Резолютивная часть решения оглашена 04 апреля 2023 года.
В полном объеме решение изготовлено 07 апреля 2023 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в составе:
председатель комиссии - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Соловьева Н.А.,
в присутствии представителей:
государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Тамбовский областной медицинский информационно-аналитический центр" - ____., _____, _____, _____..,
министерства имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области - _____..,
в отсутствие ИП,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу ИП (далее - Заявитель) на действия государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Тамбовский областной медицинский информационно-аналитический центр" при проведении электронного аукциона на поставку серверного оборудования в целях расширения серверных мощностей государственной информационной системы в сфере здравоохранения Тамбовской области (извещение N 0164200001923000748), и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Министерство имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области (далее Уполномоченный орган) 22.03.2023 опубликовало на сайте единой информационной системы в сфере закупок извещение о проведении электронного аукциона N 0164200001923000748 на поставку серверного оборудования в целях расширения серверных мощностей государственной информационной системы в сфере здравоохранения Тамбовской области (далее - Закупка).
Заказчик - государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Тамбовский областной медицинский информационно-аналитический центр".
Начальная (максимальная) цена контракта - 10 417 134,00 руб.
Дата и время окончания подачи заявок - 30.03.2023 07:00 часов.
ИП обратился с жалобой в Тамбовское УФАС России на нарушения требований Закона о контрактной системе.
Заказчик, Уполномоченный орган представили письменные объяснения по существу жалобы и просили отказать в ее удовлетворении.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев объяснения Заказчика, Уполномоченного органа, представленные материалы, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
1. Заявитель в своей жалобе указывает, что согласно сведениям, указанным в единой информационной системе, заказчик проводит закупку по коду ОКПД2 26.20.15.000 - "машины вычислительные электронные цифровые прочие, содержащие или не содержащие в одном корпусе одно или два из следующих устройств для автоматической обработки данных: запоминающие устройства, устройства ввода, устройства вывода", т.е. предметом закупки являются товары, входящие в перечень, на которые устанавливается запрет допуска в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N616. Однако, в техническом задании Заказчиком установлена другая информация в отношении объекта закупки. Несоответствие объекта закупки и технического задания приводят к невозможности поставить все товары из реестра российской промышленной продукции.
Из части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе следует, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги, установленным Заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд во исполнение ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, устанавливающие порядок использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд участниками контрактной системы в сфере закупок в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
В подпункте "а" п. 15 Правил указано, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а так же дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1)-25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств-членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 N616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а так же промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны и безопасности государств, при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
На заседании Комиссии Тамбовского УФАС России представители Заказчика пояснили, что согласно извещению о проведении аукциона объектом закупки является электронная вычислительная машины, код ОКПД2-26.20.15.000. В описании объекта закупки (техническом задании) перечислены характеристики, в соответствии с правилами применения КТРУ, каждого составляющего ЭВМ, которые не являются самостоятельным предметом закупки и указаны в описании объекта закупки в качестве его составляющих, в связи с чем, коды ОКПД на них не указаны.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что закупаемый Заказчиком товар - серверное оборудование (ОКПД2 26.20.15.000) находится в реестре российской промышленной продукции, о чем свидетельствуют, в том числе, заявка участника закупки, коммерческие предложения от хозяйствующих субъектов, полученные Заказчиком при формировании начальной (максимальной) цены контракта.
Довод жалобы признается необоснованным.
2. Согласно второму доводу Заявителя, при размещении закупки Заказчик указал значения характеристик не из КТРУ, установил дополнительные характеристики, а именно: ПО "Программное обеспечение управления системой сервера".
Комиссией Тамбовского УФАС России установлено, что в рассматриваемом случае, предметом закупки является электронно-вычислительная машина с программным обеспечением, без которого использование серверного оборудования невозможно в рамках исполнения функций, возложенных на Заказчика. Закупаемые товары являются технологически и функционально связанными между собой и должны рассматриваться как единый комплекс.
При проведении государственных (муниципальных) закупок допускается включение в один лот технологически и функционально взаимосвязанных между собой товаров, работ и услуг (п. 3 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)). Заказчиком объединены в один лот технологически и функционально связанные товары - серверное оборудование и программное обеспечение, без которого использование компьютерной техники невозможно, такое объединение соответствует требованиям статьи 8 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.
При этом в отношении указанных требований к предустановленным на поставляемую ЭВМ программным средствам согласно электронному документу "Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе" у участников закупки отсутствует обязанность в предоставлении каких-либо показателей в своих заявках.
Довод жалобы признается необоснованным.
3. Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчиком неправомерно установлены дополнительные требования к поставщику о создании электронного технического паспорта и его размещении в сети интернет.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что в соответствии с п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, указание Заказчиком в описании объекта закупки особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом спецификации использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Согласно представленным документам, Заказчиком проведено исследование рынка, получены коммерческие предложения от нескольких поставщиков, что подтверждает наличие функционирующего рынка и возможность поставки товара с установленными в описании объекта закупки характеристиками и требованиями к поставке товара неограниченным кругом лиц.
Кроме того, Заявитель на заседание Комиссии Тамбовского УФАС России не явился и не представил документы и сведения, подтверждающие нарушение его прав и законных интересов как участника закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП необоснованной.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 7 апреля 2023 г. N 068/06/42-206/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.04.2023