рассмотрев жалобу Заявителя на положения извещения при проведении электронного аукциона Nзз-10132-2023 "Поставка оборудования в рамках реализации мероприятий по укреплению материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений" (номер извещения в ЕИС - 0813500000123004170, далее - Аукцион), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон),
УСТАНОВИЛА:
29.03.2023 в Удмуртское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх.N2442/23) на положения извещения при проведении электронного аукциона.
По мнению подателя жалобы, в приложении N1 к извещению "Описание объекта закупки" Заказчик установил такие характеристики поставляемого товара, которые являются избыточными, безальтернативными, значения показателей которых соответствует только единственному производителю.
Представитель Заказчика и уполномоченного учреждения с доводами жалобы не согласились и пояснили, что описание объекта закупки составлено в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, а также в полной мере отвечает потребностям Заказчика. Кроме того, часть показателей сформировано согласно требованиям ГОСТ Р56310-2014 "Изделия медицинские электрические. Томографы магнитно-резонансные со сверхпроводящими магнитами. Технические требования для государственных закупок". При формулировании некоторых показателей Заказчиком не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, однако, описание объекта закупки в отношении таких характеристик содержит в себе обоснование необходимости их использования, что также соответствует положениям ст. 33 Закона о контрактной системе. Кроме того, обжалуемые Заявителем положения не приводят к ограничению количества участников закупки, так как на рынке существует не менее двух производителей, удовлетворяющих потребность Заказчика: GE Signa Explorer, Hitachi Oval. Таким образом, доводы жалобы необоснованны.
24.03.2023 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении электронного аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 114 900 000,00 рублей.
03.04.2023 - дата окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев довод жалобы о том, что Заказчик установил такие характеристики поставляемого товара, которые являются избыточными, безальтернативными, значения показателей которых соответствует только единственному производителю, признает его необоснованным на основании следующего.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N145) утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В соответствии с п. 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил установлено, что Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с п. 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Объект закупки - Система магнитно-резонансной томографии всего тела, со сверхпроводящим магнитом, которая относится к позиции КТРУ, установленной в извещении - 26.60.12.131.
Проанализировав извещение, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчик использует позицию КТРУ, при этом при описании объекта закупки использует не только информацию, включенную в позицию каталога, но и устанавливает дополнительные характеристики к товару, которые при этом содержат в себе обоснование необходимости их содержания в описание товара, исходя из потребности Заказчика.
Из буквального толкования положений Закона о контрактной системе следует, что Заказчику при формировании описания объекта закупки предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, возникающей в ходе осуществления деятельности с учетом специфики лечебного учреждения, с целью использования товара в работе с максимальной эффективностью, с учетом необходимости решения медицинским персоналом задач по оказанию своевременной, качественной и безопасной медицинской помощи населению, в том числе, посредством использования товара, являющегося объектом закупки. Следовательно, потребность Заказчика является определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
В связи с тем, что ни Законом о контрактной системе, ни Постановлением Правительства N145 не регламентировано содержание такого обоснования, Заказчиком принято решение использовать именно такую форму изложения позиции Описания объекта закупки, не ограничивая при этом круг количества участников данной закупки.
Согласно Обзору судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), указание заказчиком в извещении особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Кроме того, при рассмотрении настоящего дела, установлено, что в свободном доступе на рынке присутствует не менее двух производителей товара, удовлетворяющих описанию объекта закупки: GE Signa Explorer, Hitachi Oval, что подтверждается приложенными в материалы дела инструкциями с характеристиками.
Таким образом, спорные характеристики отражают действительную потребность Заказчика в приобретении товара, в наибольшей степени соответствующего целям лечебного учреждения, с учетом специфики деятельности учреждения, исходя из принципа ответственности за результативность обеспечения государственных нужд, эффективность осуществления закупок. Довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Довод Заявителя относительно несоответствия товара- Hitachi Oval по характеристике "количество мониторов рабочей станции - не менее 2" также не нашел своего подтверждения, поскольку в соответствии с регистрационным удостоверением NРЗН2014/1890 на Hitachi Oval оборудование оснащено, в том числе, рабочей станцией для обработки медицинских изображений (дополнительно - не более 3х штук) (пункт 51). Функционал рабочей станции для обработки изображений фактически представляет собой мониторы рабочей станции, позволяющие обработать изображение. Обратного Заявителем не доказано.
Заказчик при описании медицинского оборудования, руководствовался ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, частью 6 статьи 23 Закона, и Правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При описании объекта закупки использовалась позиция КТРУ с указанием обоснования использования дополнительных характеристик, в описание объекта закупки не включались требования к товару, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки. Более того, описание объекта закупки составлено таким образом, чтобы максимально удовлетворить клиническим потребностям Заказчика, позволить решать поставленные перед Заказчиком задачи.
С учетом вышеизложенного, довод жалобы является необоснованным.
В ходе проведения внеплановой проверки в пределах своей компетенции Комиссией Удмуртского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе по указанным обстоятельствам не установлено.
Руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "<_>" на положения извещения при проведении электронного аукциона Nзз-10132-2023 "Поставка оборудования в рамках реализации мероприятий по укреплению материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений" (номер извещения в ЕИС - 0813500000123004170) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 4 апреля 2023 г. N 018/06/106-268/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.04.2023