Резолютивная часть решения объявлена 22.02.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 22.02.2023 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "";
Члены Комиссии: В.С"";
В присутствие представителей ОГБУЗ "Качугская районная больница" (далее-заказчик) "".; Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее - уполномоченный орган) "", ИП ""(далее - участник закупки, заявитель) "".,
рассмотрев жалобу заявителя на положения извещения при проведении аукциона в электронной форме "Капитальный ремонт системы медицинского газоснабжения здания стационара ОГБУЗ Качугская РБ, расположенного по адресу: Иркутская область, р.п. Качуг, пер. Больничный, д. 1 в том числе 2023 год 2024 год", извещение N 0134200000123000977, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России поступила жалоба заявителя на положения извещения об электронном аукционе.
Из довода заявителя следует, что Заказчиком, уполномоченным органом нарушены нормы Федерального закона N 44-ФЗ, а именно:
1. Нарушение часть 6 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ;
2. Нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ;
3. Нарушение пункта 8.1 статьи 3 Федерального закона N 44-ФЗ;
4. Установление требований к недействующим СНиП;
5. Установление противоречивых сведений в отношении обеспечения гарантийных обязательств исполнителем;
6. Заказчик разместив разъяснения положений извещения данного электронного аукциона вводит участников закупки в заблуждение;
7. Заказчиком размещены противоречивые сведения в отношении реквизитов положительного заключения НМЦК;
8. Установление противоречивых сведений в отношении начала проведения работ по контракту;
9. Установление графика выполнения работ без указания конкретных сроков.
Заказчиком, уполномоченным органом представлены возражения на жалобу заявителя, в которых считают доводы жалобы необоснованными.
Изучив представленные материалы, Комиссия Иркутского УФАС пришла к следующему выводу.
27 февраля 2023 года в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещено извещение N 0134200000123000977 на Капитальный ремонт системы медицинского газоснабжения здания стационара ОГБУЗ Качугская РБ, расположенного по адресу: Иркутская область, р.п. Качуг, пер. Больничный, д. 1 в том числе 2023 год 2024 год.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 66 708 085 рублей 00 копеек.
27 марта 2023 года Заказчиком, уполномоченным органом внесены изменения в извещения данного электронного аукциона.
Довод 1.
Часть 5 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Часть 6 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ указывает, что условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Во исполнение вышеуказанных норм Правительством Российской Федерации утверждено Постановление N 1466 от 23.12.2016 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" (далее Постановление Правительства РФ N 1466).
Согласно пункту 6 Постановления Правительства РФ N 1466 подрядчик (поставщик, исполнитель) должен нести гражданско-правовую ответственность перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей, в том числе:
а) за представление документов, указанных в пунктах 2 - 4 настоящего раздела, содержащих недостоверные сведения, либо их непредставление или представление таких документов с нарушением установленных сроков;
б) за непривлечение субподрядчиков, соисполнителей в объеме, установленном в контракте.
Пунктом 7.8 проекта контракта извещения данного электронного аукциона установлено, что подрядчик несет ответственность в соответствии с действующим законодательством за неисполнение или ненадлежащее исполнение условия о привлечении к исполнению Контракта субподрядчиков, в том числе:
а) за представление документов, указанных в подпунктах 5.4.11, 5.4.12, 5.4.14 Контракта, содержащих недостоверные сведения, либо их непредставление или представление таких документов с нарушением установленных сроков;
б) за непривлечение субподрядчиков в объеме, установленном в пункте 5.4.10 Контракта.
Согласно пунктам 5.4.11, 5.4.12, 5.4.14 Контракта:
5.4.11.Оплачивать выполненные субподрядчиком работы (их результаты), исполнения договора, заключенного с субподрядчиком, в течение 7 рабочих дней с даты подписания Подрядчиком документа о приемке выполненной работы (ее результатов).
5.4.12. В течение 10 рабочих дней со дня оплаты Подрядчиком выполненных обязательств по договору с субподрядчиком представлять Заказчику следующие документы:
копии документов о приемке выполненной работы, которые являются предметом договора, заключенного между Подрядчиком и привлеченным им субподрядчиком;
копии платежных поручений, подтверждающих перечисление денежных средств Подрядчиком субподрядчику.
5.4.14. Соблюдать требования земельного, градостроительного, лесного, законодательства в области здравоохранения, охраны окружающей среды, законодательства о недрах, в случае их нарушения оплачивать штрафные санкции, наложенные соответствующими органами, и принимать исчерпывающие меры по устранению нарушений за свой счет.
Вместе с тем Комиссией установлено, что пункт 7.8. Контракта содержит ссылки на иные пункты Контракта (5.4.11, 5.4.12), содержащие требования, не относящиеся к требованиям пунктов 2 - 4 Типовых условий Контракта, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1466.
Уполномоченным органом пояснено, что ссылки на пункты 5.4.11, 5.4.14 проекта контракта могут быть скорректированы при заключении контракта, либо подписанием дополнительного соглашения.
Таким образом, уполномоченным органом допущено нарушение части 6 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ при размещении извещения данного электронного аукциона.
Довод 2.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Во исполнение вышеуказанной нормы, извещение данного электронного аукциона содержит следующее требование:
- документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ:
Участник закупки должен являться членом саморегулируемой организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев предусмотренных ч. 2.1 и 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ.
Член саморегулируемой организации имеет право выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемого с использованием конкурентных способов заключения договора, при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированных в соответствии со ст. 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса РФ;
2) если совокупный размер обязательств по договору строительного подряда заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договора не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
3) если совокупный размер обязательств по договору строительного подряда не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда в соответствии с частью 10 или 12 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ.
Все перечисленные выше требования не распространяются:
- на участников, которые предложат цену контракта 10 млн руб. и менее. Такие участники не обязаны быть членами СРО в силу ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ;
- на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юрлица с госучастием в случаях, которые перечислены в ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ.
Участнику необходимо предоставить информацию из единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах в любой свободной форме. В случае непредоставления подобных сведений комиссия будет осуществлять проверку наличия информации об участнике в едином реестре самостоятельно, на основании данных, предоставленных оператором электронной площадки.
Документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, если иное не предусмотрено Федеральным законом N 44-ФЗ (предоставляются в случае установления таких требований в извещении об осуществлении закупки):
На основании позиции 10 раздела II Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации"...
Однако, согласно Письму Минфина России N 24-01-07/95279, Минстроя России N Б0737-СИ/02 от 03.10.2022 "О подтверждении членства участника закупки в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства для целей участия в закупках в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ и Решению ФАС России от 17.10.2022 по делу N 28/06/105-3179/2022 требовать от участника закупки подтверждающего документа в извещении об осуществлении закупки не законно, а Заказчик самостоятельно, вне зависимости от полученных или неполученных документов или информации, должен произвести проверку членства участника закупки в саморегулируемой организации.
Уполномоченным органом пояснено, что в извещени не было установлено требование о предоставлении подтверждающего документа, т.к в случае непредоставления подобных сведений, комиссия будет осуществлять проверку наличия информации об участнике в едином реестре самостоятельно.
Вместе с тем, как указывалось выше, извещение о проведении закупки содержит требования, о предоставлении информации из единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах в любой свободной форме.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
12) требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Таким образом, уполномоченным органом при размещении извещения данного электронного аукциона допущено нарушение пункта 12 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
Довод 3.
По мнению Заявителя так как Заказчиком выступает областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Качугская районная больница", то на основании пункта 8.1 статьи 3 Федерального Закона NN 44-ФЗ, такой Заказчик обязан заключать Контракт, а не Государственный Контракт.
Согласно пункту 8.1 статьи 3 Федерального закона N 44-ФЗ контракт - государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен бюджетным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4, 4.1, 4.3 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Однако, пунктом 8 статьи 3 Федерального закона N 44-ФЗ даётся определение "государственный контракт" и "муниципальный контракт" - государственный контракт, муниципальный контракт - гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
ОГБУЗ "Качугская РБ" является государственным бюджетным учреждением и согласно пункту 8 статьи 3 Федерального закона N 44-ФЗ, гражданско-правовой договор, где заказчиком выступает ОГБУЗ "Качугская РБ" является государственным контрактом.
На основании вышеизложенного, данный довод Заявителя не находит своего подтверждения.
Довод 4.
Пунктом 6 Технического задания данного электронного аукциона установлено требование, об обязательстве подрядчика соблюдать технологию выполнения работ, согласно ПУЭ, ПТЭЭП, СНиП 21-01-97, СанПиН 2.4.1178- 02.
Однако в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1034. СНиП 21-01-97 утратил силу с 01.01.2021 г.
Вместе с тем, Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что техническим заданием данного электронного аукциона также указано об обязанности Подрядчик выполняет работы в соответствии с Проектной документацией, утвержденной в порядке установленном в законодательством о градостроительной деятельности, настоящим техническим заданием, в полном соответствии с требованиями технических регламентов, государственных стандартов ГОСТ), действующих строительных норм и правил (СНиП), норм пожарной безопасности (НПБ), санитарных норм и правил.
Таким образом, исследовав представленные документы и доказательства, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу об необоснованности довода жалобы.
Довод 5, 6.
По мнению заявителя в извещении данного электронного аукциона установлено требование об обеспечении гарантийных обязательств. При этом в пункте 8.8 контракта указано, что "Обеспечение гарантийных обязательств не установлено".
По данному вопросу Заказчиком и (или) уполномоченным органом в ЕИС размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 27.03.2023 NРИ1, в котором запрашивается информация о нарушении, указанного в доводе 5. Заказчик в ответ на данные разъяснения указывает, что будут внесены соответствующие изменения. Вместе с тем, по мнению заявителя изменения внесены не были.
Вместе с тем, Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что 27.03.2023 года уполномоченным органом, на основании письма Заказчика были внесены изменения в извещения данного электронного аукциона, а также размещены в ЕИС.
Таким образом, данные доводы Заявителя не находят своего подтверждения.
Довод 7.
В части 3 извещения данного электронного аукциона "Обоснование НМЦК" имеется приложение "Положительное заключение N 38-1-1-2-039187-2022 г. от 20.06.2022 г". При этом данное Положительное заключение в извещении отсутствует. Имеющаяся положительная экспертиза имеет отличную от указанной в Обосновании дату и номер, а именно 38-1-1-2-010817-2022 от 20.06.2022 г.
Уполномоченным органом пояснено, что в приложении N 2 к части 3 "Обоснование НМЦК" указано, что расчет начальной (максимальной) цены контракта по объекту: Капитальный ремонт системы медицинского газоснабжения здания стационара ОГБУЗ "Качугская РБ", расположенного по адресу: Иркутская область, р.п. Качуг, пер Больничный, д.1 основывался на Положительном заключении ГАУ ИО "Экспертиза в строительстве Иркутской области" от 28.02.2022 года N38-1-2-010817-2022. При этом, в Единой информационной системе в сфере закупок в разделе "Документы" по данной закупке отдельными файлами размещено Положительное заключение ГАУ ИО "Экспертиза в строительстве Иркутской области" от 28.02.2022 года N38-1-2-010817-2022 в полном объеме.
На основании вышеизложенного, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу об необоснованности данного довода жалобы.
Довод 8.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о сроках исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Установлено, что в извещении данного электронного аукциона указана дата начала исполнения контракта: 01.04.2023.
Вместе с тем, пунктом 3.1 Проекта контракта установлено, что начало выполнения работ - с момента заключения контракта.
На момент рассмотрения жалобы (06.04.2023 г.) государственный контракт заключен не был.
Таким образом, противоречивые сведения содержащиеся в интернет версии извещения, а также в проекте контракта данного электронного аукциона, в части срока выполнения работ, содержат нарушения пункта 8 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
Довод 9
Приложение N 5 к проекту контракта данного электронного аукциона содердит График выполнения работ. Вместе с тем, по мнению заявителя, его заполнение будет необходимым на этапе формирования проекта Контракта с победителем закупки, то Заказчик может злоупотребить правом установления невыполнимых сроков отдельных этапов выполнения работ.
Комиссия Иркутского УФАС России проанализировав данный довод жалобы приходит к выводу о его необоснованности в связи со следующем.
Приказом Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр "Об утверждении Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ" Утверждена Методика составления графика выполнения строительно монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства.
Таким образом, требования Законодательства к составлению графика выполнения работ в отношении закупок предметом которых является капитальный ремонт отсутствуют.
Положениями проекта контракта установлен общий срок выполнения работ (п. 3.1 Начало выполнения работ - с момента заключения контракта; Окончание работ - 31 августа 2024.)
Согласно п. 2.13 график объема выполнения работ на 2023 год заполняется Подрядчиком и согласовывается с Заказчиком по итогам аукциона, а график объема выполнения работ по содержанию на 2024 год (по форме приложений N 5 к Контракту) будет определен путем заключения дополнительных соглашений к настоящему Контракту. Таким образом, Подрядчик вправе самостоятельно разбить общий объем работ на отдельные этапы и определить их срок исполнения.
В соответствии с пунктом 3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Заявителем не доказано, а Комиссией Иркутского УФАС России не установлено, что допущенные правонарушения повлияли на исход торгов данного электронного аукциона, в связи с чем отсутствуют основания выдачи предписания.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной;
2. признать уполномоченный орган нарушившим часть 6 статьи 30, пункт 8, 12 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ;
3. предписание по результатам рассмотрения жалобы не выдавать;
4. Направить копии решения сторонам по жалобе;
5. Прекратить процедуру приостановления определения поставщика, (подрядчика, исполнителя) введенное в связи с поступлением рассмотренной жалобы.
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 7 апреля 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.04.2023