резолютивная часть решения объявлена 31.03.2023 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе рассмотрев в режиме видео-конференц связи, жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона N 0304200002723000047 "50-2023 х Инструменты для медицинского назначения для хирургии" (далее - Аукцион, Закупка), руководствуясь ст.105 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N727/14,
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении аукциона.
Согласно жалобе, Заказчиком нарушены положения Постановления Правительства РФ от 19 апреля 2021 г. N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N620), в части объединения в один лот медицинских изделий различных видов и назначения.
Также Заявителем указывается, что совокупности требований установленных техническим заданием соответствует единственный производитель.
Рассмотрев доводы Заявителя, указанные в жалобе, и изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
17.03.2023 на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) (сайт оператора электронно-торговой площадки - АО "Единая Электронная Торговая Площадка" http://roseltorg.ru) был размещен аукцион N 0304200002723000047 "50-2023 х Инструменты для медицинского назначения для хирургии" с начальной (максимальной) ценой контракта - 60 000 000,00 р.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Кабардино-Балкарским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Довод Заявителя о несоблюдении положений Постановления N620, Комиссия признает необоснованным в силу следующего.
Проанализировав описание объекта закупки Аукциона, Комиссия установила, что Заказчиком закупаются расходные материалы для рентгенохирургических вмешательств, а именно стенты для коронарных артерий и совместимые с ними расходные материалы.
Из пункта 1 Постановления N 620 следует, что при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает:
- 600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей;
- 1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
- 1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.
Из пункта 2 Постановления N620 следует, что указанное в пункте 1 Постановления N620 требование не распространяется на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) с расходными материалами, которые предусмотрены производителем (изготовителем) для использования данных медицинских изделий.
Из пояснений представителей Заказчика следует, что посредством Аукциона закупаются расходные материалы для рентгенохирургических эндоваскулярных вмешательств, направленных на диагностику и лечение заболеваний магистральных сосудов при острых формах расстройств сердечнососудистой системы (ОКС, острый инфаркт миокарда др.), а именно стенты для коронарных артерий и совместимые с ними расходные материалы.
В соответствии с п. 3 ст. 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия. Таким образом, техническая документация, являясь неотъемлемой частью документации на медицинское изделие, определяет как способ применения медицинского изделия, так и перечень расходных материалов, необходимых для применения закупаемого медицинского изделия (в том числе совместимых медицинских изделий, необходимых для использования закупаемого товара по назначению при проведении определенных хирургических манипуляций).
Описание объекта закупки является неотъемлемой частью документации, определяет как способ применения медицинского изделия, так и перечень расходных материалов, необходимых для применения закупаемого медицинского изделия (в том числе совместимых медицинских изделиях, необходимых для использования закупаемого товара по назначению при проведении определенных хирургических манипуляций).
Включение в один лот закупки по извещению стентов для коронарных артерий, выделяющих лекарственное средство, и иных медицинских изделий - расходных материалов к закупаемым стентам, осуществлено Заказчиком исходя из необходимости удовлетворения потребности учреждения здравоохранения, а также с целью обеспечения условий для оказания медицинской помощи пациентам, нуждающимся в лечении ишемической болезни сердца в острой или стабильной формах.
В случае, если перечень медицинских изделий, соответствующий техническому заданию и необходимый заказчику, является составным единого процесса хирургического вмешательства и необходимые Заказчику медицинские изделия не могут быть использованы друг без друга, объединение в один лот закупаемых медицинских изделий, имеющих разные коды видов медицинских изделий при условии, что их совместное применение предусмотрено инструкциями по применению и (или) иной эксплуатационной документации производителя, не противоречит требованиям Постановления N620.
Указанный правовой подход, подтверждается судебной практикой, в том числе, по делам NА46-21129/2021, NА79-10646/2021;NА46-21127/2021, NА45-36738/2021, NА79-10646/2021, NА46-21127/2021
Учитывая изложенное, указанный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Довод Заявителя о соответствии совокупности установленных техническим заданием характеристик единственного производителя по двум позициям, также не нашел своего подтверждения, в силу следующего.
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе сказано, что заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
При этом Закон о контрактной системе прямо устанавливает принципы регулируемого законодательства, которые являются его основой, и каждая из его норм, фактически, корреспондирует к какому-либо из принципов, позволяя обеспечить возможность их соблюдения. При этом согласно статьям 6, 8, 12 Закона о контрактной системе заказчику, в том числе при описании объекта закупки надлежит руководствоваться принципами обеспечения конкуренции и результативности и эффективности осуществления закупок.
Таким образом, описание объекта закупки должно отражать реальную, обоснованную, объективную потребность заказчика для целей:
-закупки заказчиком товаров, которые в полной мере удовлетворят нужду заказчика;
-обеспечения заказчиком исполнения принципа эффективности осуществления закупок;
-не допуска нерационального расходования бюджетных средств заказчиком;
-обеспечения заказчиком исполнения принципа обеспечения конкуренции;
-не допуска необоснованного сокращения заказчиком числа участников закупок.
Комиссия отмечает, что вышеуказанные выводы коррелируют с многочисленной судебной практикой, в том числе, например, по делам NА21-4239/2020, NА34-1354/2021, NА33-15654/2022.
Таким образом, в рассматриваемом случае в описании объекта закупки установлены четкие и конкретные требования к закупаемому товару с учетом собственной потребности Заказчика, исходя из специфики осуществляемого им вида деятельности, что не противоречит требованиям действующего законодательства.
Вместе с тем Заказчиком в материалы жалобы представлены документы, из которых следует, что по описанию объекта закупки по позициям 1-2 соответствуют товары двух разных производителей.
Помимо стента Synergy производителя "Бостон Сайентифик Корпорейшн" описанию объекта закупки соответствует товар - стент Cre8 производителя "СИД С.п.А.", что подтверждается письмами от ООО "Бостон Сайентифик Корпорейшн", официального представителя производителя "СИД С.п.А" - ООО "Деост" о параметрах стента Cre8, а также технической документацией производителя к стенту Cre8 производителя "СИД С.п.А".
Кроме того, Комиссия отмечает, что поскольку объектом закупки является поставка товаров, а не их изготовление, то поставщиком такого товара может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не производитель таких товаров. При этом учитывая представленные Заказчиком материалы, можно прийти к выводу, что потребности Заказчика соответствует как минимум товар двух производителей.
При этом из изложенного выше следует, что принцип обеспечения конкуренции был соблюден, в том числе путем обеспечения возможности участия различных поставщиков и производителей. А принцип эффективности закупки может быть соблюден только при закупке Заказчиком товаров, которые в полной мере отвечают потребности Заказчика и его пациентов.
Ввиду изложенного первый указанный довод Заявителя также не находит своего подтверждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.105 Закона о контрактной системе Комиссия,
Решила:
1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 5 апреля 2023 г. N 007/06/42-274/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.04.2023