Резолютивная часть объявлена 03.04.2023 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 06.04.2023
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Андрейцева Е.А. - Начальник отдела Управления;
- Мацола А.А. - Старший специалист 1 разряда отдела Управления,
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - посредством видеоконференц-связи Брынзюк О.Ю. по доверенности Nб/н от 31.03.2023,
на основании поступившего обращения от АНО "Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий" (вх. N2733-ЭП/23 от 21.03.2023 г.), в котором усматриваются признаки нарушений Федерального закона N 44 -ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении электронного аукциона, предметом которого является автоматизированное рабочее место; Операционная система Microsoft Windows 10 Professional (извещение N 0887300014222000002), провела контрольное мероприятие по проверке соблюдения требований Закона о контрактной
системе и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в пределах полномочий антимонопольного органа.
Проверка начата в 12 часов 00 минут 03.04.2023.
Проверка окончена в 12 часов 50 минут 03.04.2023.
Заказчик: Муниципальное бюджетное учреждение "Культурно-информационный центр "Кредо".
Юридический адрес Заказчика: 628126, ХМАО-Югра, р-н Октябрьский, пгт. Приобье, ул. Севастопольская, д.13.
ИНН: 8614008126.
Место проведения контрольного мероприятия: 628012, Россия, ХМАО - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, 27, каб. 249.
В ходе проведения внеплановой камеральной проверки было установлено следующее.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России, Управление) поступило обращение от АНО "Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий" (вх. N2733-ЭП/23 от 21.03.2023 г.), в котором усматриваются признаки нарушений Федерального закона N 44 -ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении электронного аукциона, предметом которого является автоматизированное рабочее место; Операционная система Microsoft Windows 10 Professional (извещение N 0887300014222000002).
1. В документации не установлен запрет на допуск ПО, происходящего из иностранных государств, кроме этого в документации отсутствует обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск ПО, происходящего из иностранных государств.
Проведя внеплановую проверку, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссией Управления установлено следующее.
Относительно довода обращения Комиссия Управления поясняет следующее.
Относительно довода жалобы Комиссия Управления отмечает следующее.
Согласно части 3, 4 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено:
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно извещению предмет закупки: Автоматизированное рабочее место; Операционная система Microsoft Windows 10 Professional.
Согласно описанию объекта закупки (извещение N 0887300014222000002) Заказчику требуется следующее.
Тип объекта закупки |
Товар |
|||||||
Наименование товара, работы, услуги по ОКПД2, КТРУ |
Код позиции Наименование характеристики |
Характеристики товара, работы, услуги |
Единица измерения |
Количество(объем работы, услуги) |
Цена за единицу измерения |
Стоимость позиции |
||
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Единица измерения характеристики |
||||||
операционная система Microsoft Windows 10 Professional |
58.29.11.000 |
|
Комплект |
2 |
|
|
||
Мышь компьютерная |
26.20.16.170-00000002 |
Интерфейс подключения |
USB |
|
Штука |
2 |
|
|
Длина кабеля |
|
Метр |
||||||
Тип подключения |
Проводной |
|
||||||
Клавиатура |
26.20.16.110-00000002 |
Отличие цвета русских букв на клавишах от латинских |
Да |
|
Штука |
2 |
|
|
Способ нанесения русификации клавиатуры |
Промышленный |
|
||||||
Раскладка клавиатуры |
ЙЦУКЕН QWERTY |
|
||||||
Длина кабеля |
|
Метр |
||||||
Интерфейс подключения |
USB |
|
||||||
Тип |
Полноразмерная |
|
||||||
Тип подключения |
Проводная |
|
||||||
Мультифункциональные клавиши |
Да |
|
||||||
Системный блок |
26.20.15.000-00000028 |
Количество встроенных в корпус аудиоразъемов |
|
Штука |
Штука |
2 |
|
|
Количество встроенных в корпус портов USB 3.2 Gen 2х2 |
|
Штука |
||||||
Язык интерфейса - русский |
Да |
|
||||||
Наличие кнопки включения и перезагрузки на передней панели |
Да |
|
||||||
Количество COM-портов |
|
Штука |
||||||
Количество портов USB Type-C на передней панели |
|
Штука |
||||||
Количество портов USB 2.0 на передней панели |
|
Штука |
||||||
Количество портов HDMI |
|
Штука |
||||||
Объем видеопамяти |
|
Гигабайт |
||||||
Базовая частота графического контроллера интегрированного в процессор |
|
Мегагерц |
||||||
Наличие системы охлаждения процессора |
Да |
|
||||||
Количество накопителей типа SSD |
|
Штука |
||||||
Количество накопителей типа HDD |
|
Штука |
||||||
Количество ядер процессора |
|
Штука |
||||||
Тип оперативной памяти |
DDR5 |
|
||||||
Тип накопителя |
HDD SSD |
|
||||||
Объем оперативной установленной памяти |
|
Гигабайт |
||||||
Монитор, подключаемый к компьютеру |
26.20.17.110-00000011 |
Тип кабеля для подключения к источнику изображения в комплекте |
HDMI-HDMI VGA -VGA |
|
Штука |
2 |
|
|
Кабель для подключения к источнику изображения в комплекте |
Да |
|
||||||
Время отклика, мс |
< 4 |
|
||||||
Блок питания |
Внешний |
|
||||||
Количество встроенных в корпус портов USB 2.0 |
|
Штука |
||||||
Класс энергетической эффективности, не ниже |
A |
|
||||||
Угол обзора по вертикали, градус |
|
|
||||||
Угол обзора по горизонтали, градус |
|
|
||||||
Разрешение вэб-камеры, Мпиксель |
|
|
||||||
Количество портов USB Type-C |
|
Штука |
||||||
Количество портов HDMI |
|
Штука |
||||||
Наличие встроенной акустической системы |
Да |
|
||||||
Наличие вэб-камеры |
Да |
|
||||||
Наличие встроенных динамиков |
Да |
|
||||||
Разрешение экрана |
1920 x 1200 |
|
||||||
Формат изображения |
16:9 |
|
||||||
Размер диагонали |
|
Дюйм (25,4 мм) |
На основании Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" товары, указанные в Приложениях и не указанные в них не могут быть предметом одного контракта (одного лота).
Комиссией Управления установлено, что товары с ОКПД 26.20.16.170-00000002; 26.20.17.110-00000011 включены в перечень товаров, уканных в приложении Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н. Однако товары с ОКПД 58.29.11.000; 26.20.15.000-00000028 в данном перечне отсутствуют. Таким образом, по закупке 0887300014222000002 Заказчиком размещены в одной процедуре товары с разной степенью запретов и ограничений, что является нарушением положений о контрактной системе.
Вместе с тем Заказчиком установлен запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", что является неуместным к данной закупке ввиду следующего:
Согласно части 1 и 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 Установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - перечень);
Установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.
На основании части 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 установлено, что запреты не применяются в следующих случаях:
а) отсутствие на территории Российской Федерации производства промышленного товара, которое подтверждается:
в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, - наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого с использованием государственной информационной системы промышленности в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации либо наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, сведения о поставке которого отнесены к государственной тайне, выдаваемого в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
в отношении иных товаров, не предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами и приобретаемых для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, - заказчиком самостоятельно;
б) закупка одной единицы товара, стоимость которой не превышает 300 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 28, 50, 142, 145 и 147 перечня);
в) необходимость обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком, ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 20, 21, 40-43, 70-76, 78-86, 94-117 и 134 перечня).
Комиссией Управления установлено, что цена каждой части товара менее 300 тыс. рублей, а также начальная максимальная цена контракта менее 1 млн. рублей, в связи с чем запрет по Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 не подлежит применению.
На основании вышеизложенного, Заказчиком неправомерно установлен запрет на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616, при этом Заказчику следовало применить к данной закупке запрет согласно Приказу Минфина России от 04.06.2018 N 126н в связи с наличием вышеуказанных ОКПД2 в извещении о проведении электронного аукциона, предметом которого является автоматизированное рабочее место; Операционная система Microsoft Windows 10 Professional (извещение N 0887300014222000002).
Заказчиком не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, установленный Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Также отсутствует обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск ПО, происходящего из иностранных государств.
На основании Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Согласно требованиям к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, необходимые заказчику, с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение Заказчиком установлено следующее:
1. Программное обеспечение Microsoft Windows 10 Рrо, относящееся к классу Системное программное обеспечение, должно:
1.1. Обеспечить взаимодействие с уже имеющимся у заказчика оборудованием и сетевыми ресурсами внутренней сети МБУ "КИЦ "КреДо".
1.2. Обеспечить взаимодействие с уже имеющимся у заказчика программным обеспечением (ViPNet: Client 3x, Microsoft Office, Microsoft, СКЗИ Крипто-Про версии 3.6 и выше, КриптоПро Office Signature, Система ИРБИС 64).
1.3. Обеспечить взаимодействие с Официальным сайтом Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (ЕИС, zakupki.gov.ru), Официальным сайтом Единой информационной системы в сфере закупок (new.zakupki.gov.ru), Официальным сайтом для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (bus.gov.ru), Системой удаленного финансового документооборота-СУФД-online, Электронной площадкой РТС-тендер, Программным комплексом "Бюджет-\WEB", "Смарт".
1.4. Обеспечить поддержку и выполнение Элементов управления ActiveX, Компонента формирования подписи sign.саb, ХСrypt1x.cab.
Программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского ПО имеет следующие функциональные, технические и эксплуатационные характеристики:
1. Программное обеспечение Microsoft Windows Office 10 Рrо, относящееся к классу Системное программное обеспечение, полностью удовлетворяет требованиям:
1.1. Программного обеспечения: КриптоПро Office Signature (КриптоПро Office Signature реализован как надстройка для Microsoft Office и функционирует во всех операционных системах Windows, поддерживаемых Office 2007/2010/2013 (для процессоров х86/х64);
1.2. По работе на Электронной площадке РТС-Тендер (Для работы электронной площадке РТС-тендер необходимо корректно установить и настроить программное обеспечение (ПО). Все нижеперечисленное ПО работает только с операционными системами Windows, начиная с ХР SРЗ и выше (серверные ОС не поддерживаются);
1.3. Информационных систем: Системой удаленного финансового документооборота- СУФД-online (одно из требований: Операционная система Microsoft Windows 2000/ХР/7), Система ИРБИС 64 (работает в архитектуре клиент-сервер, обеспечивая взаимодействие клиентских приложений (пользовательских АРМ-ов) и сервера ИРБИС 64 на основе протокола ТСР/1Р как в локальных, так и в глобальных сетях (Система ориентирована на работу под управлением операционной системы Windows 2000/ХР и выше)
1.4. По работе с Элементами управления АсtiveX (управляющие элементы АсtiveX официально обрабатываются только с операционной системой Microsoft Windows).
Таким образом, программное обеспечение, сведения о котором включены в единый реестр российского ПО имеет характеристики, несовместимые с характеристиками, установленными в техническом задании Заказчика. Позиция Заказчика Заявителем не опровергнута.
Заказчиком в закупочной документации не установлено обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что является нарушением положений о контрактной системе.
Таким образом, Заказчиком нарушены части 3, 4 статьи 14, пункт 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, Комиссия Управления решила не выдавать обязательное для исполнения предписание ввиду того, что согласно сведениям Единой информационной системы контракт заключен 21.11.2022 г.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления.
РЕШИЛА:
Выводы Комиссии:
1. В ходе проведения внеплановой проверки при проведении электронного аукциона, предметом которого является автоматизированное рабочее место; Операционная система Microsoft Windows 10 Professional (извещение N 0887300014222000002) в действиях Заказчика-Муниципальное бюджетное учреждение "Культурно-информационный центр "Кредо", выявлены нарушения части 3, 4 статьи 14, пункт 15 части 1 статьи 42 ФЗ-44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.
3. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
4. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Валиуллин Р.Р.
Члены Комиссии: Андрейцева Е.А.
Мацола А.А.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение
трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 6 апреля 2023 г. N 086/06/99-510/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.04.2023