Резолютивная часть решения объявлена 04 апреля 2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 04 апреля 2023 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: ;
Члены Комиссии: .,
в присутствие представителей МКУ Иркутского районного муниципального образования "Хозяйственно-эксплуатационная служба Иркутского района" (далее - Заказчик);
в присутствие представителей МКУ ИРМО "СЕЗ" (далее - уполномоченный орган) . , ПАО "МТС" (далее - заявитель, участник закупки, общество) ;
рассмотрев жалобу заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона для закупки N 0834300022023000032 "Оказание услуг сотовой связи", в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица
контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России) поступила жалоба ПАО "МТС" на положения извещения о проведении электронного аукциона.
Исходя и доводов жалобы следует, что заказчиком нарушены следующие положения Федерального закона N 44-ФЗ:
1. Заказчик установил неисполнимый срок начала оказания услуг, который может исполнить только один участник закупки, который уже оказывает услуги связи заказчику.
2. Заказчиком в нарушение положений статей 31, 42 Закона N 44-ФЗ не установлено требование о наличии у участника закупки соответствующих лицензий в области связи.
Уполномоченным органом представлены возражения, согласно которым считают доводы жалобы необоснованными.
Заявителем жалобы представлено ходатайство о привлечении в качестве третьего лица ООО "Т2 Мобайл".
В ответ на вышеуказанное ходатайство Комиссия сообщает, что согласно пункту 3.26 Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14 заявитель, заказчик, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированная организация, комиссия по осуществлению закупок, ее члены, должностные лица контрактной службы, контрактный управляющий, оператор электронной площадки и заинтересованные лица вправе лично присутствовать при рассмотрении жалобы по существу, а также направить для участия в рассмотрении жалобы своих представителей.
Таким образом, присутствовать на заседании комиссии заинетерсованных лиц, является правом, а не обязанностью, в связи с чем Комиссия Иркутского УФАС России не может обязать участвовать в рассмотрении жалобы представителей ООО "Т2 Мобайл".
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что Заказчиком 16.03.2023 года в Единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0834300022023000032 "Оказание услуг сотовой связи".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 699 688 рубля 00 копеек.
В п. 3.2 проекта муниципального контракта (Часть IV. Проект контракта) извещения установлено, что срок оказания Услуг: не позднее 9 (девяти) календарных дней с даты заключения Контракта по "31" декабря 2024 года.
Согласно техническому заданию извещения данного электронного аукциона, в целях недопущения дезорганизации работы Заказчика и для бесперебойного предоставления услуг мобильной связи, Исполнитель обязан обеспечить возможность использования имеющихся абонентских номеров Заказчика из ресурса нумерации географически определяемой зоны нумерации в коде ABC=395 и из ресурса нумерации географически неопределяемой зоны нумерации в коде DEF либо путем сохранения имеющихся абонентских номеров Заказчика, либо, в случае если Исполнитель предлагает Заказчику для обслуживания новые абонентские номера, то Исполнитель принимает на себя обязательства по организации автоматической переадресации входящих вызовов с ранее используемых Заказчиком номеров из ресурса нумерации географически определяемой зоны нумерации в коде ABC=395 и из ресурса нумерации географически неопределяемой зоны нумерации в коде DEF на вновь предложенные абонентские номера в течение всего срока действия Контракта. Все расходы, которые могут возникнуть в ходе исполнения настоящего условия, включая: поддержание и оплату обслуживания SIM-карт, ранее используемых номеров, оплату услуг переадресации входящих вызовов с ранее используемых номеров из ресурса нумерации географически неопределяемой зоны в коде DEF, оплату услуг переадресации входящих вызовов с ранее используемых номеров из ресурса нумерации географически определяемой зоны в коде ABC=395 на вновь выделенные, несет Исполнитель. В случае, если Исполнитель не может обеспечить обслуживание имеющихся абонентских номеров Заказчика и предлагает новые абонентские номера, то Оператор обязуется за свой счет, в течение всего срока оказания услуг по настоящему Контракту, организовать переадресацию входящих вызовов с ранее используемых Заказчиком номеров на вновь предложенные абонентские номера.
Порядок передачи (портации) радиотелефонного номера (в формате DEF) установлен в п. 154 Правил оказания услуг телефонной связи (утв. Постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 N 1342).
Заявителем указано, что передача ресурса нумерации формата АВС между операторами связи возможна при условии согласия оператора, которому этот ресурс нумерации выделен и согласия Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.
Сроки и порядок процедуры передачи ресурса нумерации установлены Правилами распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства от 13.07.2004 N 350) и Приказом Минкомсвязи от 02.07.2012 N 167 "Об утверждении административного регламента Федерального агентства связи по предоставлению государственной услуги по выделению, изъятию, изменению и переоформлению ресурса нумерации" (далее - Приказ Минкомсвязи N 167).
Согласно п. 7 Приказа Минкомсвязи N 167 сроки предоставления государственной услуги по передаче ресурса нумерации от одного оператора связи другому оператору связи составляет 40 дней со дня регистрации в СЭД последнего из поступивших заявлений.
По мнению заявителя, указанный срок не соотносим с датой начала оказания услуг в рамках закупки - не позднее 9 (девяти) календарных дней с даты заключения Контракт. Кроме того, указанный срок и процедура существенно отличается от сохранения абонентских номеров формата DEF (для оказания радиотелефонной связи), при которой оказание услуг возможно уже через 9 дней с даты заключения контракта. Следовательно, преимущественное положение перед другими участниками закупки имеет действующий оператор связи, владеющий заявленной в извещении электронного аукциона номерной емкостью формата АВС.
Также заявителем отмечено, что услуги по предоставлению местной телефонной связи (номера формата АВС) относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий и могут закупаться заказчиком отдельно у единственного поставщика на основании п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Объединение услуг радиотелефонной связи и местной телефонной связи в одну закупку приводит в данном случае к ограничению конкуренции, поскольку объединяются услуги, которые могут быть оказаны субъектом естественной монополии и услуги радиотелефонной связи, которые не регулируются законом N 147-ФЗ "О естественных монополиях". При этом, установлен срок начала оказания услуг исключающий возможность участия в закупке других участников, кроме участника, владеющего ресурсом нумерации, относимой к местной телефонной связи в формате АВС.
Уполномоченным органом представлены следующие возражения относительно данного довода жалобы.
Пользователями номеров, оказание услуг по которым планируется осуществлять по итогам проведения закупки и заключению муниципального контракта, являются лица, замещающие муниципальные должности, а так же лица, задействованные в непосредственной деятельности заказчика и особенно оперативный дежурный ЕДДС, которому необходимо немедленно реагировать на поступающие звонки по чрезвычайным ситуациям. В данном случае отсутствует возможность смены абонентского номера в связи с возможностью потери связей, необходимых сотрудниками для надлежащего исполнения своих должностных обязанностей и во избежание допущения ЧС, в том числе оперативного реагирования.
Согласно п. 7 Правил оказания услуг телефонной связи (ППРФ N 1342) оказание услуг телефонной связи может сопровождаться предоставлением оператором связи иных услуг, технологически неразрывно связанных с услугами телефонной связи и направленных на повышение их потребительской ценности, при соблюдении требований, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Т.е. услуги мобильной связи могут сопровождаться оказанием иных услуг. В требовании документации указано "организовать переадресацию....", т.е. не оказать услугу местной телефонной связи, а оказать некие действия по организации переадресации, а это не является услугой связи и для этого не требуется отдельная лицензия, так как указано выше, организовать переадресацию можно разными путями (попросить заказчика договориться с действующим оператором, стать абонентом действующего оператора и т.п.).
Также порядок передачи ресурса нумерации регламентирован Приказом Минкомсвязи России от 02.07.2012N 167. На основании п. 9.5 Приказа Минкомсвязи России от 02.07.2012 N 167 Оператор связи вправе передать выделенный ему ресурс нумерации другому оператору связи только с согласия Россвязи. При передаче ресурса нумерации от одного оператора связи другому:
заявитель - владелец ресурса нумерации подает заявление об изъятии ресурса нумерации с указанием оператора связи, которому передается ресурс нумерации;
заявитель - получатель ресурса нумерации подает заявление о выделении ресурса нумерации с указанием оператора связи, от которого передается ресурс нумерации с приложением фрагмента схемы построения сети связи.
Пунктом 37 Приказа Минкомсвязи России от 02.07.2012 N 167 регламентирован порядок "Изъятие ресурса нумерации у одного оператора связи и выделение ресурса нумерации другому оператору связи при передаче ресурса нумерации от одного оператора связи другому оператору связи".
Из вышесказанного следует, что Заказчиком предусмотрена возможность оказания услуг связи не только путем сохранения имеющихся абонентских номеров Заказчика, путем передачи ресурса нумерации предыдущим оператором связи, но и с использованием переадресации с ранее использовавшихся номеров. В этом случае оплата новым оператором связи услуги переадресации вызова не может является основанием для признания действий Заказчика незаконными, т.к. Заказчику необходимо бесперебойное оказание услуг связи и данное условие одинаково распространяется на всех потенциальных участников закупки. Ничто не мешает победителю торгов заключить договор с прежним Исполнителем на услугу по переадресации вызовов со старых номеров Заказчика на новые номера, выделенные Исполнителем.
ПАО "МТС" на рассмотрении жалобы представлен запрос в адрес ООО "Т2 Мобайл", который оставлен последним без ответа на дату рассмотрения жалобы.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что данный электронный аукцион был опубликован уполномоченным органом в ЕИС 16 марта 2023 года, в то время как запрос ПАО "МТС" сделан лишь 28 марта 2023 года, за два дня до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе.
В свою очередь, в Определении от 22.11.2018 N 304-КП 8-13295 Верховный Суд РФ указал, что исполнение требования технического задания документации электронного аукциона о сохранении действующей телефонной нумерации не является юридически либо технологически невозможным и ограничивающим право участников на участие в электронном аукционе на оказание услуг связи. Аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа по делу N А19-27827/2019.
Заявителем жалобы непредставлено достаточных доказательств, подтверждающих невозможность исполнения вышеуказанных действий.
Кроме того, у операторов связи, таких как Мегафон, Ростелеком, МТС, Билайн имеется своя нумерация в коде АВС=395 в Иркутской области. Согласно выписке из реестра нумерации Россвязи у ПАО "МТС" найдено 3 записи по региону: г. Иркутск, Иркутская обл.
2. Заявитель считает, что Заказчиком в нарушение положений статей 31, 42 Закона N 44-ФЗ не установлено требование о наличии у участника закупки соответствующих лицензий в области связи.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе, требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
По мнению заявителя, согласно п. 12 ч.1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ заказчик в Извещении о закупке должен установить требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
В соответствии с пунктом 36 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" оказание услуг связи подлежит лицензированию.
Согласно описания объекта закупки требуется предоставление услуг связи с использованием номеров формата АВС = 395, т.е. услуг по предоставлению местной телефонной связи.
Заказчик в Извещении об осуществлении закупки и Требованиях к содержанию, составу заявки, инструкция по ее заполнению (Приложение к Извещению) установлено, что Участник закупки должен, в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99- ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", иметь действующую лицензию согласно Постановлению Правительства РФ от 30 декабря 2020 г. N 2385 "О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" по следующим видам услуг связи:
- услуг подвижной радиотелефонной связи.
Таким образом, по мнению заявителя, в нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 31 п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, заказчиком не установлено требование о наличии у участника закупки лицензии об оказании услуг местной телефонной связи.
Уполномоченным органом представлены возражения на данные доводы заявителя, согласно которым следует.
В извещении Заказчиком установлено, что Участник закупки должен, в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", иметь действующую лицензию согласно Постановлению Правительства РФ от 30 декабря 2020 г. N 2385 "О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" по следующим видам услуг связи: - услуг подвижной радиотелефонной связи. Дополнительная услуга, предусмотренная извещением: Услуги сотовой связи (Тип 4 - Тарифный план "Тородской номер" (ТП) 4) [Код позиции КТРУ 61.20.10.000- 00000002], является услугой по расширению возможностей использования сотовой связи, неразрывно связанной с федеральным номером и услугами предоставляемыми в рамках лицензируемой деятельности по предоставлению услуг подвижной радиотелефонной связи и не является отдельной услугой местной телефонной связи. На основании изложенного, требование о наличии у участника закупки лицензии на: Услуги местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа, не устанавливалось.
Кроме того, Часть 1. Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению извещения содержит полную информацию о том, что должна содержать в себе заявка участника закупки.
Комиссией установлено, что позиция Заказчика также подтверждается Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа по делу N А19-27827/2019 от 23 декабря 2020 года.
Дополнительно Комиссия Иркутского УФАС России отмечает, что согласно части 4 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ Участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. В день рассмотрения жалобы по существу участник закупки, подавший жалобу, вправе ее отозвать непосредственно при рассмотрении.
Вместе с тем, Заявителем жалобы не предоставлено достаточных документальных доказательств, подтверждающих доводы жалобы, в связи с чем у Комиссии Иркутского УФАС России отсутствуют основания для признания жалобы обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. признать жалобу Заявителя необоснованной;
2. копии решения направить сторонам по жалобе;
3. отменить процедуру приостановления определения поставщика в части заключения контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Исп.: Макарова Янна Кареновна
Тел.: 8 (3952) 24-32-31 вн. 121
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 4 апреля 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.04.2023