резолютивная часть решения объявлена 30.03.2023 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе: в составе -ведущего специалиста-эксперта отдела Управления,
в присутствии представителей общества с ограниченной ответственностью "Инфинити" (далее - Заявитель) действующего на основании доверенности, Государственного казенного учреждения КБР "Управление капитального строительства" (далее - Заказчик)., действующего на основании доверенности, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства КБР (далее - Уполномоченный орган) действующего на основании доверенности,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия комиссии Уполномоченного органа при проведении открытого конкурса в электронной форме N0104200002123000020 "Подготовка проектной документации и выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству объекта "Общеобразовательная школа на 400 мест в г.п. Нарткала" (далее - Конкурс, Закупка), руководствуясь ст.ст.99,105,106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N727/14,
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии Уполномоченного органа при проведении Конкурса.
Изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
25.02.2023 г. на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) был размещен открытый конкурс в электронной форме N0104200002123000020 "Подготовка проектной документации и выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству объекта "Общеобразовательная школа на 400 мест в г.п. Нарткала" с начальной (максимальной) ценой контракта 410 752 122,00 руб.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Кабардино-Балкарским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
Согласно доводу жалобы Заявителя, комиссией Уполномоченного органа незаконно отклонена заявка на участие в Конкурсе.
Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в закупке должна содержать, в том числе информацию и документы, предусмотренные подпунктом "м" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом "м" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки, если требование о наличии такого решения установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника закупки заключение контракта на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
Подпунктом "а" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.
Согласно пункту 2 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Пунктом 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N0104200002123000020 от 22.03.2023 г. заявка Заявителя отклонена на основании: "Непредставление информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N44 ФЗ) (Отклонение по п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ). Решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки только в рамках открытых аукционов в электронной форме".
В составе заявки Заявителя приложено решение N1/08 единственного учредителя общества с ограниченной ответственностью "Инфинити" от 18.02.2022 г., согласно которому учредителем принято решение о согласии на совершение любых крупных сделок обществом с ограниченной ответственностью "Инфинити", в том числе обеспечение заявок на участие, заключение контрактов, обеспечение исполнения контрактов, в рамках участия общества в открытых аукционах в электронной форме на электронных торговых площадках. Максимальная сумма одной такой сделки не должна превышать 1 000 000 000 руб.
Комиссия Уполномоченного органа отклонила заявку Заявителя по причине того, что решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки применяется только в рамках открытых аукционов в электронной форме, тогда как предметом Закупки является открытый Конкурс.
Однако Комиссией Уполномоченного органа не принято во внимание, то что данным решением предусмотрено согласие на совершение любых крупных сделок обществом с ограниченной ответственностью "Инфинити", в связи с чем, Комиссией Уполномоченного органа незаконно отклонена заявка на участие в Конкурсе.
Вместе с тем, Комиссией установлено следующее.
Пунктом 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
В соответствии с Извещением Заказчиком установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с позицией 7 приложения к Постановлению N 2571 (далее - Дополнительное требование), а также требование о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участников закупки Дополнительному требованию, предусмотренному позицией 7 приложения к Постановлению N 2571.
Указанное дополнительное требование подразумевает под собой следующее:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Цена выполненных работ по договору, предусмотренных пунктами пунктом 1 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей; не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей; не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей.
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). В случае наличия опыта, Предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
В рассматриваемом случае начальная максимальная цена контракта составляет 410 752 122,00, следовательно, к участникам закупки предъявляются требования о наличии опыта исполнения контракта не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, что составляет в рассматриваемом случае 164 300 848,8 руб.
При этом Заявителем в составе заявки не представлено документов и сведений, подтверждающих соответствие дополнительным требованиям, установленным в соответствии с Постановлением N2571.
Из представленных Заявителем в составе заявки документов следует, что наибольшая цена контракта, соответствующего требованиям Постановления N2571 составляет 138 451 300,00 руб (реестровый номер контракта в ЕИС N2072501481118000018), тогда как для допуска к участию в Конкурсе необходимо иметь опыт исполнения контракта не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 164 300 848,8 руб.
Иные контракты (договоры), представленные Заявителем в составе Заявки, в частности от 24.08.2022 и от 25.01.2022 г. заключенные с ООО "Р" (на сумму 700 112 293,20) и ООО "Т" (на сумму 1 068 276 908,64) соответственно, имеют явные признаки фальсификации, в связи чем не могли быть расценены комиссией Уполномоченного органа в качестве наличия опыта, подтверждающего соответствие дополнительным требованиям, установленным в соответствии с Постановлением N2571.
Учитывая изложенное, Комиссия полагает целесообразным направить соответствующие материалы в отношении ООО "И" в правоохранительные органы в порядке, предусмотренном статьями 144-145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), так как заявка Заявителя подлежала отклонению по иному основанию.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
Решила:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2.Предписание об устранении нарушений положений Закона о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 4 апреля 2023 г. N 007/06/48-270/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.04.2023