальной (максимальной) ценой контракта 1 988 000,00 руб. Одновременно на официальном сайте размещено извещение об электронном аукционе с описанием объекта закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
На основании ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Из части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В соответствие с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ с описанием объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
Комиссией Чувашского УФАС России установлено, что объектом рассматриваемой закупки является поставка Установки для деструкции и обеззараживания медицинских отходов. Описанием объекта закупки, размещенным в составе извещения об осуществлении закупки, установлены требования к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товара. При формировании описания объекта закупки Заказчиком применен КТРУ 32.50.50.190-00000621 ОКПД 2 32.50.50.190. При этом по данной позиции в КТРУ отсутствуют какие-либо характеристики.
Согласно части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования КТРУ утверждены ПП РФ от 08.02.2017 N 145.
Согласно пункта 5 ПП РФ N 145, Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно пункта 6 ПП РФ N 145, В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Комиссией Чувашского УФАС России установлено, что Заказчик определил в том числе следующие требования к объекту закупки:
Наименование показателей |
Значение показателей |
Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге |
Объем загрузки, л |
|
Для обеспечения клинической потребности ЛПУ и проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий |
Производительность за один цикл, л |
|
Для оптимального использования оборудования с учетом п. 201СанПиН 2.1.3684-21 |
Внутренний объем камеры, л |
|
Для оптимального использования оборудования с учетом п. 201СанПиН 2.1.3684-21 |
Габаритные размеры: Длина, мм |
|
Для оптимального размещения оборудования |
Габаритные размеры: Ширина, мм |
|
Для оптимального размещения оборудования |
Габаритные размеры: Высота, мм |
|
Для оптимального размещения оборудования |
Заказчиком пояснено, что указанные ссуженные параметры объема загрузки, объема камеры необходимы для обеспечения клинической потребности ЛПУ, так как при накоплении большего объема медицинских отходов в ЛПУ нет возможности их хранения, производительность установлена исходя из оптимальных параметров использования оборудования, времени сотрудников и экономиии электроэнергии, габаритные размеры установлены исходя из размеров помещения. При этом каких-либо подтверждающих расчетов и документов не представлено.
Исходя из положений Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - Закон о стандартизации), указанный Закон регулирует отношения в сфере стандартизации, возникающие при разработке документов по стандартизации, в которых указываются общие характеристики объекта стандартизации (продукции), а также правила и общие принципы в отношении такой продукции.
Согласно Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании), указанный Закон регулирует отношения, возникающие при разработке и применении обязательных требований к продукции, процессам производства работ, оказанию услуг.
Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара устанавливаются государственными стандартами (далее - ГОСТ).
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Данным правилом призвано упорядочить информацию о закупке, установить однозначно понимаемую и непротиворечивую информацию и тем самым обеспечить взаимопонимание между Заказчиком и участниками закупки (поставщиками), контролирующими органами и другими субъектами экономической деятельности, применяющими нормативные документы.
Вместе с тем, Заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом излагать требования к заявленным товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товаров именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, Заказчик формирует объект закупки в соответствии с собственными нуждами, при этом руководствуясь требованиями Закона о контрактной системе. При этом, описание функциональных, технических и качественных характеристик товара не должно содержать излишних требований, двусмысленных толкований, противоречий, недостоверных и несуществующих характеристик.
Проанализировав требования к товарам, установленным Заказчиком, Комиссия отмечает, что требования Заказчика установлены не в соответствии с ГОСТ. Вместе с тем, следует отметить, что обоснование необходимости установленных требований к товарам в аукционной документации не содержится.
При этом исходя из принципов открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленное пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системы требование об объективном описании объекта закупки не может сводиться к формальному воспроизведению заказчиком в документации о закупке объективно существующих (возможных) показателей товара, а должно быть мотивированным, основанным на реальных, необходимых при выполнении соответствующих государственных или муниципальных функций, потребностях заказчика, которые заказчик в силу возложенной на него обязанности объективного описания объекта закупки, должен быть готов обосновать. При этом объективное описание объекта закупки не должно затруднять (исключать) возможность однозначного восприятия соответствующего требования потенциальными участниками закупки, а также возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях.
Заказчиком не представлено обоснование того, что используемые заказчиком суженные характеристики объема загрузки, производительности, объема камеры являются значимыми для целей эксплуатации данного оборудования в медицинской организации либо клинически значимыми для осуществления заказчиком медицинской деятельности, как и не представлено доказательств того, что их расширение в Техническом задании (изменение их значений) повлечет ухудшение качественных характеристик оборудования.
Комиссией Чувашского УФАС России было установлено, что на сегодняшней день на территории Российской Федерации зарегистрировано несколько СВЧ-установок:
1) Установка УОМО РУ No РЗН 2020/11332 от 21.07.2020 г., ООО "НПП "ОМИТЕКС";
2) Система "Стериус" РУ No РЗН 2015/3537 от 04.02.2022 г. ООО "ХимЛаб" ;
3) Система "Бионар" РУ No РЗН 2020/9879 от 03.04.2020 г. ООО "Вольтметрика";
4) Система "Медисота" РУ No РЗН 2015/2374 от 23.06.2021 г. ООО "МВ Пауер Лимитед".
Однако, описанию объекта закупки с учетом сужения спорных параметров соответствует только система для обезвреживания медицинских отходов "Медисота 35.02" по ТУ 9451-001-38736713-2012, в варианте исполнения: Система для обезвреживания медицинских отходов "Медисота 35.02" производитель ООО "МВ Пауер Лимитед" комплектация с устройством измельчения отходов "Бионар", производитель ООО "ВольтМетрика".
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель Заказчика не опроверг доводы Заявителя, а также не представил доказательств возможности поставки товаров, входящих в предмет закупки, с указанными в описании объекта закупки характеристиками, иного производителя.
Данное также подтверждается представленными 2 заявками на участие в закупке, предложившими один и тот же товар - Система для обезвреживания медицинских отходов "Медисота 35.02" производитель ООО "МВ Пауер Лимитед" комплектация с устройством измельчения отходов "Бионар", производитель ООО "ВольтМетрика".
Вместе с тем, из смысла положений статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что возможность детализации заказчиком своей потребности в описании объекта закупки ограничена запретом ограничения количества участников закупки.
Комиссия Чувашского УФАС приходит к выводу, что описание объекта закупки содержит значения показателей в описании объекта закупки, устанавливающие ограничение количества участников закупки.
Таким образом, в действиях Заказчика установившего значения данных показателей, имеется нарушение п. 1 и 2 ч. 1 статьи 33 Закона о закупках,что образует состав административного правонарушения по статье 7.30 КоАП РФ.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем отмены всех протоколов и внесения изменений в описание объекта закупки
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ООО "МЕДГРУПП" обоснованной, а в действиях заказчика нарушение требований п. 1 и 2 ч. 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МЕДГРУПП" на положения извещения, установленные заказчиком при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (изв. N 0815500000523001829) обоснованной.
2. Признать Заказчика - Бюджетное учреждение "Канашская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Чувашской Республики нарушившим требования п. 1 и 2 ч. 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Бюджетному учреждению "Канашская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Чувашской Республики обязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы дела должностному лицу Чувашского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
<_>
Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 6 апреля 2023 г. N 021/06/49-243/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.04.2023